Из чего делают гжель: Как создают изделия Гжель? | Гжель

Содержание

Как создают изделия Гжель? | Гжель

Путь от идеи до готового изделия…

 

Процесс производства гжельских изделий таков: в карьере добывается глина,  которая перебирается руками с целью удаления мусора и камней. Далее мастера вытачивают на специальных станках гипсовые модели по эскизам художников. Станок напоминает гончарный круг, но заготовки обрабатываются не руками, а при помощи специальных резцов.

Впоследствии с неё делают рабочую форму для отливки изделий. Формы, в которые заливают шликер – жидкую фарфоровую массу, также изготавливают из гипса. Гипс благодаря своей пористости хорошо впитывает влагу, постепенно масса затвердевает и приобретает форму.

После этого изделия обжигаются для того, что бы они приобрели прочность и твердость, и покрываются специальной краской, которая делает изделия гладкими. После этой процедуры к своей работе приступают художники. Они расписывают все изделия традиционным орнаментом. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия. Но в то же время художники не забывают и о стиле, в котором преобладают растительные орнаменты, а также различные геометрические фигуры. Также неизменным остаётся фирменное гжельское сочетание белого и голубого.

Сейчас Гжель объединяет несколько десятков сёл и деревень бывшей Гжельской волости. Это один из крупнейших гончарных центров не только в московской области, но и во всей России. Секретом популярности Гжели является не только необычный, простой, но в тоже время оригинальный и легко узнаваемый стиль, но и разнообразие форм, рисунков, и самой продукции, которые предлагают нам гжельские мастера. Гжель является символом гончарного искусства России, в том числе и за рубежом.

Ассортимент изделий Гжельского фарфора  необычайно велик. Основной ассортимент, конечно же, составляют чайные и кофейные сервизы и вазы, но это далеко не всё чем могут порадовать россиян и гостей нашей страны гжельские мастера. Они выполняют по индивидуальным заказам разнообразные скульптуры, подсвечники, люстры, чаши и даже камины. И это далеко не весь перечень продукции, которая выпускается «Гжелью». Можно сказать, что ассортимент продукции ограничивается лишь фантазией художника и заказчика. А современные технологии и мастерство художников позволяют сделать изделие практически любой формы и размера.

В нашем магазине «Мир Гжели» представлен широкий ассортимент посуды, сувениров и предметов интерьера из Гжельского фарфора. Купить посуду Гжель можно on-line на сайте, оформив заказ, и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время. Так же можно сделать заказ по тел. +7(495)792-39-69 или отправить нам на почту [email protected].

Мы уверены что Вы обзательно найдете то, что будет Вам по душе! Приятного путешествия по нашему магазину «Мир Гжели»!

 

 

 

Как делают гжель? — технология производства

Сертификат о соответствии

Отказное письмо на ёлочные украшения

Протокол испытаний

Ослепительная белизна укрытых снегом полей, в которой плещется синь весеннего неба… Конечно, речь идет о всем известной гжельской росписи. Кстати, она не такая уж и народная: в привычном виде эта стилизация народного творчества появилась лишь в 50-х годах прошлого столетия. Расчет на универсальность себя полностью оправдал: изысканная в своей простоте сине-голубая роспись смотрится не только органично и декоративно, но и высокохудожественно. Так как делают гжель? Каким образом рождается сине-голубая роспись, превращающая обычные подносы, статуэтки, сервизы и самовары в произведения искусства?

Сначала над созданием будущего фарфорового изделия работает художник, делая карандашные наброски и выбирая из них лучший. Затем создается пробный образец, с которого отливаются гипсовые формы. В случае со сложными изделиями они могут состоять из нескольких частей. По ним изготавливается разъемная форма для литья.

После этого форма заполняется шликером. Он представляет собой пластичную массу на основе кварца, полевого шпата и каолина, разбавленную водой до консистенции густых сливок. Шликер заливается в форму и затвердевает, соприкасаясь с ее стенками. Излишки исходного сырья сливаются, а заготовки сушатся в естественных условиях. После чего их тщательно обрабатывают: чистят, устраняют швы и незначительные дефекты, клеят мелкие элементы. Затем заготовки подвергают так называемому «утильному» (предварительному) обжигу при температуре порядка 900 градусов.

Обработанные изделия погружают в фуксиновый раствор. В нем будущие вазы, сервизы и сувениры приобретают насыщенный розовый оттенок, позволяющий заметить и устранить мельчайшие трещины. После повторного обжига этот цвет исчезает, а заготовка приобретает технологическую стойкость.

Теперь наступает ответственный этап – нанесение рисунка. Художник работает с невзрачным на вид серо-черным составом, который делается на основе оксида кобальта. С помощью кисти проставляются цветовые акценты со строгим соблюдением канонов гжельской росписи. Поскольку каждое изделие уникально в своем роде и подразумевает скрупулезную работу, то на нем ставится именная подпись художника. Расписанный предмет глазуруют, а под воздействием высокой температуры глазурь на основе стеклянных фракций приобретает прозрачность, а само изделие – особую яркость. Сквозь нее, как подснежники из сугроба, прорастают чудесные цветы, пейзажи, орнаменты и удивительные сюжеты, расцветающие всеми оттенками от прозрачного лазурного до бездонного синего. Так и рождается чудо, превращая обычные заготовки в вечную, изумительно прекрасную и всегда разную гжель.

 

Как делают гжель — Наталья Радулова — LiveJournal

Один из самых знаменитых промыслов России — не такой уж и народный. Сине-белая гжель — по сути лишь изящная стилизация народного творчества. Та гжель, которую мы все знаем, о которой даже в школьных учебниках написано — «Сочетание белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба» — была придумана московской художницей Натальей Бессарабовой в 1950-х годах.

И все же знаменитому промыслу лет не меньше, чем самому селу Гжель, впервые упомянутому в завещании Ивана Калиты. Здесь сотни лет «выпекали» керамику, майолику, фаянс. Здесь семья фарфоровых монополистов Кузнецовых развернула до революции свое производство. Во всем этом обширном районе Подмосковья, состоящем из 27 деревень, объединённых в так называемый «Гжельский куст», чуть ли не каждый второй житель — потомок семейных династий гончаров, «точильщиков», «писарих».

Перед революцией здешняя отрасль насчитывала около 80 разнокалиберных частных предприятий. Советская власть национализировала семь наиболее крупных, перепрофилировав их под технический фарфор: лабораторную посуду, высоко- и низковольтные изоляторы. Остальные мастера разбежались по артелям. В соседней с Гжелью деревне Турыгино еще в 1929 году возникла артель под названием «Вперед, керамика!», далее менявшая вывеску на «Художественная керамика», со временем выросшая до завода, где в 1954 году первым небольшим тиражом, несколько десятков экземпляров, выпустили набор для воды Гжельская роза Натальи Бессарабовой — кувшин и кружку с классическими ныне декоративными мотивами — проба пера, первая гжель в нынешнем смысле этого слова.

В начале 1970-х в Научно-производственное объединение «Гжель» свели все местные малые производства. В 1976 году цех перестроили и модернизировали, к 1983 году вывели на проектную мощность — гжель пошла вовсю. Предприятие тысячами выпускало знаменитые чайные пары, самовары, сервизы, квасники — с узнаваемой росписью сочным кобальтовым мазком по нейтрально-белому фону. Когда в программе «Кинопанорама» Эльдар Рязанов подарил режиссеру Акире Куросаве гжельский самовар с маленьким чайничком наверху, гжель вдруг захотели себе все. Красивый гжельский чайный набор за стеклом серванта считался неким символом благополучия. В обмен на гжель можно было попасть на спектакль, устроить ребенка в школу, сделать операцию.

И все же даже у главного художника Гжельского фарфорового завода Симонова есть претензии к традиционной уже гжели: «Я всегда говорил, что знаменитая гжельская роза — это капуста. Посмотрите, ну капуста же! Быстрые, почти небрежные мазки, а потом чуть-чуть тонкой кисточкой добавили мелких деталей и все. Так легче, быстрее и не требует высочайшего мастерства. То что надо для массового производства. Ведь после войны, когда наш промысел возрождали, не все живописцы могли перенести эскиз на керамическую «натуру», поэтому и выбрали более простой вариант, чтобы и ученики справились». Симонов просит обратить внимание на другую, цветную, «дореволюционную» гжель, где рисунки выполнены с таким изяществом, что даже кажутся неродными.

Но гжель — она всегда была разной. Да, сине-белая стилизация народного творчества, предпринятая художниками для возрожденного промысла, рассчитана на универсальный вкус. Простая, «снежная» цветовая гамма выглядит не только декоративно, но и как-то по-геральдически убедительно. Но цветная, высокохудожественная роспись — это тоже гжель. Здесь ведь всегда все копировали — китайцев или там голландских мастеров. Точнее, не копировали даже, а писали «По мотивам». В итоге придумали своё. Синее на белом. А это гжель «наоборот» — белым по синему. Сверху, после обжига, для красоты еще и золото добавляют.

«Тут одна Гжель, идти некуда, — вздыхает живописец Валентина Попова, которая вот уже девятнадцать лет выписывает на блюдах знаменитые синие розы. — Есть несколько крупных предприятий, есть поменьше, а кто и дома работает. Но платят все примерно одинаково — я больше двадцатки никак не получу, если только и на выходных буду сидеть, не разгибаясь». Никто, впрочем, не запрещает «заводским» работать на частников — свои люди, все понимают. И даже те, кто уезжает работать в Москву охранниками или санитарками по популярной здесь схеме: сутки через трое, все равно умудряются и дома подрабатывать литейщиками, формовщиками или художниками.

В частных лавочках всего полно: штофы для водки, символы года восточному календарю и православные иконы. Все — гжель.

Это магазин при заводе. Продукция здесь более «интеллигентная».

А вообще все начинается так. Каждое новое изделие изготавливается сначала в единичных экземплярах и проходит внутренний художественный совет, который принимает решение о запуске изделия в производство. После этого модельщик изготавливает образец, с него отливаются гипсовые формы, которые могут состоять из нескольких частей, в зависимости от сложности изделия. Вот как раз мастерская с этими формами.

В готовые формы заливают шликер – мягкую массу, состоящую из каолина, кварца и полевого шпата. Отлитые изделия подсушивают в естественных условиях. Затем их очищают от швов и мелких дефектов, приклеивают мелкие детали.

После этого изделия проходят предварительный обжиг, называемый «утильным», в специальной печи при температуре около 900 °С. Обожженный «утиль» окунают в специальный фуксиновый раствор, позволяющий выявить незаметные трещинки. После раствора все тарелочки, чащечки и вазочки становятся розовыми, точнее — цвета функсии. Этот цвет уйдет после «настоящего» обжига.

Изделия, успешно прошедшие такой контроль и получившие заводское клеймо, отправляются в живописный цех.

Художники наносят на них пока еще невзрачной черно-серой смесью, изготовленной на основе оксида кобальта, рисунки и ставят именную подпись.

Расписанные изделия попадают к глазуровщикам, которые окунают их в большие баки с жидкой белой глазурью и отправляют на заключительный обжиг.

Главный художник, Сергей Симонов, показывает главную гордость завода — новую печь. «Температура для обжига — 1350 градусов. А как обжигают частники? В маленьких печках, с помощью газовых баллонов, с недостачей температуры. Поэтому они только сувенирку обычно и делают свиньи, путешки, обезьянки — это все их тема. Нашу тарелку на морозе забудешь — с ней ничего не станется, а их фарфор сразу треснет.

И вот, после такой двойной «закалки», появляется на свет гжельский фарфор. Фуксиновый оттенок полностью исчезает, глазурь становится прозрачной и сквозь нее проступают  волшебные цветы, пейзажи и сюжеты, переливающиеся всеми оттенками цвета – от темно-синего до небесно-голубого.

Еще больше о гжели вы можете прочесть

в моем репортаже в журнале «Огонек»

как производят всемирно известный фарфор в Подмосковье

Гжельский фарфоровый завод, который располагается в Раменском районе, ведет свою историю еще с 1818 года. Сегодня это крупнейшее предприятие Московской области по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью. Каждый день здесь выпускают порядка 1000 товаров – это и посуда, и вазы, и декоративные фигурки. Корреспонденты официального портала правительства Московской области пообщались с главным художником завода Сергеем Михайловичем Симоновым и узнали, что общего у производства фарфора с сельским хозяйством, какие этапы предшествуют появлению знаменитых сине-белых изделий и как выглядела дореволюционная гжель.

Производство полного цикла

Производство гжельского фарфора, который во времена СССР стал предметом особой гордости его обладателей, располагается на двух этажах. Здесь осуществляются все его этапы – от заливки форм до итогового обжига изделия. Гжельский фарфоровый завод – предприятие полного цикла, все материалы, которые необходимы для производства, делаются здесь же местными мастерами – это и сам жидкий фарфор (шликер), и формы, и глазурь.

«Производственные риски такие же, как в сельском хозяйстве. Только там все зависит от погоды, а у нас от степени влажности, запыленности, освещенности», – рассказывает Сергей Симонов.

Формируют первоначальный вид будущего изделия литейщики. Именно они заливают шликер в гипсовые формы, выдерживая его определенное время.

Производство гжельского фарфора

Источник:
РИАМО, Николай Корешков

«Каждая литейщица знает, какой именно ассортимент содержится в форме. У нас ведь все формы похожи, и запомнить, в какой форме тот или иной ассортимент, почти невозможно. Нужно иметь сноровку, привычку и знание свойств материала – маленькое или крупное изделие ведет себя по-разному. Нужно знать, какую толщину выдержать при отливке», – рассказывает главный художник завода Сергей Симонов.

Каждый литейщик еще и скульптор, потому что изделие приходится собирать из отдельных частей.

После отливки изделия должны высохнуть, а уже после сушки они поступают к оправщикам. Задача оправщика убрать все швы, сделать заготовку гладкой и аккуратной. Оправленное изделие отправляется в печь на обжиг при температуре 850–900 °С, после которого оно становится чуть прочнее, чем просто высушенное, но все же еще достаточно хрупкое.

Производство гжельского фарфора

Источник:
РИАМО, Николай Корешков

После обжига в печи изделие нужно проверить на отсутствие микротрещин. На Гжельском заводе для этого используют фуксиновую краску розового цвета. Когда изделие опускается в фуксиновый раствор, выявляются различные дефекты – трещина темнеет, а вокруг нее остается выбеленный участок. После второго обжига эта краска выгорит.

Производство гжельского фарфора

Источник:
РИАМО, Николай Корешков

После фуксинового контроля качественные изделия маркируют: на дне ставится печать окисью хрома зеленого цвета с изображением местной старообрядческой церкви и года начала промысла – 1818. Изделия, не прошедшие контроль, перемалывают в пыль. Из нее снова делают фарфоровую массу, поскольку свойства не теряются.

Маркированные изделия попадают на стол к художникам – именно от них зависит, как будет выглядеть чашка, салатник, снеговик или ваза. Художников на заводе около 40: есть те, которые специализируются на определенном виде живописи, а есть универсалы.

По словам Сергея Симонова, художники имеют разную квалификацию – кто-то выпускник художественного вуза, а кто-то самоучка, и его готовили прямо здесь, на фабрике.

«У каждого живописца свой ассортимент. Сегодня они расписывают супники, а завтра глазки-носики у снеговиков. Есть художники, которые рисуют по своим собственным эскизам. Работает у нас и художник, который пишет пейзажи. Он основоположник этого стиля в гжели», – отмечает Симонов.

Производство гжельского фарфора

Источник:
РИАМО, Николай Корешков

На этапе росписи имеет значение любая мелочь, нужно уметь прогнозировать, каким выйдет изделие из обжига – от этого зависит, какой плотности кобальт наносить на изделие.

Многие считают, что гжель – это исключительно бело-синие изделия, однако так было не всегда. Дореволюционная гжель была цветной, а изделия, покрытые только кобальтом, появились лишь после Великой Отечественной войны в 1946 году. Причина этого проста – нехватка средств, а использование кобальта было самым дешевым вариантом производства. Сейчас на заводе выпускают и цветную, и бело-синюю гжель.

Производство гжельского фарфора

Источник:
РИАМО, Николай Корешков

После росписи на изделии ставится подпись художника и дата выпуска. На следующем этапе – глазуровке, изделие целиком опускают в глазурь, и рисунок полностью исчезает. Изделие в глазури отправляют в печь на итоговый обжиг при 1350 градусах. После этого кобальт станет синим, а глазурь – прозрачной.

Производство гжельского фарфора

Источник:
РИАМО, Николай Корешков

На Гжельском фарфоровом заводе чтят традиции и сохраняют исторический ассортимент. Одни из самых старых вещей – это пивная кружка 1986 года, чайник «Вдохновение» из 1980-х, штоф «Осетр». 

Самый популярный товар к Новому году – фарфоровые снеговики и елочки. Гжельский снеговик тоже впервые появился в 1980-х годах – именно он был главным призом «Известий» на соревнованиях по хоккею в 1986 году.

Производство гжельского фарфора

Источник:
РИАМО, Николай Корешков

Спортивная тематика имела продолжение при подготовке к Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Также мы активно сотрудничаем с Российским футбольным союзом (ООО РФС), и производим сувениры с его символикой.

Художественные промыслы Подмосковья: от матрешек и фарфора до елочных игрушек>>

Ручной труд и автоматизация производства

Роспись изделий на Гжельском фарфоровом заводе осуществляется полностью вручную, но автоматизация не обошла и это производство. Так, на заводе есть несколько машин для литья, с помощью которых удается создавать большие формы простых изделий: кувшины, салатники, штофы, чашки. Мелкие детали – ручки у чашек, детали у штофов – работники завода прикрепляют вручную.

На заводе есть и советские станки тридцатилетней давности, и новые. Самая новая литейная машина куплена во Франции.

Производство гжельского фарфора

Источник:
РИАМО, Николай Корешков

«Большая доля у нас все же ручного труда, особенно женского. Формовка и литье осуществляется женщинами – на них все в Гжели держится», – говорит Симонов.

По его словам, на предприятии остро ощущается дефицит квалифицированных кадров. Эту проблему сотрудники завода пытаются решать самостоятельно: берут на стажировку молодых людей и обучают их тонкостям промысла. Сейчас на заводе усиленно ищут главного технолога, химика-экспериментатора, который будет создавать новые рецепты гипса и глазури.

Успех из-за разбитого чайника

Сначала бело-синяя гжель, которая появилась в послевоенное время, большим успехом не пользовалась – изделия продавались в хозяйственных магазинах и особым спросом пользовалась разве что чернильница-непроливайка. С увеличением ассортимента начал расти и покупательский спрос, однако бум на гжель произошел благодаря случайности.

О ней громко заговорили лишь в 1976 году, и все из-за чайника, разбившегося в прямом эфире. Эльдар Рязанов в передаче «Кинопанорама» подарил японскому режиссеру Акире Куросаве гжельский самовар с чайником сверху, который тот разбил, неудачно повернувшись. Рязанов пообещал ему «привезти новый чайник из Гжели». С этого момента началась мода на гжель, и к Олимпиаде-80 она уже стала коллекционным атрибутом.

Сейчас в ассортименте завода более 600 наименований, и постоянно появляются новые.

«Наше производство нужно развивать – ведь оно часть нашей народной культуры. Если у человека дома есть предметы народного искусства, у него перед глазами постоянно находится напоминание о том, откуда он родом», – заключает главный художник завода.

Виктория Кулагина

история создания гжельской росписи на чайнике, самоваре, чайном сервизе и других изделий

Гжельская земля уже несколько столетий славится своим фарфором, красивыми расписными изделиями. Описывая в 18-ом веке Гжель, ревизоры отмечали, что на этой земле крестьяне на оброке делают разные сорта сервизов и посуды. И действительно, упоминая Гжель, посуда – первое, что приходит на ум. Как появился славный русский промысел, что такого особенного в гжельской глине и в чем секреты «Азбуки мазков» мастеров художественной росписи? Обо всем этом вы узнаете в данной статье.

История создания гжельской посуды

На месте нынешней Средне-русской возвышенности был древний праокен, с доисторических времен на его дне формировались осадочные породы, и глина в их числе. Сам океан ушел, а глиняные месторождения сохранились. Они и стали причиной развития промысла, который сделал гжельскую посуду известной на весь мир.

Всего Гжельско-Кудиновское месторождение подарило людям целых 17 видов глин. Но основных – 2, из первого производили фаянс и фарфор, из второго – кирпич. Все другие сорта применяли как основу производства майоликовых и гончарных работ. По своим свойствам гжельская глина считалась едва ли не самой лучшей. Даже Михайло Ломоносов писал ей оды, отмечая, что такой белизны ему видеть не доводилось.

Без исторических деталей развитие промысла невозможно представить: крестьянских уклад жизни на этих землях также важен. Гжельцы имели «вольную» от царя, и это оказало влияние на то, как они занимались посудой, и почему художественное направление стало так активно развиваться. К 19 столетию ассортимент местной посуды впечатлял, ее продавали в Москве и Киеве, в Харькове, в Сибири, в Астрахани. Но большие объемы продаж сказывались на качестве тарелок из Гжели и кувшинов из Гжели: на рынок поставлялся самый востребованный товар, а действительно искусные, с большим умением расписанные работы оставались единичны.

В начале 19-ого столетия секрет изготовления фарфора еще не был открыт местными умельцами. Но уже происходил переход от майолики к полуфаянсу. Именно в этот период синий цвет, ставший визиткой гжельского искусства, начал вытеснять прочие цвета. Преобладал на то время рисунок двух типов — композиция с центральным цветком и цветочные стилизованные гирлянды.

К фарфору гжельцы пришли в середине 19-ого века, а как именно, досконально неизвестно. Есть несколько легенд, связанных с фамилиями Куличкова и Сологая, Храпунова и Гусятникова. Как бы там ни было, в середине столетия в России появился фарфор. Расцвет промысла можно связать с фамилиями Дунашовых, Кудиновых, Кузнецовых, Мусаковых. А после революции могли навсегда исчезнуть такие понятия как «чайный сервиз Гжель» или «самовар Гжель». Секреты мастерства казались навсегда утерянными. Но с середины прошлого века, стараниями настоящих сподвижников, промысел начал возрождаться.

Материал для изготовления кухонной утвари

Технология изготовления фарфора.

Из чего делают гжельскую посуду? В обширном районе Подмосковья, объединившем 27 деревень под общим названием «Гжельский куст», практический каждый второй может причислить себя к потомкам династий знаменитых мастеров. И каждый знает, в чем же секрет знаменитых кувшинов, кружек, тарелочек, сувенирных изделий.

В состав фарфора (как, впрочем) и в состав фаянса входят каолин, полевой шпат кварц и та самая местная глина. Но пропорции ингредиентов разные. Истинный гжельский фарфор звонкий и легкий, абсолютно непроницаемый. И если такую чашку гжели поднести к свету, она будет просвечивать. А вот если блюдце или, например, пивная кружка в ваших руках имеет вес – это фаянс. Отличить его от фарфора можно еще и простукиванием: у фаянса звук глухой.

Истинный гжельский фарфор звонкий и легкий, абсолютно непроницаемый. И если такую чашку гжели поднести к свету, она будет просвечивать.

Но если найти экспертов, которые сегодня беспристрастно могут ответить на вопрос уникальности гжельской глины, они будут менее эмоциональны. И скажут, что, несмотря на однозначный вклад гжельского промысла в русское народное искусство, никакой такой эксклюзивности в местной глине нет. Просто географически Гжель была самым близким к Москве местом, где залегал целый пирог цветных глин, да еще и в большом количестве. И если уж быть совсем справедливым, то того самого каолина, без которого немыслимо производство фарфора, в Гжели было очень мало. С конца 19-го века и по день сегодняшний белую глину гжельские мастера получают из Украины.

Но отмечают эксперты, что когда знаменитое производство называют уникальным, все же есть в этом смысл. Все крупные керамические центры строили свои заводы сугубо на глиняных карьерах. А Гжель – в лесу. И доступность стройматериала, топлива для печей, и, конечно, многолетние традиции, передающиеся из поколения в поколения, для выживания промысла оказались важнее, чем само сырье.

Все этапы создания Гжели на современном производстве представлены в данном видео.

По некоторому шаблону мы привыкли говорить о знаменитых гжельских глинах, но уже больше века (как минимум), это заявление неактуально. Другое дело – роспись. Многие уже и забыли, что отдельные мотивы сине-голубой росписи были не более чем модным поветрием. Рисование гжельских элементов и сегодня увлекает художников разного уровня.

«Азбука мазков» — методика художественной росписи

Синие птицы на тарелках, голубые цветы на чайных парах… Что ни картинка, то загляденье. Главным секретом гжельской росписи можно считать мазок. И истинный мастер тонко чувствует малейшие цветовые переходы и способен (вот, что поистине уникально) отличать не менее двух десятков оттенков синего. Мазок же можно считать родовой приметой Гжели.

Благодарить за появления «Азбуки мазков» можно считать Александра Салтыкова. Он вместе с живописцами Гжели разработал методику художественной росписи.

Она подразумевает несколько приемов:

  • Главный прием. Он заключается в правильном соотношении синего и белого («прозрачная синева неба и заснеженные подмосковные поля»). Кобальт – особая краска росписи по керамики, в процессе росписи она черная, а после обжига становится синей. Краска одна, а оттенков – множество!
  • Правило № 2. Каждый последующий мазок не повторяет предыдущий. Мастер набирает густо краску на кисть, а потом с разным нажимом раскладывает кисточкой цветок. Первые мазки будут самые сочные, а по степени убывания они начнут светлеть. Так нужно рисовать многолепестковые цветки.
  • Мазок с тенями. Художник набирает краску на одну сторону кисточки и наносит ее легким круговым разворотом, поворачивает, то бишь, вокруг черенка. И там, где утолщенная часть кисти, краски будет больше, и мазок будет темнее. А к середине кисти краски будет поменьше, вот мазок и высветлится. Тонкий кончик и вовсе оставит самый светлый след.

Дополнят «Азбуку мазков» и другие элементы. Так, кончиком кисти можно навести стебель, сделать тонкие усики-завитки, нарисовать штриховку или прожилки на листочках. Может мастер рисовать по синему цвету тонкими золотыми штрихами или линиями.

Роспись ведется в трех направлениях – растительный узор, орнамент или сюжеты. И сложно сказать, какая из тематик более популярна. Авторскую гжель отличает частое использование розы или «агашки», узнаваемого узора. В орнаментальной росписи легко узнать жемчужины и капельки, усики и гребенки. А сюжеты – это сценки из деревенской или городской жизни, пейзажи, сказочные изображения и даже сюжеты из русской классической литературы.

Вместо заключения

Чайник гжель

Если вы сегодня решили приобрести для себя сахарницу из Гжели с узорной крышкой или вазу, нужно обращать внимание на некоторые расписные детали. Настоящие мастера не ленятся уходить в детали, а если это подделка, то ограничится ее изготовитель скудным количеством мазков. Кустарщина выдаст себя небрежностью в рисунке, непрорисовкой деталей.

Но нужно понимать, что и высокохудожественные изделия, и продукция «на потребу дня» (вроде кошечек и копилок) – это все гжель. Посуда попроще, которую активно использовали, до нашего поколения уже не дошла, разбилась. А вот действительно искусные вещи хранили, берегли, и уже по ним мы сегодня судим о высоком качестве продукции. Мастеров, работающих филигранно, было не так много. Большинство же местного населения обслуживало рынок, и в этом суровая правда истории.

Но историческая правда еще в большом интересе сегодня к народным промыслам. Многие семьи и сейчас будут рады, если их кухни украсит бело-синий кувшин или чайник. Гжель вдохновляет производителей на раскраски, наборы для творчества, курсы по народной росписи. А значит, она живет и здравствует!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

Гжельская посуда не всегда была привычного сине-белого цвета

Русская земля издавна славится народными промыслами. Недалеко от Москвы, примерно в 60 км по Егорьевскому шоссе, находится древнейший центр производства керамики в России. Говорят, что в этих краях появилась она вместе с людьми. Прошли века, местная глина давно закончилась, а гжельская синяя роза все так же радует глаз, цветет себе на фарфоре!

В Гжели никогда не было благоприятных условий для земледелия или скотоводства. Почвы бедные, пастбища скудные, кругом леса да болота. Но смекалистые и расторопные гжельцы нашли способ использовать то единственное, что было в достатке, – глину, которая и послужила основой для возникновения и развития керамического промысла. В Гжели обнаружено более 17 видов глины. Для производства керамики использовалась в основном красная, а затем и белая глина. Местная глина считалась воистину волшебной. Она была столь чистой, что её почти не требовалось обрабатывать, можно было сразу пускать в производство. И хотя гжельская глина закончилась еще при фабриканте Кузнецове, в начале XX века, это уже никак не могло помешать производству фарфора.

– Гжельская посуда не всегда была привычного сине-белого цвета. Синяя роспись стала доминировать только во второй половине XX века. Старожилы шутят, что из-за экономии, – рассказывает Елена Агапова, экскурсовод Музея керамики ЗАО «Объединение Гжель». – После войны не хватало красок, да и обжига в печи для таких изделий требовалось всего два, а не три, как для многоцветной посуды. Так синий цвет и стал фирменным для гжельского фарфора.

А начиналось все когда-то с производства майолики – керамики из красной глины. Роспись такой посуды требовала изрядного мастерства. Рисунок наносился на необожженную покрытую эмалью основу. Это так же непросто, как рисовать, например, по бархату. Сюжетами для росписи были забавные сценки из жизни, птицы и животные. Эти композиции и сегодня поражают своей живостью, юмором, естественностью, тем, что может привнести в искусство только народный умелец. Изготовлением подобных изделий сначала занимались только в Гжели. Это были и посуда, и игрушки, панно, изразцы, наличники, украшения для храмов и стен домов. Техника росписи тогда была яркой и многоцветной.

Почему же гжельские мастера сразу не стали производить фарфор? Потому что его еще надо было изобрести! Ведь до середины XVIII века в России фарфора делать не умели. Он привозился из Англии и ценился на вес золота. Естественно, что англичане хранили технологию производства в строжайшем секрете.

В России секрет фарфора удалось раскрыть сподвижнику Михайло Васильевича Ломоносова – Дмитрию Ивановичу Виноградову. Созданный им фарфор по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. Фарфор начали производить на мануфактуре в Петербурге. Производство известно и сегодня как Императорский фарфоровый завод. Но никто не спешил делиться знаниями с народными мастерами из Гжели. И здесь возникает почти шпионская история.

– Легенда гласит, – продолжает свой рассказ Елена Агапова, – что один из удачливых фабрикантов Павел Куличков специально устроился работать на завод Отто, что располагался в подмосковном Перове, чтобы познакомиться с технологией производства фарфора. Гжельцы считают, что именно с того момента и ведёт свой отсчет история настоящего гжельского фарфора. При этом к тому времени Гжель уже была в России самым крупным поставщиком керамики. А сегодня «Гжельский куст» – обширный район из 27 деревень – является центром производства авторского фарфора в России.

Керамика, в частности фарфор, – уникальный материал. Он непроницаем для воды, газа и электричества. Стремясь сделать даже повседневные вещи красивыми, народные умельцы научились искусно декорировать свои изделия из керамики.

Существует два вида росписи фарфора: надглазурная и подглазурная техника. В первом случае роспись делают уже после того, как на фарфор нанесли тонкий слой глазури и обожгли его в печи. Затем происходит второй обжиг. При подглазурном способе художник сначала расписывает изделие, и только потом его глазуруют и обжигают.

В Гжели фарфор традиционно расписывают синей кобальтовой краской. Рисунок наносится вручную с помощью кисти. Самая распространенная композиция – цветочная: гирлянда или рисунок с крупным цветком по центру. Также это может быть пейзаж, сцена из жизни, в редких случаях портрет. Такая техника росписи не допускает ошибок и исправлений. Живописец сразу наносит рисунок краской, без карандашного черновика.

Гжельский народный промысел самобытен. Мастера знают о производстве фарфора все: сами придумывают свои изделия, разрабатывают новые эскизы росписи и формы, совершенствуют состав глины. Здесь чтят традиции и передают секреты мастерства из поколения в поколение: каждый год Гжельский художественно-промышленный институт выпускает дипломированных художников и специалистов в области производства керамики.

Тэги

Гжель для детей

Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.

История гжели и её истоки

Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.

Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.

Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Особенности промысла гжель

Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.

Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм. 

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Чайные пары
• Сервизы
• Вазы для цветов
• Заварочные чайники
• Сахарницы
• Розетки для варенья
• Самовары
• Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью. 

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

• Создание заготовки
• Подготовка к росписи и первый обжиг
• Контроль и отбраковка изделий
• Роспись
• Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера. 

Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.

Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины. 

После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

• Белоснежный фон
• Насыщенно-синий рисунок
• Глазурирование поверхности
• Многообразный и сложный растительный орнамент
• Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

• Орнаментальная
• Растительная
• Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

 Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

Путеводитель по гжельскому фарфору

Сине-белый гжельский фарфор может быть одним из первых вещей, которые вы рассматриваете при покупке сувениров в России. Эти красиво оформленные и тщательно продуманные изделия — один из тех немногих отечественных сувениров, которые могут соперничать даже с пушистыми шапками Ushanka . Однако имейте в виду, что есть риск приобрести подделки. Вот несколько советов от производителей гжели, которые помогут вам привезти домой оригинал.

История гжельского фарфора началась в начале XVIII века, когда частные мануфактуры, разбросанные по богатому глиной краю недалеко от Москвы, начали производить фарфоровые изделия.После революции 1917 года частные мастерские и фабрики были присвоены Советским государством и объединены в цех керамистов в деревне Турыгино, примерно в 60 километрах от Москвы.

Фарфоровая деталь | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

После Великой Отечественной войны предприятия находились в плачевном состоянии и не могли возобновить производство фарфора. Наверное, не было бы гжельского фарфора сегодня, если бы не Наталья Бессарабова, скульптор и художник, возродившая многовековые художественные традиции.В 1972 году Турыгинский фарфоровый завод и другие производители керамики в регионе были преобразованы в Союз Гжель, который бережно хранит свое уникальное наследие, производя оригинальный гжельский фарфор ручной работы. В деревне Турыгино также находится крупнейший в мире музей гжельской керамики, в котором хранится более 2000 экспонатов.

Шахматы | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

Несмотря на распространенное заблуждение, цветовая палитра Гжели не ограничивается синим и белым. Двухцветный стиль торговой марки возник из-за отсутствия красящих материалов в послевоенные годы.Когда Бессарабова взялась возродить искусство, она превратила эти ограничения в возможности и использовала кобальт, самый дешевый из доступных красителей. Однако сегодня много разноцветных изделий из Гжели, которые ценятся не меньше, чем двухцветные.

Чайный сервиз | © Предоставлено ЗАО «Союз Гжель»

По сей день все изделия гжельского фарфора изготавливаются исключительно вручную и имеют один из двух товарных знаков: двуглавый орел со словом «Гжель» или овальный логотип «Гжель» и штамп «Сделано в России».Любые другие штампы или отметки означают, что вы держите поддельную копию. Настоящая Гжель изготавливается только из фарфора, фаянсовой гжели не бывает. Однако иногда Гжель заказывает лимитированные коллекции из тканей и драгоценных металлов. Помимо популярной посуды и предметов домашнего обихода, в Гжели производятся настоящие произведения искусства, которые можно найти в уважаемых музейных коллекциях по всему миру.

Роспись в гжельском стиле | © Предоставлено ООО «Союз Гжель»

Если вы хотите получить оригинальную гжель, обязательно покупайте ее только у официальных реселлеров.Находясь в Москве, вы можете делать покупки в Русской галерее или посетить фабричный магазин в деревне Турыгино. Если вам случится найти гжельский фарфор где-нибудь еще, поищите товарные знаки и попросите сертификат партнера «Гжель».

Елочные украшения | © Предоставлено ООО «Союз Гжель»

Фарфор в гжельском стиле — история гжельских промыслов

Гжель — это название традиционного русского промысла по производству фарфоровых и гончарных изделий — посуды, изразцов, других декоративных элементов и предметов.Если быть более точным, Гжель — это подмосковный регион, в который входит около 27 деревень и городков. Район образует так называемый «гжельский кустарник». Гончарное производство, а затем и производство фарфора основано на наличии идеально подходящей для этих целей фарфоровой глины.

Фарфор в стиле Гжель

Примерно в 1800 году мастера братьев Куликовых открыли секрет белой фарфоровой массы. С этого времени регион стал центром фарфорового ремесла.Куликовы старались сохранить в секрете рецепт и технологию, но из-за того, что теперь известно промышленным шпионажем, секреты не могли храниться долгое время, а традиция изготовления фарфора широко распространилась в регионе. Однако процветание региона длилось недолго и со временем пришло в упадок.

Прадед М. Кузнецова, владельца известного фарфорового холдинга «Товарищество по производству фарфоровых и гончарных изделий Кузнецова», был именно из Гжельщины.Он основал свою небольшую мастерскую в 1812 году и начал производство фарфора. Кстати, в 1917 году заводы Кузнецова производили 2/3 всех фарфоровых изделий России, завод был крупнейшим фарфоровым заводом в Европе. В 1917 году, когда произошла коммунистическая революция, огромное предприятие было национализировано.

Русская посуда Гжель

Когда мы слышим слово «Гжель», мы представляем себе изделия из белого фарфора с ярко-синей росписью вокруг. Да, это отличительная черта изделий из гжельского фарфора.Ремесленники Гжельского края производят широкий ассортимент различной утилитарной и декоративной продукции — фарфоровые скульптуры и статуэтки, шкатулки, вазы, подсвечники, пепельницы и даже часы.

Роспись производится специальными кобальтовыми красками, которым наносится необработанный неглазурованный фарфор. Затем окрашенные изделия обжигают в высокотемпературных печах. В результате обжига кобальтовая картина, почти черная до обжига, становится яркой и ярко-синей. Затем изделия покрываются глазурью и обжигаются во второй раз.Этот прием позволяет очень хорошо защитить картину.

Чайный сервиз фарфоровый в стиле Гжель

Мастера фарфора используют только одну кобальтовую краску, но, несмотря на это, получают живую картину с множеством оттенков синего. Это достигается с помощью так называемой «кистевой техники» рисования, когда разное давление кисти приводит к разной толщине краски и получению разной степени прозрачности.

В настоящее время в Гжельском районе действуют относительно крупные предприятия — ОАО «Гжельский фарфоровый завод», ОАО «Комбинат Гжель», завод «Изолятор», «Гжельский экспериментальный керамический завод».Однако для производства фарфора по традиции в Гжели задействовано множество небольших мастерских. В основном небольшие мастерские предлагают изделия по индивидуальному заказу, каждое их изделие является оригинальным в своем роде. Сегодня изделия, выполненные в стиле Гжель, можно купить во многих местах — в лавках при фабриках, в специализированных фарфоровых лавках некоторых крупных городов, в сувенирных лавках и магазинах.

Синий и белый фарфор: посуда, чашка

Сине-белая керамика: фарфор

Качество Сине-белая керамика производится как во всемирно известном дизайне «синий на белом кобальте», так и в красочной глиняной посуде майолика.Гжель — это больше, чем тонкий фарфор, это воплощение русского художественного духа. Поскольку каждое изделие Гжели (Гжели) кропотливо вручную создается и раскрашивается, это произведение искусства индивидуально уникально. Каждое изделие из фарфора создается с высочайшим вниманием к деталям людьми, которые посвятили всю свою жизнь и карьеру искусству изготовления гжельского фарфора, что делает его свидетельством высочайшего качества трудовой этики. Все наши изделия из бело-голубого фарфора — Гжель на 100% аутентичны и имеют оригинальную заводскую печать!

Сине-белый фарфор — Гжель

Название Гжель стало ассоциироваться с русской керамикой еще раньше, примерно в XIV веке.Гжельская область не могла быть более идеальным местом для производства керамики — умеренный климат, густые и сочные леса, кристально чистые озера и, что очень важно, сильное присутствие богатых залежей глины. Все это привлекало в эту скромную деревушку мастеров со всей России.

Со временем мастера Гжели научились производить фаянс действительно высокого качества, сравнимого с английской кремовой посудой. Фарфор производится аналогичным образом, но, в отличие от керамогранита, он становится прозрачно-белым и поэтому очень желателен.После изготовления фарфора неглазурованные изделия из фарфора окрашиваются специальной кобальтовой краской. Затем окрашенные изделия обжигают в высокотемпературных печах для сушки красок. Этот шаг очень важен для процесса, потому что высокие уровни тепла прочно и затемняют гладкий кобальтово-синий цвет, который делает Ghzel столь популярным. Затем изделия покрываются специальной глазурью и вторично обжигаются. На протяжении веков секрет изготовления фарфора был китайским секретом, и на экспорт шла только готовая продукция.Однако, когда Россия смогла производить собственный фарфор, это снизило высокую стоимость импорта от китайских или западноевропейских производителей.

К 1830-40-м годам большая часть русского фарфора производилась в Гжели. Гжельская посуда становилась все более популярной не только в России, но и за рубежом. К середине 19 века Гжель стала основным поставщиком гончарных изделий на всю страну. Однако крах Российской империи, большевистская революция и Великая Отечественная война привели к тому, что производство Гжели пошатнулось из-за отсутствия спроса и материалов.Это было также в то время, когда производство Ghzel в целом столкнулось с кризисом, так как в течение более трех десятилетий существовал перерыв в производстве. В результате кризиса 1972 года было создано Товарищество «Гжель» с шестью производственными предприятиями Гжели, расположенными в нескольких деревнях в качестве партнеров. Однако этот кризис привел к возрождению нового поколения для производства Ghzel в целом. Возобновившийся интерес побудил молодых художников исследовать новые методы дизайна. Картина стала богаче, сложнее и современнее в художественном отношении.В то время как это новое поколение художников исследовало новые темы и художественные стили, они также стремились сохранить традиционные стили, которые сделали Гжель великим народным искусством, которым она известна. Именно это слияние старого и нового подтвердило создание уникального художественного стиля, невиданного ранее.

Теперь сине-белая керамика снова производится как во всемирно известном кобальтовом исполнении «синий на белом», так и в красочной глиняной посуде майолика. Гжельскую керамику можно увидеть в сотнях разновидностей: от сервизов, самоваров, ваз, подсвечников и часов до ламп, статуэток и фигурок.Теперь стили Гжель проникают в индустрию моды, дизайн интерьеров, и даже существует Гжелка, новая высокохудожественная русская водка. Гжель — это больше, чем тонкий фарфор, это воплощение русского художественного духа. Поскольку каждое изделие Гжели создается вручную и уникально расписано, это произведение искусства индивидуально уникально. Каждое изделие из фарфора создается с высочайшим вниманием к деталям людьми, которые посвятили всю свою жизнь и карьеру искусству изготовления гжельского фарфора, что делает его свидетельством высочайшего качества трудовой этики, в которое верят россияне.Обладание бело-голубым фарфоровым сервизом действительно позволяет окунуться в красоту, культуру и историю русской культуры прямо у себя дома.

Все наши изделия из бело-голубого фарфора на 100% аутентичны и имеют оригинальную заводскую печать!

Санкт-Петербургский Глобальный Торговый Дом (включая его интернет-магазины STPgoods.com и RusKniga.com) — ОФИЦИАЛЬНЫЙ И ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ДИСТРИБЬЮТОР ВСЕЙ ТОВАРЫ «ГЖЕЛЬ» В США И КАНАДЕ

Под редакцией Михаила Холодова

Гжель Электрический Самовар
Гжель Фарфоровый Самовар

Гжель.Истоки русского ремесла

Мы начинаем серию познавательных статей о самых красивых традиционных блинчиках в России. В этой статье мы расскажем вам о происхождении Гжели и происхождении названия этого ремесла. Гжель — известное традиционное русское ремесло по производству фарфоровых и гончарных изделий и росписи их кобальтом.

Отличительной особенностью росписи Гжели является то, что в ней используются только три основных цвета: белый, составляющий фон изделия; Сама картина выполнена в голубых и голубых тонах.

Истоки ремесла и его название

Гжель — это название поселка, расположенного недалеко от Москвы. Гончарное производство, а затем и производство фарфора основано на наличии идеально подходящей для этих целей фарфоровой глины. Место также славится своими искусными гончарами.

Развитие гончарного дела в России

Развитие гончарного искусства на Руси в районе Гжели восходит к IV веку до нашей эры. В IX веке земля Гжели стала центром производства керамики на Руси.Здесь русские гончары изготавливали керамические изделия для великого князя Ивана Калиты.

Новые технологии и повышение гончарного мастерства способствовали производству керамики. В начале 18 века началось производство фарфора и «полуфаянса», окрашенного в синий цвет, ставшего впоследствии символом гжельской керамики. Изначально золотые тона, которые были популярны в то время, использовались для росписи фарфоровых изделий.

Промышленный кризис и упадок традиционных ремесел

Промышленный кризис, произошедший в России в конце XIX — начале XX веков, также повлиял на развитие традиционных ремесел.Однако ко второй половине ХХ века производство керамических изделий возобновилось. Тогда же было организовано добровольное объединение мастеров. Они разработали новый дизайн росписи фарфора синей краской на белом фоне. Синяя краска содержала кобальт, поэтому изделия не меняли насыщенного синего цвета в течение многих лет. Даже сейчас невозможно отличить изделия, произведенные в прошлом, и изделия, сделанные сегодня.

Подводя итоги, можно сказать, что гжельские мастера до сих пор бережно хранят старинные традиции росписи.Сегодня Гжель — главное декоративно-прикладное искусство России, широко известное в других странах.

Русское народное творчество — Гжель

жел, недалеко от города Москвы, издавна славится
из-за его богатых залежей глин, пригодных для производства
гончарное дело, и, следовательно, для керамической промышленности, которая росла
вокруг них.Фактически, практически все население
около тридцати деревень в этом районе уже давно занимаются
в производстве гончарных изделий, тем более что
вокруг густые раскидистые леса, никогда не было
любая нехватка дров. Можно сказать, что это было символично
чтобы Гжель понималась уже в 19 веке как
синонимы, в значительной степени, с русской народной керамикой.Правда, это было несколько раньше, в прошлом, 18 веке,
что Гжель прославилась как крупный центр керамики,
производили не только фаянсовую посуду сугубо утилитарного назначения,
но также художественные и декоративные предметы.

Кувшин для кваса
Майолика.Конец XVIII века

Эта разработка
совпало с появлением майолики. В то время майолика
изделия назывались в России ценина . Происхождение
слова точно не известно. Изделия из майолики получили название
в Европе фаянс. Изделие обычно изготавливали из тонированной
глины, имел массивную пористую оболочку и был украшен
полихромные цвета эмали, типично крестьянские
конструкции.Правда, ценина впервые была произведена в г.
Москва у заведения купца Афанасия Гребенщикова,
который нанял несколько гончаров из Гжели. Возвращаясь домой
и познав секреты изготовления майолики,
они начали свои гончарные мастерские. Хотя мы понятия не имеем
кем они были — их имена были потеряны — они сделали так
прекрасное начало, которое всего за несколько лет,
Гжельская майолика уже успешно конкурировала с Гребенщиковским.
производить.
Знаменитая итальянская майолика эпохи Возрождения заимствовала
сюжетным материалом из современной живописи и служил
исключительно декоративного назначения (выпускались в основном крупногабаритные
вазы, гигантские блюда и барельефы), гжельская посуда была, на
напротив, утилитарной формы и формы и был украшен
с двухмерным дизайном, типичным для народных
источник; отображены большие местные бассейны ярких цветов
выраженная близость к русской народной картине лубок
или бортовой.

С.Исаев «Русская зима». Заварочный чайник.
Фарфор. 1999

The
ассортимент гжельской майолики включал практически весь ассортимент
домашней утвари, такой как тарелки для завтрака и супа,
сервизы, кружки, кружки, кувшины.Чаще
это была только глиняная посуда с белой глазурью, лишенная декора;
однако ценился именно из-за гигиенических
белизна. Тем не менее, всегда было и всегда будет
быть — популярным спросом на привлекательные, красочные, художественные
объекты. Каждый гончар, достойный своего имени, стремился создать
что-то индивидуальное, с любопытными или забавными деталями
и привлекательный для покупателя красочный дизайн.
Предметный материал
не обладал большим тематическим разнообразием, это было
не заимствовано из современной живописи или литературы, но
было изобретением самого гончара, который, хотя часто
неграмотный, проявленная художественная интуиция, позволяющая ему
интегрировать в свой декоративный дизайн его наблюдения
природа и деревенская и городская жизнь с полученными впечатлениями
от увиденных зданий и значков, и подправить результат
с его собственным воображением.Дизайн — это нарисованный вручную рисунок,
обведены каким-то темным пигментом на светлой глазурованной
поверхность, а затем украшена зеленым, желтым, коричневым и
синие пигменты.

С.Исаев «Лосось». Рыбная тарелка
Фарфор.1997

Есть
нет ничего особенно выдающегося в живописной местности Гжели.
окружение. Кроме, конечно, растягивающихся полей,
голубая опушка леса вдалеке и прозрачная
голубоватая дымка окутывает маленькие деревушки по соседству.
Возможно, именно этот мерцающий синий цвет передался
к белоснежному полю гжельского фарфора? Возможно это
отвечает за все привлекательные дизайны, которые мы находим на
какая-нибудь тонкая ваза, пузатый кувшин или крепкая кружка
вызывая это восхитительное чувство удивления и радости
обнаружение первых нескольких кустов весенних цветов на участках
осталось от таяния снега? По правде говоря, умелое моделирование и
мастерская манера письма преобразила то, что казалось
превратить обычную домашнюю утварь в настоящую
искусства.Гжельский фарфор пользуется огромной популярностью как
в этой стране и за рубежом, узнаваемый сразу по
характерная бело-голубая цветовая гамма, своеобразный дизайн,
и формы. Ключ к этому удивительному успеху заключается в
поразительно выразительная неповторимость гжельского фарфора,
вызывает волнующие эмоции общения с матерью-природой.
Неудивительно, ведь эти раскрашенные вручную картины очень приятно
гармонируют с формой.

В. Неплюев «Охота». Квасный кувшин
Фарфор. 1982

В
на самом деле ассортимент выпускаемых изделий настолько разнообразен, что можно
трудно перечислить все.Более типичные предметы-топ
фаворитами гжельских гончаров являются чайники, кувшины, кружки, масленки,
сахарницы, медовые горшочки и подставки для конфет. Что поражает
много разных форм приданы одному и тому же
тип предмета. Таким образом, если мы возьмем чайник, мы обнаружим, что он имеет форму.
в виде диска, бочки, сферы или продолговатой формы. Дизайнеры Гжели стремятся
создавать модели для серийного производства относительно
недорогие изделия и уникальные экспонаты, предназначенные для выставок
и музеи.Но прежде чем идти дальше, необходимо подчеркнуть
что то, что производят сегодня в Гжели, не похоже на товар
которые были произведены в предыдущие века. Это
новое искусство, которое в то же время впитало художественное
и технологический опыт, накопленный более чем одним
поколение гончаров. К этому не было королевской дороги
достижения, как традиции, которые были переданы
от отца к сыну иссякли к концу прошлого,
19 века еще, и к началу Первой мировой
Война была предана полному забвению.Хаос, который
последовала за Гражданской войной после Октябрьской революции 1917 г.
только раздражало, как будто глиняная посуда Гжели никогда не
воскреснуть

Л.Азарова «Охотник». Бутылка
Фарфор.1975

Но новый
Советская власть не оставляла без внимания народные промыслы и ремесла.
В то время как новые экономические и социальные основы были заложены для продвижения
народного искусства и ремесел, все заботились о том же
время сохранить свои традиционные принципы. К 1920-м годам
некоторые из гончарных изделий Гжели снова встали на ноги.Были организованы кооперативы, первым среди которых был Период,
Керамика (Форвард, Керамика) началась в 1929 году.
организационные проблемы, промышленность Гжели приобрела
прочная экономическая основа, и собирался заняться проблемой
создания высокохудожественных произведений в период Великой Отечественной
Вмешалась война. Хотя работа была приостановлена ​​на пару
лет, к 1943 году гончары снова работали,
выходит, как вспоминает Татьяна Еремина, «Одна простая, обыкновенная
кружка.Хоть это было тяжело и хоть дрова надо было рубить
самих себя, поддерживаем горение обжиговых печей и производим количество
посуду, тем не менее мы постарались украсить кружки как можно лучше
мы могли бы »
Попытки
возродить старые традиции были инициированы в защиту
конец войны, с искусствоведами, художниками и производством
инженеры из Научно-исследовательского института искусств и ремесел, as
а также местные гончары, присоединившиеся к их усилиям.Большой
Коллекция Гжели в Государственном историческом музее Москвы,
раньше знали только несколько специалистов, привезли
вниманию гжельских гончаров и дизайнеров.

Н. и В. Бидак «Пастушка»
Масленка. Фарфор.1975

: Регионы и города :: Россия-Инфоцентр

Гжель — это знаменитая бело-голубая керамика, которую производят в группе из 30 деревень, расположенных примерно в 60 километрах к юго-востоку от Москвы. Гжельскую керамику можно охарактеризовать как фаянс или майолику, разновидность керамики, сделанную из обожженной глины и украшенную цветной глазурью. Одной из самых отличительных черт гжельской керамики является веселое сочетание белого фона с синим цветочным узором.

В более общем смысле Гжель — это целая территория, состоящая из этих 27 деревень, объединенных в Гжельский куст (Гжельский куст). Расположенный на железнодорожном пути Москва-Муром-Казань, Гжельский куст в настоящее время входит в Раменский район Московской области.

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Позже это имя повторяется в церковных посланиях других князей и в завещании Ивана Грозного 15721578 года.

Издавна славилась Гжель. его глины.С середины 17 века здесь велась широкая добыча различных сортов глины. До середины XVIII века Гжель производила обыкновенную для того времени керамику, кирпичи, изразцы, изразцы, примитивные игрушки, снабжая ими Москву.

В 1812 году в Гжели было 25 фабрик по производству фаянса. Со второй половины 1820-х годов многие предметы стали окрашивать только в синий цвет.

Вторая половина XIX века — время величайших художественных достижений керамического искусства Гжели во всех областях.Стремясь получить нежный тонкий фаянс и фарфор, владельцы производства постоянно совершенствовали состав белой пасты.

С середины 19 века многие гжельские фабрики пришли в упадок, а производство керамики сосредоточилось в руках Кузнецовых, когда-то местных жителей Гжели. После революции заводы Кузнецова были национализированы.

Только с середины 20 века в Гжели возродилось знаменитое ремесло, недавно отметившее свое 650-летие. В 1930-40-е годы здесь располагалась почти половина всех российских фарфоровых и фаянсовых предприятий.

В 1912 году на железнодорожной ветке Москва-Черусти Казанской железной дороги была открыта железнодорожная станция, названная в честь местечка Гжель. Поселок, возникший вокруг станции, еще называют Гжель.

Поднос «Гжель»

Поднос — гжельский продукт. Гжель — название русской керамики, изготовленной под Москвой. Впервые изготовленные в 14 веке, эти керамические изделия стали очень популярными в России и Европе.

Гжельские изделия из уникальной русской глины.Краска из кобальтовой краски с термообработкой. Это означает, что краска сохраняется очень долго (2-3 века как минимум :)).

Поднос — отличное дополнение к вашему набору «Гжель»;)

Оригинальные изделия «Гжель»!

Размер — 33,5x22x2 см

Гжель

Гжель — это керамика в русском стиле, получившая свое название от села Гжель и окрестностей, где она производится с 1802 года.
Около тридцати деревень к юго-востоку от Москвы производят керамику и отправляют ее по России. Название Гжель стало ассоциироваться с гончарным искусством в 14 веке. Изначально гончарные изделия из Гжели создавались гончарами в своих домах, однако довольно рано эти гончары начали организовывать мастерские для увеличения производства. В конечном итоге мастерские превратились в фабрику, в которой изделия формируются в формах, а гончары отвечают за отдельные изделия, определенный стиль или украшение. Самые ранние изделия были созданы из фаянса.Керамика была окрашена в сплошной белый цвет с характерными синими узорами. Керамика также производилась с использованием белой глазури на основе олова и цветных рисунков глазури синего, зеленого, желтого и коричневого цветов, а не только синего на белом фоне, в стиле, который называется майолика. Цвет корпуса глиняной посуды варьируется в зависимости от используемого сырья и может варьироваться от белого до коричневого. Обычно его обжигают при более низких температурах, чем керамогранит или фарфор, и он может оставаться полупроницаемым для воды до тех пор, пока не станет глазурованным.
В 1830-х годах гончары Гжели изобрели фаянс или белую глиняную посуду, качество которой не уступало кремовой посуде, производимой в то время в Англии. Они следили за развитием фаянса с приобретением фарфора. Фарфор обжигается до такой же температуры, что и керамогранит, но, в отличие от керамогранита, он становится прозрачно-белым и поэтому очень желателен. Производство фарфора было секретом, который строго охранялся Китаем, и на экспорт шла только готовая продукция. Когда Россия смогла производить собственный фарфор, это снизило высокую стоимость импорта из Китая или западноевропейских производителей.Несмотря на то, что в Гжели было несколько периодов перебоев в производстве керамических изделий, качественная керамика снова производится как в узнаваемом сине-белом дизайне, так и в более красочной посуде из майолики.

Если говорить об уникальных деталях подобного художественного стиля, важно отметить, что в приоритете синий и белый цвета.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *