Содержание
«Чтобы быть казаком, недостаточно крови» Где и как живут в России настоящие казаки? : Люди: Моя страна: Lenta.ru
При слове «казачество» в cознании обывателя всплывает образ человека в форме дореволюционного образца, в кубанке и с шашкой у бедра. Однако казачество очень разнородно, и всех казаков нельзя стричь под одну гребенку. Где-то оно представляет собой объединение единомышленников, в других местах это скорее этническая группа, объединенная общими традициями и происхождением. Краснодарская художница и фотограф Алина Десятниченко несколько лет изучает российское казачество. «Лента.ру» попросила ее рассказать, чем жили и чем живут сейчас кубанские казаки.
«Лента.ру»: Насколько я помню, у тебя есть личные мотивы, которые подтолкнули тебя к созданию этого проекта.
Алина Десятниченко
Десятниченко: Корнями я отсюда, но жила до 15 лет в Ташкенте. На юге России казачью тему сложно игнорировать, поэтому в какой-то момент я просто поняла, что пора. Администрация края у нас активно популяризирует казачество, оно везде, и я решила понять для себя — почему.
Казачество — оно разное. С ними все сложно, потому что даже сами казаки говорят, что они не те. В 1920-х годах было такое понятие, как расказачивание. Кто-то связывает его с раскулачиванием, ведь большинство казаков были зажиточными, поэтому на них советская власть обратила такое пристальное внимание. Они работали, содержали большое хозяйство, нанимали тех, кто будет за этим хозяйством следить. А на Кубани было много казаков, и создавалось впечатление, что репрессиям подверглись только они. Некоторые историки выделяют этот период как голодомор и приводят довольно убедительные доказательства его существования.
В некоторых своих историях о казаках я отталкивалась именно от термина «расказачивание». Помимо того что их раскулачивали, казаков зачастую высылали в другие места. Я знаю многих знакомых, которые до сих пор ищут ниточки к своим переселенным родственникам.
Ты поняла для себя, чем было казачество до этого?
Сейчас я нахожусь в процессе. В соавторстве с коллегой я занимаюсь исследованием этой темы — когда же казачество изменилось. И это было не в ХХ веке. Мы отталкиваемся от идеи о том, что это произошло в XVII веке, после Смутного времени.
Как говорит один мой друг, до этого времени у нас была не история, а фэнтези — мало источников, очень вольные трактовки происходящего. Но если брать какие-то общие моменты, то я бы, наверное, сравнила тех казаков с военными вольнонаемными отрядами, которые несли определенную службу за плату. У них были свои взгляды на то, какой должна быть эта служба, как им жить и что делать, но при этом они могли спокойно участвовать в боевых действиях по обе стороны конфликта.
Если разговаривать с казачьими экспертами, часто натыкаешься на очень вольную трактовку тех событий. У нас на юге есть очень уважаемые специалисты — например, бывший атаман Громов, который преподает у нас в КубГУ, возглавляет факультет истории. В 1991 году он инициировал реабилитацию казачества, и с этого-то все и началось.
С очень интересной трактовкой казачьей истории я столкнулась на Дальнем Востоке. Опять же повторюсь: казачество очень неоднородное. До СССР местное казачество не успело обрасти своими традициями, даже субэтносом не стало, не переплавилось в единое войско. Там я столкнулась с казаками-неоязычниками, и мне посоветовали «специалиста» по истории.
Я пообщалась с ним и услышала теорию о том, что казаки — это внеземная цивилизация
По его словам, они основали Гиперборею, отметились в Индии… Он не историк, конечно, он из разряда местных краеведов. Таких людей много везде. Видит бог, я честно старалась, просила тех, кого снимала, порекомендовать мне специалиста по казачьему Дальнему Востоку. Я там еще была на казачьем круге и общалась с самым старым казаком, которому было 90 с чем-то лет. Он был из донских и более чем адекватный. Познакомься я с ним раньше, то до того «краеведа» и не дошла бы.
А какого мнения придерживается Громов?
Он придерживается темы расказачивания. Громов в течение десяти лет стоял во главе Кубанского казачьего войска и сформировал его таким, какое оно есть. Я знаю, что он подготовил законопроект о реабилитации казачества. Насколько я помню, им сейчас даже положена земля, но ее дают в общественное пользование.
Раньше казаки могли раздавать в станице наделы молодым семьям. Они мечтают вернуть эту тему — что, конечно, вряд ли у них получится, это все-таки не Дальний Восток. А на Дальнем Востоке, с дальневосточным гектаром, это вполне может быть, и один из моих героев оттуда говорил, что они с семьей собираются основать казачью станицу.
Я читал, что сейчас на Кубани, по данным переписи населения, около пяти тысяч человек считают, что принадлежат к национальности «казаки». Это очень небольшая группа. Ты пишешь, что казаки до сих пор не могут разобраться, кто они такие. А ты поняла, кто такие современные казаки?
Я склоняюсь к тому, что это зависит от региона, где сложились такие традиции. У нас на юге, в том числе в Ростовской области, это переплетение традиций — с украинскими, конечно же. Балачка — наш особый местный диалект, песни…
Кстати, в какой-то момент я думала делать проект о предводителе кавказских горцев Шамиле. А казаки же, с одной стороны, воевали с ним, но с другой — часть их перешла на его сторону. И там по этому поводу существует очень интересный песенный фольклор. Этнос — это же общность, которая имеет свои традиции, отличия. В какой-то мере казаки обрастали ими. Возьмем, скажем, терских: у них есть свои песни, одежда, и в быту они себя немного иначе вели. Впрочем, не все казаки являются субэтносом, только какая-то часть их. Дальневосточные, как я уже говорила, — это скорее сословие, что ли…
Если говорить именно о кубанских казаках — насколько в советское время им удалось сохранить свои традиции и идентичность?
Я знаю, скажем, что в Великую Отечественную был казачий полк. Жители определенных станиц, считавшие себя казаками, служили вместе
В рамках своего проекта я фотографировала вещи, которые казаки во время расказачивания прятали, чтобы не выдать себя, и наткнулась на частный музей, который содержала одна женщина. Во времена СССР он был посвящен становлению советской власти, а потом она его переделала в краеведческий. Я помню, что в его экспозиции был в том числе портсигар, сделанный из крыла самолета, который сбил казак, и на нем был выгравирован сюжет из жизни казаков. Этот человек говорил, что он служил в казачьем полку.
В какой-то момент давление на казаков снизилось — как это было в отношении всех других этносов. Власть стала использовать их в собственных целях. Был написан «Тихий Дон», снят фильм «Казаки», стала перестраиваться мифология, и из казаков сделали такую полумифическую народность. Потом, на основе этих легенд, в 90-е годы наши казаки стали строить свою идентичность.
Однажды мы заехали к одному бизнесмену-аграрию, у него в доме висела картина — мускулистые полуодетые казаки на лошадях. И этот фермер сказал нам: «А это вообще-то казаки-характерники». «Кто?» — спросили мы. «Казаки-характерники! Это очень могущественные колдуны из Запорожской Сечи, поищите эту информацию!». А картина была нарисована в стиле иконы, с обратной перспективой, все как надо…
А откуда вообще взялся миф о характерниках? Это что-то современное?
Это с Украины, у них есть такая мифология, она и до нас доходит. Честно говоря, не увидь я эту картину, то и не знала бы о существовании такой легенды. В Википедии о них очень маленькая страничка. Так что не каждый знает об этом.
Когда современные, прежде всего кубанские казаки говорят «я — казак», что они имеют в виду?
Есть несколько вариантов. Самый простой — ты вступил в реестр и стал казаком. Это касается в основном мужчин, хотя женщины тоже могут это сделать, и это достаточно любопытная тема. В какой-то момент администрация края сказала, что все, кто охраняет учебные заведения, должны быть казаками, и те, кто работали там охранниками, просто вступили в казачество, в том числе и женщины.
Второй вариант (это, кстати, не отменяет регистрацию в реестре) — те, у кого есть казачьи корни. Но тут есть оговорка. По крайней мере некоторые из моих героев говорили, что для того, чтобы быть казаком, недостаточно крови. Это, конечно, замечательно, но должно быть соответствующее воспитание.
Опять же, что касается женщин, — кто считался казачкой? Распространенный стереотип, который частично основан на правде, — что в жены брали девушек любой национальности и вероисповедания. Хочешь не хочешь — возьмут. Но женщины сейчас тоже отвечают, что быть казачкой — это вопрос воспитания, любви к родине, к мужу, к детям, к традиционному образу жизни. Одна из моих героинь была по национальности армянкой, но считала себя казачкой, потому что она к этой теме прибилась — исследует песенный фольклор казаков.
Помимо любви к родине и семье, есть ли что-то, что отличает современного казака от просто патриота?
Честно говоря, я все время пытаюсь это найти. Пока все упирается в какие-то визуальные атрибуты: владение шашкой, ношение соответствующей одежды… С женщинами сложнее и в то же время проще: вышла замуж за казака — значит, казачка.
С другой стороны, наличие формы еще не делает мужчину казаком
При этом многие, кто погружались в эту тему, приобретали кубанки. Кто-то, чтобы показать свою принадлежность, ее постоянно носит. Но это скорее нетипичные представители. Большинство, если так можно сказать, серьезных казаков — или скорее тех, кто себя таковыми считает — они особо не афишируют это, пока с ними об этом не заговоришь.
А когда заговоришь?
Тут бывает разное. Часть казаков участвовали в присоединении Крыма. Некоторые были скорее моральной поддержкой, но те, кто участвовал в военных действиях, пока не спросишь — не скажут. Когда казаки говорят, что они этнос, тут даже по ДНК никак не определишь.
Получается, быть казаком — это как быть евреем. Казалось бы, достаточно исповедовать иудаизм, но все равно этого недостаточно, чтобы тебя признали своим. Можно ли сейчас стать казаком, не имея этнических корней?
Думаю, можно.
Есть, скажем, условный негр, который хочет стать казаком…
У нас есть такие! Есть фолк-группа «Маруся», которая выступает с казачьими песнями, но это смешно.
Казачье сообщество их казаками не считает?
Но при этом есть калмыцкие казаки. Такой полк существовал и в царское время выполнял свою функцию. Когда я была в Калмыкии, хотела пообщаться с их потомками. Их там немного, но, к сожалению, их атаман в то время уехал в Москву.
Это этнические калмыки?
Да. Мне тогда как раз были нужны представители другого этноса, которые считают себя казаками. Ведь каждый раз, когда я спрашиваю об этом у своих героев, получаю странные, но в то же время достаточно стереотипные ответы.
К вопросу о том, нужно ли быть этническим казаком: я столкнулась с тем, что у всех в моем окружении, так или иначе, если поскрести, есть казак в роду. Вот такая история. Если ты вступил в кубанское казачество и не знаешь, есть ли у тебя в роду казаки, начнешь искать корни — и в любом случае их найдешь.
Как настоящие казаки относятся к ряженым?
Раньше казачество было плюс-минус военным сословием, если убрать все этнические истории.
Большая часть настоящих казаков (как они себя называют — ведь, оговорюсь, сложно, когда традиция прервалась почти везде, называть себя настоящим) — довольно серьезные ребята. В большинстве своем они военные, как и их предки
Поэтому к ряженым у них если и не агрессивное отношение, то ироничное. Ходят тут, бряцают шашками, — ладно, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось. Как я понимаю, наше государство пытается найти в казачестве ту же опору, что и Российская империя раньше. Но это не получится, хотя бы потому, что ты не можешь применять шашку по назначению, только носить ее и нагайку, когда ты в полном обмундировании и, скажем, с полицией патрулируешь город.
Тут возникает вопрос: чем является официальное казачество? Пока они занимаются только патрулированием города.
Быть казаком — в том числе уметь владеть шашкой. Но откуда взять это умение, если ею не дают пользоваться?
Почему, есть же курсы.
Есть два казачьих объединения: реестровое казачество и сообщество — что-то вроде профсоюза, который дает какие-то льготы. Но при этом ты не обязан носить единую форму, можешь носить любую. Это как клуб по интересам. И вот там и при самом казачьем войске можно научиться владеть шашкой. На ипподроме учат джигитовке. В общем, если очень хочется, то найти можно.
Часть моих героев начинали свое приобщение к казачеству с курсов фланкировки. Часть девочек и большинство мальчиков очень хотят помахать холодным оружием в детстве. А тут как раз есть варианты.
Войско предполагает, что оно должно воевать. Казаки готовы воевать?
Кто-то воюет, например, в Донбассе.
Именно как казак?
Выборка у меня небольшая, но часть моих героев туда идут, чтобы, по их словам, вернуть империю в свои границы. У нас есть Пашковский район, бывшая станица Пашковская, откуда родом казачье войско, которое защищало Николая Второго. И они говорят, что в день переворота он, к сожалению, отослал их, поэтому они его не спасли. Там построена церковь на деньги прихожан, в основном казаков, во имя Святого страстотерпца и мученика царя Николая. Эта тема там очень популярна.
Так что да, основная их цель — возвращение империи в ее границы. При этом неважно, какой веры они придерживаются — православной или языческой
То есть «За веру, царя и Отечество» — по-прежнему лозунг казачества?
Но есть — внезапно — и казаки-сталинисты! Это скорее старшее поколение.
Например, кто идет в реестр — зачастую бывшие военные, вышедшие на пенсию, но не желающие переставать служить. Один из моих героев так и поступил: записался в реестровое казачество, ему выдали форму, ему положено жалование, и у него есть определенные задачи. Он марширует на парадах, патрулирует город, выступает в массовках.
А как же царь?
Я как-то делала историю про казачью школу Щетинина, и там совершенно разные взгляды циркулировали: и неоязычество, и сталинизм, и казацкая идея. Я все пыталась ввести свое исследование в классическую канву, разбить на подтемы и общаться с определенными людьми, снимать определенные сюжеты — митинг, скачки и так далее. Но потом все это не вышло, поскольку визуально получалось по-разному, да и фактически тоже.
В этой школе всех — и мальчиков, и девочек — учат рукопашному бою, а потом приходит священник и посвящает их в казаки.
И неоязычников тоже?
Мне сказали, что все это по желанию, и никто никого по поводу религиозных взглядов не стесняет. Там и с Кавказа много ребят, исповедующих ислам.
Они тоже по окончании школы становятся казаками?
С частью этих ребят я ездила на казачьи сборы. Так что казаками они себя считали, да. Не знаю, освящал ли их батюшка. Поскольку нет определенного критерия, что такое казачество, пункт о вере тоже трактуется вольно.
Этническая принадлежность зачастую определяется и языковыми особенностями. Сейчас разговаривают на балачке в повседневности?
Да. В основном это, конечно, делают хуторяне, но на ней говорят и в станицах, и в Краснодаре, не обязательно ехать в дальний хутор. В основном это старшее поколение. Очень забавно слышать балачку в общественном транспорте — они обычно очень быстро на ней общаются, и ты ничего не понимаешь. Если они будут говорить помедленнее, то все понятно. Они говорят с фрикативным «гэ», «шокают» и так далее — это забавно. Это не украинский, это не совсем мова, это местный диалект.
Каким видят будущее казачества те, кто считает себя настоящими казаками? Ты задавала такой вопрос? Я понимаю, что обычно люди об этом не задумываются…
Я спрашивала об этом некоторых казаков. Те, кто об этом задумывается, конечно же, хотят восстановления тех прав и свобод, которые были в Российской империи. Но, опять же, тут надо обговорить, до какого века, какие именно права и свободы… Есть более радикальные казаки, считающие, что именно Романовы их всех и закабалили.
Казаки ищут власть, ту власть, которая у них была, хотя бы как отдельного войска, чтобы не просто носить шашку на параде, но и иметь право ею пользоваться (не обязательно только шашку, кстати). Была инициатива создать Всероссийское войско казачье, но я так и не поняла, куда она исчезла. До 2019 года об этом говорили, были новости, вроде бы сами казаки это обсуждали, но что-то все затихло… Во главе вроде хотели поставить нашего кубанского атамана. Это пока все нарисованное.
А что осталось от казаков не нарисованного?
Не знаю. То, что пытаются реабилитировать, уже оторвано от корней, и сейчас руководствуются теми мифами, которые были созданы в советское время, — той же замечательной серией мультфильмов про казаков. Но это же не настоящие казаки. Так люди не жили. В головах все это перемешалось. Все мечтают о власти — люди всегда мечтают о власти.
Но из мифов вырастают и этносы, и религии, и общности. Эти люди смогут произвести такое сообщество?
Им нужна поддержка. Но пока государство не разрешит им по-настоящему строить свое сообщество, сделать казачество «снова великим» — это все останется на уровне условных «профсоюзов». Прерогативу на насилие у нас имеет государство, и пока оно не разрешит определенные действия, ты хоть двадцать раз каждый день маршируй по улице, это ни к чему не приведет.
«Страшнее всего были казаки». Крепить стабильность на улицах призовут адептов нагайки
Открыв в истории человечества неиссякаемый источник для державнического бла-бла-бла, Владимир Путин дал уже окорот исследователям 2-й Мировой и глобусу Земли с присутствующем на нем государством Украина. И наконец среди этой последовательности огорчений и обид (который и представляет собой вся история с точки зрения истинно-верного российского государственника) нашелся славный образец поддержания госстабильности. Это — человек с нагайкой, отмечает колумнист «Idel.Реалий» Марина Юдкевич.
Об одобрении Путиным идеи включить казаков в состав Росгвардии сообщил на днях Юрий Чайка — бывший генпрокурор, ныне полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе и потомственный, как выяснилось, казак.
Этому предшествовало очередное упоминание в СМИ об охране порядка силами казаков: 23 июня они сумели пресечь передвижение на велосипеде в центре Ставрополя, при этом расширив знакомство юного чемпиона-велосипедиста с непечатным духовным достоянием и отобрав у него дорогостоящее двухколесное орудие нарушения традиционных устоев.
Ибо — как указал, согласно публикации на сайте «Российское казачество», сам патриарх Кирилл, — «именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности». (А история с отобранным у подростка—спортсмена велосипедом в таком случае разъясняет, что «готовность защищать наши ценности» наступает с момента, когда оные ценности переходят в конкретно-патриотические руки казачков.)
Неизвестно, созрело ли у Владимира Путина одобрение идеи сделать казачков частью официальной Росгвардии непосредственно после этой велосипедной истории, или причиной тому были более ранние заслуги современного казачества. Как то: избиение участниц группы Pussy Riot в олимпийском Сочи в 2014-м и экологов «Гринпис», тушивших пожары в том же Краснодарском крае в 2016-м, битье нагаечками участников митинга «Он нам не царь» на Пушкинской площади в Москве в 2018-м…
Плюс глубокое погружение в историческое прошлое, постигшее г-на Путина в последнее время, вкупе со все более навязчивой боязнью любых попыток изменить настоящее — усилило эффект.
Ведь больше века назад, сообразив, что всадник с нагайкой при разгоне массовых уличных акций куда эффективней шеренги людей с ружьем (тем более, если в придачу к нагайке всадник вооружен еще и сознанием собственного превосходства над прочими, сословной спесью — а казаки и были особым сословием), российские власти стали активно применять казаков именно в боевых действиях против собственного населения. Так разнообразные комплиментарные представления о казачестве («казацкая вольница», «ударная сила российской армии в наступлении») преимущественно свелись к одному, главному: «Казаки — опора самодержавия»…
Так это же как раз то, что нужно!
Какие казаки бывают нынче? Вопрос не так прост, как думают многие, определяющие всю эту современную общность как «ряженые». То есть это до внесения в специальный госреестр казачьих обществ они только ряженые, но сразу после — уже не только ряженые, а реестровые, почувствуйте разницу!
Ну а те, которым во внесении было отказано, роняют на наряд без госнашивки горючую слезу, еще отчаянней распевают: «Ой да черный ворон, я не твой!» и еще энергичнее машут нагайкой в надежде когда-нибудь быть востребованными властью.
Хотя и без них в этом госреестре уже каких только нету. Согласно ЕГРЮЛ, в настоящее время официально распевают, машут нагайкой и хранят патриотизм: казаки московские, казаки ленинградские и казаки санкт-петербургские, казаки города Пушкин сиречь «Хутор Царскосельский», балтийские казаки, вологодские казаки, казаки ханты-мансийские и ямало-ненецкие, они же полярные, казаки чеченские… Всего — аж 409 разнонаряженных общественных юрлиц казачьего профиля на 67,5 тысяч казаков, проживавших в России в последнюю перепись населения, включая лиц женского пола, грудных младенцев и ветхих старцев.
Татарстан тоже вступил было на эту столбовую, как теперь выяснилось, дорогу казако-строительства. Однако кипучая деятельность по писанию одними татарстанскими казаками жалоб на то, что другие татарстанские казаки — ненастоящие, до сих пор не увенчалась госпризнанием наличия в республике казачьего многообразия. В госреестр смогли пробиться одни лишь нурлатские казаки (Нурлатское станичное казачье общество Симбирского окружного казачьего общества Волжского войскогого казачьего общества).
Едва зарегистрировавшись, они взяли с места в карьер, т.е. проявили живейшую готовность махать нагайками по поручению местной власти. Как рассказал атаман Александр Любецкий, районный глава Равиль Кузюров такому предложению обрадовался и сразу отдал казакам под офис здание бывшей школы. Нурлатские казаки грозились делом ответить на заботу власти: немедленно заняться воспитанием молодежи, открыть летний лагерь для трудных подростков, кадетские классы в еще действующих школах и организовать конное патрулирование райцентра на чистом казачьем энтузиазме. «Я фермер, — пояснил атаман Любецкий, — у меня есть 20 лошадей».
Было это в 2014-м, в 2015-м фермерское хозяйство атамана Любецкого, согласно базе данных Rusprofile, не просуществовав и трех лет, было ликвидировано (как прежде и колхоз, где будущий атаман был председателем, и сельхозООО, где он же был учредителем; казаки — они же крепкие хозяйственники!). Кони, стало быть, приказали нурлатским казакам долго жить и ходить пешком, о казачьих лагерях и классах в Нурлате тоже как-то ничего не слыхать, но атаман по-прежнему в наличии и иногда по команде «Сотня — стой!» собирает станичников для коллективного фотографирования. Всех десятерых.
Однако дело их не пропало. Идея о включении казаков в состав государственной Росгвардии ляжет в Татарстане на нормативно взрыхленную почву — ведь уже в 2019—м глава республиканского кабмина Алексей Песошин выдал рекомендацию полиции: «организовать работу по привлечению» казаков к охране общественного порядка.
В курсе ли Казанский кремль, сколько шашек в единственном в Татарстане официальном реестровом казачьем обществе, или охранными полномочиями наделят и нереестровых ряженых — неизвестно.
Но хорошо известно, как склонны вести себя люди, неизвестно с чего наделенные особыми полномочиями и ощущением своего сословного превосходства.
Выразительно писал об этом, например, сын великого Василия Качалова — Вадим Шверубович. Он вместе с группой Художественного театра бежал из большевистской Москвы на «белый» юг и прежде, чем вступил в Добровольческую армию, наблюдал славное казачество в условиях тыловых, то есть в процессе как раз «охраны общественного порядка».
«Страшнее всего были казаки, — вспоминал он. — Они очень неохотно шли на фронт, но с удовольствием несли конвойную и полицейскую службу. В их поведении ярче всего выделялось «право сильного»: то, что они были вооружены, создавало в них ощущение превосходства над всеми невооруженными. Безоружные были обязаны кормить их, возить, снабжать всем необходимым, безропотно уступать им все: от места в парикмахерской до жен и невест. Я был свидетелем того, как казачий офицер «цукал» вольноопределяющегося за то, что тот ждал своей очереди побриться. «Мундир позоришь, шляпа!» — вопил он. Потом, выбив стулья из-под двух солидных штатских, усадил вольнопера и сел сам. А штатские, оставшись с намыленными физиономиями, ждали, когда им разрешат добриться».
Что за прелесть эти традиции по воспитанию окружающего населения в духе скромности и уважения к человеку с нагайкой! А вы говорите — велосипед. Велосипед, граждане, — это только начало.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», не отражает позицию редакции.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Казаки Екатеринодарского районного казачьего общества отметили День кубанского казачества :: Krd.ru
В субботу, 17 октября, в Краснодарском крае отмечают День кубанского казачества, а также 324-ю годовщину образования Кубанского казачьего войска. Торжества проходят во всех районных обществах Кубанского казачьего войска — в строгом соответствии с требованиями Роспотребнадзора.
Казаки Екатеринодарского районного казачьего общества отметили праздник в Свято-Екатерининском кафедральном соборе Краснодара. В 8.00 здесь состоялся торжественный молебен, после во дворе храма около 80 отличившихся казаков наградили грамотами атамана Екатеринодарского отдела и атамана Екатеринодарского районного казачьего общества.
— Все регалии Кубанского казачьего войска возвращены. Они очень значимы для нас, потому что несут в себе истинный дух казачества, многие века защищавшего нашу страну и веру православную. Сегодня, в первую очередь, мы ведём большую работу в части воспитания подрастающего поколения казачат — в крае работают семь казачьих корпусов, которые обучают воспитанников на основе многовековых традиций кубанского казачества, — сказал руководитель краевого департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодёжью Алексей Горбенко.
В мероприятии также приняли участие заместитель главы Краснодара Антон Смертин, директор департамента по связям с общественностью и взаимодействию с правоохранительными органами Георгий Пронькин, начальник управления по делам казачества и военнослужащих Алексей Клюшкин, первый заместитель атамана Екатеринодарского районного казачьего общества Игорь Зубарев и духовник Екатеринодарского районного казачьего общества Богдан Черных.
Празднование Дня образования Кубанского казачьего войска и Дня кубанского казачества установлено Законом Краснодарского края от 14 декабря 2006 года № 1145-КЗ. Согласно Закону памятной датой обозначено — 14 октября, но указано, что отмечается праздник в ближайшую к дате субботу. Исторически эта дата соотнесена с двумя событиями.
Первое связано со старшинством Кубанского казачьего войска (т. е. формальной датой образования). Старшинство отсчитывается от 1696 года, когда казаки вместе с Петром I участвовали во взятии турецкой крепости Азов, потомки которых позднее составили основу Хоперского полка. Затем Хоперский казачий полк вошел в состав Кавказского линейного казачьего войска, а в 1860 году Кавказское линейное казачье войско и Черноморское казачье войско были объединены в Кубанское казачье войско. Эта дата установлена императорским указом от 28 марта 1874 года.
Второе событие связано с возрождением кубанского казачества. Именно с 12 по 14 октября 1990 года проходил первый Всекубанский учредительный съезд, где было принято решение о создании Кубанской казачьей Рады (название предшествующее Кубанскому казачьему войску), был избран атаман и утверждены символы: флаг, гимн и войсковой герб.
Кроме того, 14 октября Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы, которая на протяжении веков считается покровительницей воинов и казаков.
Кубанское казачье войско — одно из самых структурированных в России. В его рядах уже 160 тыс. человек с членами семей. Из них почти 52 тыс. взяли на себя обязательства по несению государственной службы.
Сегодня войско несет не только все виды государственной службы, но и занимается экономической деятельностью, частные охранные предприятия следят за безопасностью на социальных объектах края, казаки занимаются воспитанием подрастающего поколения, а атаманы становятся заместителями глав муниципальных образований.
Читайте новости Краснодара в нашем канале Telegram
наши двери открыты для близких по духу людей
В Сахалинской области стремятся сохранять традиции казачества и преемственность поколений.
Казаки региона не только берегут свои быт и культуру внутри станиц, но и ведут работу по вовлечению в свои ряды людей, разделяющих ценности этого сообщества, сообщает ИА PrimaMedia.
Сегодня на Сахалине действуют 16 казачьих сообществ, включая станицы и отдельные казачьи семьи. В общей сложности островное казачество насчитывает около 500 человек, проживающих в традиционном быте и семейном укладе. Однако это объединение не является закрытым — казаки Сахалина активно растят достойную смену и приветствуют вступление в свои ряды новых членов. Но есть условие — данное решение должно быть хорошо обдуманным, взвешенным, а претендент — способным пройти предусмотренные уставом испытания.
Казаком нужно родиться, казаком нужно стать и казаком нужно быть
Как рассказал атаман Приморского отдела Уссурийского казачьего войска, заместитель верховного атамана Союза казаков-войнов России и Зарубежья по ДФО Игорь Доценко, самый простой и понятный путь вступления в казаки — родиться в казачьей семье, впитать его традиции, быт и культуру с младенчества. Но эти двери открыты и человеку «со стороны». Правда, чтобы стать казаком, ему потребуются воля, определенные усилия и крепкий дух. Понадобятся они и потомственным казакам, утратившим корни и желающим вернуться в свою культуру — им также придется пройти определенные этапы воссоединения с казацким обществом.
«Это длительный, ответственный процесс, а не просто «пришел-записался-вступил». Мы испокон веков культивируем идею: «казаком нужно родиться, казаком нужно стать и казаком нужно быть». Когда ты прошел все три эти ипостаси, тогда ты казак. Но в целом, если по духу человеку близки традиции казачества, и он проявляет определенную целеустремленность, вступить в наши ряды, ему будет легко», — уверен атаман.
Казаки Сахалина: наши двери открыты для близких по духу людей.
Фото: ИА PrimaMedia
Первый шаг — написать заявление на имя атамана с формулировкой «Хочу возглавить род казаков». Сделать это может любой православный россиянин, достигший 18-летнего возраста. После этого претенденту нужно пройти определенные испытания, которые, в конце концов, приведут его к «верстанию» — обряду посвящения. Игорь Доценко отметил, что какой-то определенной «дорожной карты», точного перечня испытаний не существует, общие положения регулируются Российским казачьим обществом и Федеральным законом «О государственной службе российского казачества», однако в разных станицах дополнительно существуют свои «нюансы» — собственные уклады, обряды, традиции. Варьируются и период испытательного срока — от года до трех лет.
«Конечно, законом предусматриваются три месяца на рассмотрение заявления о принятии претендента в казачье общество. Формально его даже могут принять, но до итогового ритуала — «верстания» — все равно должен пройти год и более», — добавил казак, подчеркнув, что в каждом конкретном случае решение о принятии в свои ряды нового казака принимает непосредственно община.
Казаки Сахалина: наши двери открыты для близких по духу людей.
Фото: ИА PrimaMedia
Доценко отметил, что желающему приобщиться к казачьему движению важно быть человеком верующим, потому что для казака вера имеет основополагающее значение: «Казак без веры — не казак, человек должен быть православным. Ведь казачество — это своего рода самопожертвование. Нужно тратить силы, средства, время на службу отечеству. Поэтому когда ко мне приходят разные люди и спрашивают, можно ли записаться в казаки, я часто отвечаю отказом. Человеку для начала важно ответить самому себе на вопрос: зачем мне казачество? Что я хочу найти? Люди здесь сначала много отдают. И только потом, на следующем этапе, находят: мужское братство, поддержку братьев по духу».
Дать обещание не только людям, но и Богу
Согласен с Игорем Доценко и атаман Невельского городского казачьего общества «Станица Калмыковская» Владимир Высоцкий — казачество подходит лишь для того, кому его идеалы близки по духу: «Наши двери открыты для всех. Но мы сначала выясняем, для чего человек стремиться стать казаком. И если слышим вопрос: «А сколько платят?», — сразу прощаемся. Казачество — это не работа. Это дух, быт, понимание, вера — все вместе. Люди к нам приходят разные: кто-то общался с казаками, жил в казачьей среде, у кого-то предки были казаками. Вроде как он — родовой казак, а корни утеряны. Пытаемся вернуть. Но есть и те, кто уходит. Кто-то переезжает на материк. В этом случае я даю верительную грамоту, которая позволит казаку встать в реестр на новом месте. Грубо говоря, в этом случае просто меняется место службы. Это очень приветствуется».
Поделился атаман Высоцкий и традициями посвящения в казаки, сложившимися в его станице.
«Мы бережно храним казачьи традиции. Например, атамана у нас «верстает» атаманство. Батюшка читает молитву, рисует претенденту крест на спине, бьет его легонько нагайкой — этот ритуал символизирует, что человек поставлен с божьей помощью для охраны веры и государства. Раньше каждый казак обязательно должен был быть крещеным, так как, грубо говоря, мы все — воины божьи. Сейчас есть небольшие отступления. Но у меня в станице принимают присягу в церкви перед алтарем, то есть дают обещание не только людям, но и Богу, что будут хорошими казаками», — признался атаман станицы Калмыковская.
Юные казаки Сахалина.
Фото: sakhalinmedia.ru
Говоря о служении отечеству, которому обязан посвятить свою жизнь каждый казак, атаман Уссурийского казачьего войска Игорь Доценко рассказал, что форма его может быть различной. Так, законом предусмотрено, что российское казачество может оказывать содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организовывать военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ в запасе. Также казаки принимают участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях. Задействованы они и в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации и борьбе с терроризмом.
«Казаки могут быть реестровыми, служить в дружинах, которые охраняют правопорядок, дежурят на границе. А можно стать казаком-общественником, заниматься воспитанием подрастающего поколения, организовывать клубы, где взрослые и дети могут приобщаться к традиционному казацкому творчеству», — объяснил Доценко.
Традиции, передаваемые по наследству
Воспитанию подрастающего поколения казачество Сахалина уделяет особое внимание, активно приобщая детвору к культуре и традициям сообщества. В своих станицах казаки организуют детские клубы по военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию островной молодежи, проводят массовые спортивные и культурные мероприятия. А также ведут просветительскую и наставническую деятельность среди подрастающего поколения. Детям рассказывают об истории казачества, прививают им благородные казачьи ценности. Мальчиков учат управляться с шашкой и нагайкой, сажают на коня. Девочек обучают домоводству и казачьему искусству.
Урок истории в Корсакове
Фото: пресс-служба администрации Корсаковского городского округа
Об одном из таких клубов рассказал атаман станицы Калмыковская Владимир Высоцкий. По его словам, клуб в буквальном смысле «вырос» из его собственной многодетной семьи — сначала он занимался со своей малышней, учил шашку и нагайку крутить. Но вскоре к нему стали обращаться соседи, с просьбой позаниматься и с их детворой.
Сейчас, через пять лет работы клуба, его двери открыты не только для казачат, а для всех желающих до 18 лет. Улучшилось и материальное оснащение детского учреждения — организаторы участвуют в грантах, на деньги которых закупается амуниция, костюмы для выступлений.
Выступление членов Корсаковского патриотического клуба «Казачья застава».
Фото: пресс-служба администрации Корсаковского городского округа
«Если человеку интересно, он приводит детей в наш клуб, или детвора сама к нам общается. Сначала мы рассказываем воспитанникам об истории казачества: когда и где зародилось, как попало на Дальний Восток, Сахалин. Следующим блоком идет военно-патриотическое воспитание: изучаем, в каких битвах участвовали казаки. А когда дети подрастают до 9-10 лет, обучаем их пользоваться нагайкой, шашкой, шестом. Есть спортивная составляющая: бег, бег с препятствиями, конный спорт, а также культурная: танцы, пение.
У воспитанников постарше начинается подготовка к армии. Сейчас у нас в клубе в Невельске занимаются 12 ребят от 8 до 12 лет и восемь подростков, которые уже заканчивают школу. Есть еще один филиал в Горнозаводске, где с детьми занимается наш казак, преподаватель в школе. У него целый класс воспитанников — дети регулярно ездят на выступления, конкурсы, например, на «Казачок», который проводится в Юбилейном», — рассказал атаман.
Форум «Томаринский казачок»
Фото: пресс-служба администрации Томаринского ГО
Высоцкий отметил, что занятия в клубе проводятся не только с мальчишками — есть специальные направления для девочек. Начинают они с домоводства: изучают, как правильно блюдо приготовить, пришить заплатку; занимаются танцами и пением, выступают в школах и детских садах, проводят мастер-классы.
Подробно о жизни казаков на Сахалине можно узнать на официальных страницах:
Кубанцы надеются на вхождения казаков Крыма в состав кубанского войска
Современное кубанское казачье войско, в состав которого входят около 150 тысяч казаков и членов их семей, расположено на территории трех субъектов России: Краснодарского края, Адыгеи и Карачаево-Черкессии, а также в Абхазии. Сегодня казаки в России помогают бороться с нелегальной миграцией и незаконным оборотом наркотиков, защищают государственную границу, участвуют в природоохранных мероприятиях и ликвидации последствий ЧС. С сентября 2012 года казачьи дружины совместно с полицией несут службу по охране общественного порядка на улицах городов и станиц Краснодарского края.
Мерацалов рассказал, что в Крыму много как казаков, так и «ряженых». «Нужно создать в Крыму номальное казачество <…> Мы будем брать пример с номальных казаков», — добавил Мерцалов.
Ежегодно в столице Кубани проходит парад, посвященный годовщине реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа и казачества. В этом году этот казачий праздник прошел 26 апреля, на нем впервые присутствовала делегация из республики Крым в составе из командиров полков и отрядов народного ополчения. Пока они только наблюдали за парадом. Мерцалов надеется, что в скором будущем казаки Крыма вместе со всеми пройдут маршем по главной улице Краснодара — Красной.
Как Крым вошел в состав России
Политический кризис разразился на Украине в конце ноября 2013 года, когда Кабинет министров объявил о приостановке евроинтеграции страны. Массовые протесты, названные «евромайданом», прошли по всей Украине и в январе вылились в столкновения вооруженных радикалов с органами правопорядка. Результатом уличных схваток, в ходе которых оппозиция неоднократно применяла огнестрельное оружие и «коктейли Молотова», стали десятки человеческих жертв.
22 февраля в стране произошел насильственный захват власти. Верховная рада, нарушив достигнутые договоренности между президентом Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, изменила Кконституцию, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти главу государства, который впоследствии был вынужден покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. 27 февраля украинский парламент утвердил состав так называемого правительства народного доверия, премьером стал Арсений Яценюк.
Крым, в свою очередь, не признал легитимность новой власти и принял решение провести референдум о дальнейшей судьбе региона. Голосование прошло 16 марта. В бюллетень были внесены два вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?»
Большинство проголосовавших (96,77%) при явке в 83,1% высказались за воссоединение с Россией. Соответствующий договор был подписан 18 марта, впоследствии его одобрили Госдума и Совет Федерации. Они также приняли федеральный конституционный закон об образовании двух новых субъектов РФ — Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Президент РФ Владимир Путин подписал оба документа. Также ранее Путин заявил, что проведение референдума в Крыму соответствует нормам международного права и Уставу ООН. Читайте подробнее >>
Чайка заявил, что Путин одобрил создание казачьих батальонов в Росгвардии :: Политика :: РБК
По словам полпреда, президент поддержал инициативу создать казачьи подразделения в Росгвардии. Такие полки будут дислоцироваться по месту жительства казаков
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости
Президент России Владимир Путин поддержал идею о том, чтобы добавить в состав Росгвардии казачьи подразделения. Об этом заявил полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Юрий Чайка на Евразийском форуме казачьей молодежи «Казачье единство — 2021», передает «РИА Новости».
«Я считаю, что казаки должны быть территориальным подразделением Росгвардии. Эту нашу инициативу поддержал по сути президент. Я написал ему бумагу соответствующую, и она, эта инициатива, была поддержана», — сказал Чайка. Полпред президента уточнил, что казачьи полки будут расположены по месту жительства казаков. «Это будут, мы так думаем, казачьи полки, батальоны будут созданы, именно исключительно казачьи», — добавил Чайка.
Чайка предложил создать в Росгвардии казачьи батальоны
С идеей создать казачьи подразделения для привлечения к несению государственной службы Чайка выступил в июне. Он предлагал привлечь Терское войсковое казачье общество к военной службе по контракту. Чайка считает важным интегрировать российское казачество в систему госуправления и привлекать казачьи молодежные организации к участию в мероприятиях по реализации государственной молодежной политики.
Сейчас казаки могут служить в армии по призыву и по контракту. Их направляют в войска Национальной гвардии России, пограничные органы и те воинские части, где необходимы казаки. В Вооруженных силах насчитывается 18 казачьих соединений и частей.
Исторические фотографии XIX века!! Жизнь и быт донского казачества!!
Представляю вам интересную подборку фотографий жизни и быта донских казаков в основном станицы Цимлянской и некоторых других!!
Фотографии сделал русский «Кулибин» Иван Болдырев! Благодаря ему мы сможем увидеть сцены из жизни казачьих станиц позапрошлого века!! Кроме того он увлекался этнографией!
На фото яркие образы представителей славного казачьего племени!
Иван Болдырев был простым донским казаком и удивительным самородком-изобретателем. Он изобрёл собственный фотоаппарат, с помощью которого делал великолепные снимки.
Он впервые предложил использовать плёнку в фотоаппаратах, причём задолго до того как это изобрёл Джордж Истмен, создатель фирмы «Кодак».
Смотрим, комментируем !!
Донской казак тридцати лет, от которого Иваном Васильевичем Болдыревым записаны песни, 1875-1876.
Казаки, возвращающиеся с охоты.
Казаки перед выходом на службу.
Смотр казаков атаманом. Сентябрь 1876.
Маленький казачок.
Донской казак-стрелок.
Казак 75-ти лет.
Пастухи. Цымлянская станица, 1975-1876.
Стасов В.В. с поднесённым ему адресом, 1886 год.
Сбор казаков на службу.
Проводы казака в поле.
Цымлянская станица, 1975-1876.
Казачье семейство. Цымлянская станица. 1875-1876
Сборы на службу.
Перевоз через Дон во время ярмарки Спасовской-Цымлянской. 1875-1876
Возвращение казаков с ярмарки в Цымлянскую станицу. 1875-1876
Казаки сносят арбузы. 1875-1876 год.
Станичные работы. 1875-1876
Сбор казаков на хуторе Гнутовом Есауловской станицы. 1875-1876 (скорее всего современный В.Гнутовский, Чернышковского р-на)
Казак, запрягающий лошадь. 1875-1876
Базар в праздник в Цымлянской станице. 1875-1876
Дон у Цымлянской станицы. 1875-1876
Двор казака. 1875-1876
Улица в Кумшацкой станице.
Девочки шьют платья. 1875-1876
Казак, продающий цымлянское вино. 1875-1876
Казачье семейство в праздник
Стрижка овец
Казачки в праздник. 1875-1876
Казачки поливают огороды
Девицы в кубиляках. Донской нарядный костюм. 1875-1876
Казачки сносят кизяки в катух (сарай). Цымлянская станица. 1875-1876
Казачка чинит окно. Цымлянская станица. 1875-1876
Казачка 72-двух лет ссыпает овёс. 1875-1876
Улица в праздник на виноградных садах. Земля войска Донского II станица Цымлянская. 1875-1876
Улица Цымлянской станицы в праздник. 1875-1876
Казачье семейство. 1875-1876
Казачьи старики с атаманом. 1875-1876
Источник: http://re-actor.net/
русских казаков | Библиотека Конгресса
Библиотека Конгресса не владеет правами на материалы в своих коллекциях. Следовательно, он не лицензирует и не взимает плату за разрешение на использование таких материалов и не может предоставить или отказать в разрешении на публикацию или иное распространение материала.
В конечном счете, исследователь обязан оценить авторские права или другие ограничения на использование и получить разрешение от третьих лиц, когда это необходимо, перед публикацией или иным распространением материалов, найденных в фондах Библиотеки.
Для получения информации о воспроизведении, публикации и цитировании материалов из этой коллекции, а также о доступе к оригинальным элементам см .: Коллекция Джорджа Грэнтэма Бейна — Информация о правах и ограничениях
- Консультации по правам :
Нет известных ограничений на публикацию. Для получения дополнительной информации см. Коллекция Джорджа Грэнтэма Бейна — Информация о правах и ограничениях https: //www.loc.gov / rr / print / res / 274_bain.html - Номер репродукции :
LC-DIG-ggbain-17082 (цифровой файл с оригинального негатива)
- Телефонный номер :
LC-B2- 3212-9 [P&P]
- Консультации по доступу :
—
Получение копий
Если изображение отображается, вы можете скачать его самостоятельно.(Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов вне
Библиотеке Конгресса США по соображениям прав человека, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на
сайт.)
Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через
Услуги копирования Библиотеки Конгресса.
- Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично
зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или
прозрачность.Если вышеприведенное поле «Номер воспроизведения» включает номер воспроизведения, который начинается
с LC-DIG …, то есть цифровое изображение, сделанное прямо с оригинала
и имеет достаточное разрешение для большинства публикационных целей. - Если есть информация, указанная в поле «Номер репродукции» выше:
Вы можете использовать номер репродукции, чтобы купить копию в Duplication Services. Это будет
составлен из источника, указанного в скобках после номера.Если указаны только черно-белые («черно-белые») источники, и вы хотите, чтобы копия показывала
цвет или оттенок (если они есть на оригинале), вы обычно можете приобрести качественную копию
оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, и включив каталог
запись («Об этом элементе») с вашим запросом. - Если в поле «Номер репродукции» выше нет информации:
Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Службу тиражирования.Укажите номер телефона
перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.
Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на
Веб-сайт службы дублирования.
Доступ к оригиналам
Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять квитанцию о звонках в Распечатках.
и Читальный зал фотографий для просмотра оригинала (ов). В некоторых случаях суррогат (замещающее изображение)
доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.
Товар оцифрован? (Миниатюрное (маленькое) изображение будет видно слева.)
- Да, товар оцифрован.
Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
смотреть в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленькие) изображения, когда вы находитесь за пределами библиотеки
Конгресс, потому что права на товар ограничены или права на него не оценивались.
ограничения.
В качестве меры по сохранности мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, когда цифровое изображение
доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой
библиотекарь. (Иногда оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было использовать. Например, стекло и
пленочные фотографические негативы особенно подвержены повреждению. Их также легче увидеть
в Интернете, где они представлены в виде положительных изображений.) - Нет, товар не оцифрован. Перейдите к # 2.
- Да, товар оцифрован.
Указывают ли указанные выше поля Консультативного совета по доступу или Номер вызова, что существует нецифровой суррогат,
типа микрофильмов или копий?- Да, есть еще один суррогат. Справочный персонал может направить вас к этому
суррогат. - Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к # 3.
- Да, есть еще один суррогат. Справочный персонал может направить вас к этому
- Если вы не видите миниатюрное изображение или ссылку на другого суррогата, заполните бланк звонка.
Читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут.
Другие материалы требуют записи на более позднее в тот же день или в будущем. Справочный персонал может
посоветуют вам как заполнить квитанцию о звонках, так и когда товар может быть подан.
Чтобы связаться со справочным персоналом в Зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашей
Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал с 8:30 до
5:00 по телефону 202-707-6394 и нажмите 3.
русских казаков [1905]
По какой-то причине Шерман, кажется, фотографировал ярко одетых людей, которых он подписал «русские казаки», больше, чем любая другая этническая группа, с которой он встречался на острове Эллис. Между 1905 и началом 1920-х годов Шерман сделал по крайней мере одиннадцать отдельных портретов нескольких групп прибывших.
В каком-то смысле Шерман был прав, назвав этих людей «русскими казаками», потому что именно так их называли в работе, которой они собирались заняться или к которой вернутся при въезде в Соединенные Штаты. Но на самом деле они не были ни этническими русскими, ни казаками: они были мастерскими наездниками трюков из региона Гурия в западной Грузии, которые в большинстве случаев работали по контракту с шоу Буффало Билла и Пауни Билла на Диком Западе. Впервые выступив на Всемирной Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго, десятки грузинских всадников (в основном мужчины, но также и женщины) продолжали путешествовать туда и обратно между Российской империей и Соединенными Штатами до начала Первой мировой войны.Некоторые остались и впоследствии стали натурализованными гражданами США, в том числе по крайней мере один из людей на групповой фотографии выше, но большинство из них вернулись на Кавказ навсегда, накопив достаточно заработков, чтобы продвинуться на родине. Еще один из «русских» Шермана. На «Казачьем» портрете изображены три человека с группового фото. Здесь мы видим некоторых людей крупным планом, демонстрируя очевидные характеристики людей, которые, казалось бы, готовы как к защите, так и к нападению сразу после высадки на острове Эллис.Но было бы ошибкой принимать эти или любую из фотографий Шермана за чистую монету. Эти люди — это, прежде всего, исполнителей, , и здесь мы видим их на разогреве перед шоу Дикого Запада, которое ожидало группу; некоторые уже были в США и вернулись, работая на таких шоу. Как и Исса Сомали, вполне вероятно, что группа внесла серьезные изменения в гардероб, прежде чем позировать для фотографий — или они остались в образе во время своего путешествия именно для того, чтобы привлечь внимание.
Групповое фото Шермана с десятью всадниками мало чем отличается от многих других его фотографий.Люди обладают экзотической внешностью, и хотя в данном случае они буквально кавказцы , они одновременно являются инопланетными чужаками, мало похожими на быстро индустриализирующееся городское население Америки начала 20-го века.
Большинство из них не сняли свои Papakha (меховая шапка), и все одеты в традиционную аджарскую чоху (толстое шерстяное пальто) с внушительным газыр (складка ткани для удержания заряда винтовки). грудь.Половина мужчин держит в руках ханджали (обоюдоострый кинжал). Все эти элементы на протяжении веков были частью национального грузинского мужского традиционного костюма, и хотя каждый из них в то время казался совершенно чуждым чему-либо в США, они также чем-то напоминают классического полукочевого ковбоя-преступника . Поменяйте кинжал на ружье, газыр на кобуру и пояс, наденьте их на лошадь, и пространство между двумя типами резко сузится.Это не было совпадением.
Покидая Кавказ на Дикий Запад Буффало Билла
Похоже, группа вошла на остров Эллис 30 апреля 1905 года без промедления и задержания. Они прибыли на S.S. La Lorraine из Гавра, Франция; каждый был указан как художник, указав последнее место жительства как Батум, Россия (то есть Батуми, Грузия), и имел 20 долларов на свое имя. Конечный пункт назначения людей был разделен между двумя пунктами: семь направлялись в Нью-Йорк, а три — в Чикаго.Те, кто направился в Чикаго, указали своим местным знакомым как «капитана Дмитрия, менеджера русских казаков», который, скорее всего, должен был быть организатором группы. Неясно, что стало с группой, за исключением по крайней мере одного (Ной Цилосани), который, кажется, стал гражданином США, спустя десятилетия после его прибытия в 1905 году.
К началу 1900-х годов некоторые грузинские всадники путешествовали с Пауни Биллом. Этнологический конгресс, на котором «Знаменитая российская кавалерия князя Лукаса [т.е. Луки Чхартишвили]» выступит в шоу, посвященном Великому Дальнему Востоку. 1 Помимо подвижных очков Буффало Билла, в других небольших цирках и интермедиях регулярно фигурировали русские казаки, но в архивных материалах оставалось меньше следов. Мне не удалось обнаружить дальнейших перемещений группы; это могло быть связано с тем, что они работали с более мелкими предприятиями, или потому, что они просто вернулись домой.
Подобно другим групповым фотографиям Шермана, обсуждаемым в этой главе, история, стоящая за изображением «русского казака», уводит читателя / зрителя в неожиданные направления и на менее известные территории. 2 Не так хорошо известен тот факт, что десятилетия публичных выступлений в США и взаимодействия между грузинами и шоу-ковбоями Буффало Билла в конечном итоге оказали значительное влияние на последних и распространились на реальных ковбоев, в основном в отношении верховой езды и, возможно, наряд.
Ди Браун пишет:
Трюковая езда пришла в родео благодаря труппе казачьих смельчаков, привезенных ранчо 101. Заинтригованные трюками казаков на скачущих лошадях, западные ковбои вскоре представили вариации американского родео.Яркие костюмы кажутся необходимой частью трюковой езды, и вполне возможно, что диковинная западная одежда, которая вторглась в область родео, может быть напрямую связана с казаками и трюк-наездниками. 3
Несколько современных художников переработали «Казачьих всадников» Шермана: одни кропотливо раскрасили их, а другие, например Юлия Соболева, превратили их в стилизованные, но чрезвычайно чувствительные произведения искусства.
Современные грузины очень гордятся малоизвестной историей о том, как некоторые из их соотечественников оставили след в Америке более века назад.В 2018 году тбилисский музей современного искусства Зураба Церетели представил выставку под названием «Грузинские всадники в Америке», которая наглядно рассказывает их историю.
Возможно, оставить это наследие странно, но помимо того факта, что небольшое количество других грузинских райдеров, которые эмигрировали и остались в США, стали натурализованными гражданами, это наследие оставило неизгладимый след в предмете, который когда-то считался типично американским. .
Примечания
1 В связи с национальным туром Пауни Билла в десятках газет были опубликованы объявления, в которых казакам выставлялись счета какой-то необычной компании.Например, в 1905 году в The Owosso Times была проведена панель, в которой описывалось шоу «Великолепное восточное великолепие с арабами, русскими казаками, каннибалами, индейцами, египтянами, сингальцами, индусами, филиппинцами, бурами и странными людьми из всех уголков тропического региона». Климат ». Это отражает изменения в труппе и программе Билла, состоящей из 1000 человек, в которых экзотические зрелища были подчеркнуты, а не темами Дикого Запада. Есть связь между этим изменением и тем фактом, что колониальные выставки в то время неуклонно росли в размерах и популярности — и что U.С. тихо (и яростно) расширял свою империю от Филиппин до Карибского моря. Под прикрытием псевдонауки и расистской антропологии этнологические экспозиции были суровым, но возвышенным методом демонстрации господства над колониальными владениями и усиления представлений о превосходстве белых над всеми другими расовыми типами.
2 Единственный разбор более широкой темы — это грузинских трюков Ираклия Махарадзе 2015 года в шоу американского Дикого Запада, 1890-1920-е годы. Махарадзе также создал специальный веб-сайт, на котором размещены потрясающие фотографии и краткое изложение истории. Он также написал ряд других книг, в которых исследует жизнь грузин-иммигрантов 19-го и начала 20-го веков в США. Сопоставив судовой манифест с фотографией Шермана, я связался с Махарадзе, и он помог подтвердить некоторые личности.
3 Браун Д. и Шмитт М. Ф. (1994). Американский Запад . Нью-Йорк: Скрибнер, 388.
509 Превышен предел пропускной способности
509 Превышен предел пропускной способности
Сервер временно не может обслуживать ваш
запрос из-за того, что владелец сайта достиг своего
ограничение пропускной способности.Пожалуйста, попробуйте позже.
Кто такие казаки?
Сотни казачьих солдат были отправлены в Сочи, Россия, для обеспечения безопасности перед Зимними Олимпийскими играми 2014 года. Солдат справа — казак, отличается своей высокой шляпой. У России были непростые отношения с казаками. Щелкните галерею, чтобы узнать больше. АЛЕКСАНДР ДЕМЯНЧУК / REUTERS / LANDOV
Известные своим восстанием против феодальной системы России, казаки объединились с русскими царями, чтобы помочь создать монолитную Российскую Империю.На этой картине XIX века изображен запорожский казак из современной Украины. Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Казаки объединились с последним императором России, царем Николаем II, чтобы бороться против большевиков и их коммунистической революции 1917 года. Здесь царь Николай в казачьей форме осматривает казачьих солдат. Агентство актуальной прессы / Getty Images
Владимир Ленин руководил революцией, проложившей путь коммунистическому правлению в России до конца 20 века.Здесь Ленин выступает в 1919 году на Красной площади в Москве, чтобы освятить памятник Степану Разину, казаку 17 века, восставшему против русской монархии. Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Когда разразилась Вторая мировая война, казаки сражались с обеих сторон. На этой фотографии 1943 года изображен 64-летний русский казак, награжденный за храбрость и руководство орденом Красного Знамени Popperfoto / Getty Images
Командир казачьего отряда на юго-западном фронте России наблюдает за продвижением своих войск во время Второй мировой войны. в августе 1942 г.Popperfoto / Getty Images
Советские казаки Красной Армии наслаждаются небольшим отдыхом, давая традиционное танцевальное представление в феврале 1938 года. Sovfoto / UIG via Getty Images
После распада Советского Союза Министерство обороны России объявило о планах развертывания небольших подразделений. Казаки в составе Российской армии. В августе 1992 года представители 12 казачьих войск собрались в Москве, чтобы обсудить их возрождение на Всероссийском съезде казаков. МИХАИЛ ЕВСТАФЬЕВ / AFP / Getty Images
Казачий поселенец стоит в Пагран-Петровке на Дальнем Востоке России недалеко от границы с Китаем в январе 2001 года.Россия развернула цепочку казачьих пограничников, чтобы не допустить незаконного пересечения границы китайскими гражданами. Скотт Петерсон / Liaison / Getty Images
Молодые российские казаки жонглируют мечами в городе Красный Октябрь, на окраине Волгограда на юге России, в январе 2014 года. Еще до того, как Россия была объявлена хозяином Зимних Олимпийских игр, казаки были отправлены на юг России, чтобы поддерживать закон. ВАСИЛИЙ ФЕДОСЕНКО / REUTERS / LANDOV
Казаки также участвуют в торжественных мероприятиях, в том числе в поездке президентского полка в Кремль после церемонии смены караула на Соборной площади.Церемония в царском стиле была восстановлена Кремлем в 2007 году для привлечения туристов. АНДРЕЙ СМИРНОВ / AFP / Getty Images
Тогдашний президент России Дмитрий Медведев передает флаг одной из современных казачьих организаций в Георгиевском (Георгиевском) зале Большого Кремлевского дворца в Москве в декабре 2011 года. МАКСИМ ШИПЕНКОВ / AFP / Getty Images
Президент России Владимир Путин посетил казачье кадетское училище в Ростове-на-Дону в феврале 2008 года. Аналитики выразили обеспокоенность тем, что новые уютные отношения Москвы с казаками могут иметь неприятные последствия, поскольку некоторые казаки потребовали большей власти и прав на землю.ДМИТРИЙ АСТАХОВ / AFP / Getty Images
Казачье возвращение: мухи летят, поскольку «фальшивые» группировки разжигают кризис идентичности | Россия
В Москве не обязательно быть казаком до богатства. Версия их традиционной красной шляпы папаха из искусственного меха обойдется вам примерно в 10 долларов (6,80 фунтов стерлингов). Полный комплект регалий, в том числе кожаный хлыст нагайка для всадников, стоит около 100 долларов.
Но широкая доступность казачьей одежды дорого обходилась. В середине мая группа мужчин в папахах напала на активиста Алексея Навального и членов его Фонда борьбы с коррупцией в аэропорту приморского города Анапа.
Более 20 человек облили группу молоком, и завязалась драка. После инцидента возникла значительная путаница по поводу личности хеклеров — даже внутри казачьей общины.
Лидер или атаман местной анапской казачьей группы Валерий Плотников отрицал, что эти люди были частью его команды, состоящей из 98 человек. Он сообщил СМИ, что «настоящие» казаки действительно пытались раздробить возникший металлолом. Другой бывший казачий атаман, Владимир Громов, сказал, что мужская одежда — не к чему.«Любой желающий может купить папаху в любом сувенирном киоске», — сказал он.
Последующий спор о том, что составляет «истинную» идентичность казачества, выходит за рамки простого вопроса униформы. Нападение на мирных активистов оппозиции вызвало опасения, что романтизированное прошлое казаков используется для легитимации действий поддерживаемых Кремлем военизированных формирований.
В связи с предстоящими в сентябре парламентскими выборами, обеспокоены не только оппозиционно настроенные россияне, но и некоторые традиционные казаки.
По-прежнему показывают, как казаки поливают молоком лидера оппозиции Алексея Наваллы в аэропорту Анапы. Фото: Дмитрий Слабода / AP
Реабилитация
Казачья культура практически исчезла, когда президент Борис Ельцин издал указ о ее возрождении в 1990-х годах.
Казаки веками служили царям, одалживая свои сабли, чтобы помочь завоевать Сибирь, Кавказ и Среднюю Азию в обмен на земли и привилегии. Верные династии Романовых и православной церкви, они сражались на проигравшей стороне против Красной Армии в 1917 году.Потерпев поражение, сотни тысяч казаков были убиты и преследованы советской политикой «расказачивания».
Указ Ельцина призвал восстановить казачество как «этнокультурную группу». К тому времени казаков осталось очень мало, и вакуум был заполнен людьми сомнительного казачьего происхождения.
«Средний казак был мужчиной средних лет, который мечтал о патриархальных ценностях, необузданной мужественности и славном преследовании воображаемых предков», — говорит Брайан Бек, историк из Университета ДеПола, который сосредоточился на реабилитации казаков в 1990-х годах.
В последующие годы возвращение Кремля к консервативным ценностям и воинствующий патриотизм при президенте Владимире Путине сделало глубоко консервативных и религиозных казаков естественным союзником.
При Путине зарегистрированные казачьи организации были созданы по всей стране и стали символом патриотизма.
Казачий атаман Безуглый в конце прошлого года, как сообщается, руководил сожжением чучел президента США Барака Обамы и президента Турции Реджепа Эрдогана на митинге в поддержку Путина.
Накануне аннексии Россией черноморского полуострова Крым два года назад казаки в черных шерстяных и меховых шапках охраняли крымский парламент и занимали контрольно-пропускные пункты по всему полуострову. Позже, под руководством казачьего атамана Николая Козицына, многие из них устремились на восток Украины, чтобы сражаться с украинскими правительственными войсками.
Увеличение присутствия
Внутри России казачьи патрули превратились в своего рода добровольческую полицию нравственности.В Краснодаре, южном регионе, где произошло нападение на Навального и его команду, они даже были переведены на заработную плату в регионе в 2012 году.
Их возросшее присутствие многие рассматривали как попытку сдержать рост числа мигрантов в регион, граничащий с Кавказским регионом. Несмотря на то, что у них не было полномочий проводить аресты или носить огнестрельное оружие, сообщение заключалось в том, что одни казаки предоставят полиции инструмент запугивания, менее ограниченный бременем общественной ответственности.
«Что нельзя делать, то казаки могут», — сказал тогдашний губернатор Александр Ткачев полиции, когда объявил о казачьих патрулях.
Но выделение государственных денег местным казачьим организациям подверглось критике после инцидента с Навальным. В 2015 году около 1 млрд рублей было выделено казачьим отрядам на Кубани, сообщает газета РБК.
Некоторые сейчас ставят под сомнение законность финансирования групп, имеющих репутацию тесных связей с местной преступностью.«Большинство этих казачьих дружин состоит из местных преступников, — говорит обозреватель Максим Шевченко. «Такая сволочь, которая ведет себя как ополченцы в интересах местных олигархов. Настоящие казаки так не поступают ».
По словам Владимира Громова, который 17 лет служил атаманом Кубанского казачьего войска, стремление Кремля включить казачество в федеральные структуры затмило традиционные культурные и духовные аспекты, которые являются центральными для казачьей идентичности. «С одной стороны — правительство.А с другой — казачество. Они заключают договор, хорошо », — говорит он. «Но это не должно определять казачество».
Громов называет ключевыми чертами казачества богатую песенную культуру и социальные традиции, в том числе «уважение» к женщинам и старикам.
Русские казаки выступают на шоу на главной улице в западном боснийском городе Баня-Лука. Фотография: Радивое Павичич / AP
По словам Громова, осудившего эпизод с Навальным, прежде всего, честь и принуждение занимают центральное место в поведении казаков.«Если Навальный виновен в нарушении российского законодательства, есть правоохранительные органы, которые могут и должны предотвращать преступления», — говорит он. «При чем здесь казаки? Но образ, который остался в головах людей, — это образ казаков ».
Глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова уже осудила деятельность так называемых групп ряженных , или фальшивых, казачьих отрядов. По ее словам, «накануне избирательных кампаний наблюдается рост агрессивного поведения таких групп по отношению к идеологическим оппонентам».
Ярлык « ряженные », используемый в негативном ключе для обозначения тех, кто носит чужой костюм, встретил сопротивление среди казачьего сообщества. Одной из причин такой враждебности могла быть собственная заинтересованность казаков в сохранении некоторой степени неясности относительно того, кто такой «настоящий» казак. По данным переписи 2002 года, около 7 миллионов россиян назвали себя казаками, что можно рассматривать как знак того, что возрождение казачества, начатое в 1990-х годах, было успешным.Но, по словам Бека, каста казаков в значительной степени вымерла с 1920-х годов.
«Сегодня больше людей, претендующих на казачье происхождение, остаются вне официальных казачьих организаций, чем тех, кого они приняли», — говорит Бек. «Так что даже казачьи атаманы не могут рассматриваться большинством жителей региона как« настоящие казаки »».
По словам Громова, описание групп как ряженные также мало что дает для объяснения случайного неправильного поведения казаков.«Есть хорошие казаки, а есть не такие хорошие, — говорит он. «В этом смысле казаки такие же, как и любой другой народ».
Версия этой статьи впервые появилась в The Moscow Times
Российские казаки возвращаются из истории как «патриоты»: NPR
Контраст не мог быть больше: протестная группа Pussy Riot в ярких лыжных масках и мини-платьях пытается снять отрывок для нового видео о набережной Сочи; и казаки в традиционной форме, в черных шапках из овчины и сапогах, патрулирующих улицы Сочи в рамках обеспечения безопасности Олимпиады.
Казаки, которые в царские времена составляли внушающую страх военную силу, начинают свой торжественный марш 2012 года из Москвы в Париж в память о солдатах, погибших во время войны с Наполеоном в 1812 году.
Александр Земляниченко / AP
скрыть подпись
переключить подпись
Александр Земляниченко / AP
Казаки, пытаясь обеспечить соблюдение государственного запрета на проведение акций протеста, повалили участницу банды Надежду Толоконникову на землю, ударили ее хлыстом и избили других музыкантов.
Не было повода, чтобы банда нарушала какие-либо законы, и против казачьих нападавших не было предъявлено никаких обвинений.
Тем не менее, участники группы отомстили: атака казаков занимает видное место в их последнем видео на песню «Путин научит тебя любить Родину».
На самом деле, казаки — часть давних традиций русской музыки, но в основном в форме зажигательных традиционных народных песен. На протяжении большей части советского периода красочные ансамбли песни и танца, такие как Кубанский казачий хор, были единственным допустимым проявлением казачьей идентичности.
Казацкий милиционер нападает на Надежду Толоконникову и фотографа, когда она и ее коллеги по панк-группе Pussy Riot, в том числе Мария Алехина (в центре) в розовой балаклаве, устраивают акцию протеста в Сочи в среду.
Морри Гэш / AP
скрыть подпись
переключить подпись
Морри Гэш / AP
Казацкий милиционер нападает на Надежду Толоконникову и фотографа, когда она и ее коллеги по панк-группе Pussy Riot, в том числе Мария Алехина (в центре) в розовой балаклаве, устраивают акцию протеста в Сочи в среду.
Морри Гэш / AP
После революции 1917 года казаки сражались на стороне проигравших в гражданской войне, и они были жестоко репрессированы Советами. Это было далеко от происхождения казаков как мародеров и торговцев, живших на приграничных территориях юга России и современной Украины, почти как ковбои Дикого Запада.
Русские цари, от Петра Великого до Екатерины Великой, взяли под свой контроль казачество, объясняет Брайан Бек, профессор истории Университета Де Поль, специализирующийся на казаках.
«Они стали пограничниками и телохранителями», — говорит Бек. «Они стали горцами и конными патрульными. Они были орудиями империи. Куда бы Российской империи ни приходилось сражаться, они посылали казаков».
Бек говорит, что казаки начали возрождаться как сообщество почти сразу после распада Советского Союза.
Николай Куц, который является атаманом или руководителем Центрального сочинского казачьего общества, говорит, что казаки уже создали восемь кадетских училищ, где дети могут узнать о своем наследии и подготовиться к карьере в армии или службах безопасности.
«Сейчас младшие школьники начинают узнавать о казаках с седьмого класса», — говорит Куц. «Дети уже могут думать о своей будущей службе в армии. Я горжусь тем, что мои казаки из центрального района Сочи находятся в армии, а также в конной части президентской гвардии».
Куц говорит, что губернатор области призвал своих казаков служить в Сочи вместе с полицией в качестве невооруженного вспомогательного персонала с полезными знаниями местности.
Куц говорит, что казацкая идентичность неразрывно связана с русским православным христианством, и что казачья душа может быть унаследована только от казачьих предков.
После этого интервью Куц принял участие в нападении на Pussy Riot и позже отклонил запрос NPR о комментариях.
Бек говорит, что образ казака в России сильно отличается от образа за пределами страны, где казаки связаны с ведущими погромами против евреев и других меньшинств.
«Когда вы говорите кому-то в Нью-Йорке« казак », они сразу же думают о насилии и дикости, огне, разрушениях и кнутах, а также о людях на лошадях, сеющих хаос», — говорит он.«Когда вы говорите кому-то в России« казак », они, скорее всего, подумают о своего рода гордом наследии».
Образ российского пограничника и патриотического борца — это то, что президент Владимир Путин и сами казаки надеются развить, — говорит Бек. Оба образа играют своего рода избирательную память о казацкой истории.
Непочтительное письмо казаков Османскому султану в 1676 году
Казаки были социальной и военной группой, которая к 10 веку обосновалась на юге России и современной Украине.Они имели тюркское происхождение и прибыли с ордами монгольских нашествий в эту область, поселившись там навсегда. Известные своими боевыми навыками и военной стратегией, они постепенно интегрировались и смешивались с другими этническими группами славянского происхождения.
К 17 веку они разделились на русское казачество (которое распространилось на восток) и украинское казачество. Последние сформировали государство Запорожская Сечь в 1649 году (в Запорожской области в центре-юге сегодняшней Украины), и националистическая традиция считает их основателями современной украинской нации.
Из своей цитадели в укрепленной Запорожской Сечи (или Запорожье) они превратились в грозную военную и политическую силу, одинаково сопротивляющуюся и угрожающую окружающим народам: Польше-Литве, России и Османской империи. Наконец, в 18 веке Российская империя была ответственна за их уничтожение раз и навсегда.
А до этого, в 1676 году, запорожские казаки нанесли поражение войскам османского султана Мехмеда IV на поле боя. Однако он продолжал настаивать на том, чтобы они подчинились его власти, и отправил им ультиматум:
Султан Мехмед IV Запорожским казакам:
Как султан; сын Мухаммеда; брат солнца и луны; внук и наместник Бога; правитель царств Македонии, Вавилона, Иерусалима, Верхнего и Нижнего Египта; император императоров; государь государей; необыкновенный рыцарь, никогда не побежденный; стойкий хранитель гроба Иисуса Христа; попечитель, избранный Самим Богом; надежда и утешение мусульман; смущающий и великий защитник христиан — приказываю вам, запорожские казаки, подчиниться мне добровольно и без какого-либо сопротивления и не беспокоить меня своими нападками.
Казаки под командованием атамана Ивана Сирко ответили султану письмом, с отличием вошедшим в историю дипломатии (и эсхатологии):
Запорожские казаки турецкому султану!
О султан, турецкий дьявол и родственники проклятого дьявола, секретарь самого Люцифера. Что ты за дьявольский рыцарь, что не может убить ежа своей голой задницей? Дьявол гадит, а твоя армия ест. Не делай, сын блудницы, подданным из христианских сыновей; мы не боимся твоей армии, на суше и на море мы будем сражаться с тобой, ебать твою мать.
Ты, вавилонский поваренок, македонский колесщик, пивовар из Иерусалима, козел из Александрии, свинопас из Большого и Малого Египта, свинья из Армении, подольский вор, катамит из Татарии, палач из Каменца и дурак всего мира и преисподняя, идиот перед Богом, внук Змея, и крик в нашем члене. Свиной мордой, кобыльей задницей, убойной дворнягой, безымянным лбом, к черту собственную мать!
Так заявляют запорожцы, подонки. Вы даже не будете пасти свиней для христиан.Теперь мы подведем итоги, поскольку мы не знаем дату и не владеем календарем; луна в небе, год с Господом, день здесь такой же, как и там; за это поцелуй нашу задницу!
— Кошовый атаман Иван Сирко со всем Запорожским войском.
Репродукция письма на украинском языке / фото infoukes.com
К сожалению, оригинальное письмо так и не было найдено, поэтому весь этот эпизод долгое время считался легендой. Но в 1870 году этнограф Новицкий нашел в городе Днепр копию XVIII века.Он написан на русском языке, что явно указывает на то, что это перевод с польского (возможно, что польский здесь означает украинский, поскольку тогда для этого языка не было наименования).
Некоторые исследователи считают, что это действительно была бы пародия на ответ на письма, которые король Польши получал от султана в том же смысле, создаваемый польской элитой как развлечение. Но другие, такие как украинец Павел Тарковский, утверждают, что он подлинный и был написан казаками.Пока копия не найдена в турецких архивах, мы никогда не узнаем правды.
Придется довольствоваться картиной, написанной в 1891 году русским художником Ильей Репиным и озаглавленной именно так: Ответ запорожских казаков султану Османской империи Мехмеду IV , где он показывает забавную сцену композиции послания. Картина была приобретена царем Александром III за 35000 рублей, самую крупную сумму, уплаченную тогда за русскую живопись, и сейчас находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.Петербург.
Источники
Казачье письмо / Виктор А. Фридман (1978), Запорожское письмо турецкому султану: исторический комментарий и лингвистический анализ / Ранняя Украина: военная и социальная история до середины XIX века (Александр Басилевский) / Википедия.
.