Костюмы сценические белорусские: белорусский сценический костюм танцевальный: 18 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках

Содержание

Авторские коллекции сценических костюмов Натальи Смоляк покажут в Минске

Фото Университета культуры и искусств

24 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Персональная выставка художника по костюмам, члена Белорусского союза художников Натальи Смоляк «Скрозь час» откроется 1 декабря в художественной галерее «Университет культуры». Об этом БЕЛТА сообщили организаторы.

В экспозиции представлены сценические костюмы в стиле исторических нарядов ХVI — ХVII столетий. Они воплощают авторское видение богатого и многогранного наследия Беларуси. Есть и авторские костюмы. «Они разработаны на основе белорусских народных строев и свадебных традиций конца ХIХ — начала ХХ веков. Художник использует в своей работе ручное ткачество, вышивку. Не менее интересными для посетителей будут эскизы и фотографии работ Натальи Смоляк. Среди них иллюстрации костюмов, разработанных мастером для театральных, музыкальных, хореографических коллективов», — рассказали организаторы.

На выставке представлены более 30 нарядов, 40 эскизов и 50 фотографий, которые дают возможность увидеть весь 25-летний творческий путь автора. «Каждый костюм — это уникальное соединение техник и авторского видения. Они становятся предметом многоуровневого диалога между прошлым и будущим, наследием и современностью, традициями и новациями. Работы художника сквозь время доносят зрителю культурное наследие белорусской земли», — отметили в галерее.

Увидеть экспонаты можно по 15 декабря.

Наталья Смоляк с 2003 года является членом Белорусского союза художников. Впервые работы были представлены в 1995 году. Ее творчество связано со сферой текстиля и сценического костюма. Своеобразный авторский стиль и выразительная концепция творчества позволили художнику занять нишу среди других направлений современного декоративно-прикладного искусства. Ее произведения востребованы в Беларуси, России, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Молдове, Казахстане, Узбекистане. Отдельные работы, выполненные по заказам творческих коллективов и посольств, находятся в Германии, Франции, Великобритании. Всего Наталья Смоляк разработала костюмы для более 150 коллективов из 15 стран.-0-

“Белорусы. Сценический костюм Белорусского государственного хореографического ансамбля “Хорошки”

19 декабря 2008 г. в 17.00 в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоится открытие выставки “Белорусы. Сценический костюм Белорусского государственного хореографического ансамбля “Хорошки”, приуроченной к 35-летию ансамбля. В экспозиции будет представлено около 30 авторских костюмов.

Белорусский государственный хореографический ансамбль “Хорошки” (художественный руководитель и главный балетмейстер – народная артистка Беларуси В.И. Гаевая) хорошо известен и в нашей стране, и далеко за её пределами. Развёрнутые театрализованные программы ансамбля построены по тематическому принципу и отражают большие музыкально-хореографические пласты белорусской культуры. По легендам и преданиям, на основе древних белорусских обрядов построена программа “Туровская легенда”. Эпоху белорусского средневековья передаёт исторический балет “Полоцкая тетрадь”, в основу композиций которого положены нотные записи белорусской и западноевропейской светской музыки XVI–XVII веков. На городском фольклоре и популярных мелодиях ушедшего столетия основана программа «Прощай, ХХ век!». «Добрый вечер, гости!», «Женитьба Терешки», «Белорусы» построены исключительно на фольклорном материале и отражают, возрождают традиционные праздничные и календарные обряды белорусов.

Сотрудниками коллектива проведена большая работа по изучению не только белорусской музыки и танцев, но и национальных традиций, обычаев, костюмов. Собран уникальный фонд этнических музыкальных инструментов, реквизита, нот, видеозаписей. В костюмерных ансамбля хранится свыше 5,5 тысяч сценических костюмов, многие из которых созданы известными белорусскими мастерами и являются самоценными произведениями искусства.

В последнее десятилетия в коллективе сложился замечательный тандем художников по костюмам – Юрий Пискун и Алексей Гаевой. В своём творческом поиске они неизменно следуют национальным традициям и эстетике, прекрасно изучив не только традиционный белорусский костюм, но и одужду всех социальных сословий XVI–XVII столетий – белорусской знати, горожан, жителей городских предместий. Работы художников отличаются роскошной отделкой, интересными конструктивными находками, высоким качеством кроя.

Выставка продлится до 19 января 2009 года.

Шляпа-брыль и сорочки из бочки. Какие секреты есть в белорусских костюмах | События | ОБЩЕСТВО

Почему белорусы любят красный цвет и как свадебные наряды помогают создать крепкую семью, «АиФ — Казань» рассказали певицы татарстанского дуэта «Руже кветка», исполняющие белорусские национальные песни, Алёна и Элина Абызовы.

Радушно приняли

Дуэт появился в Казани в 2012 году. Девушки назвали свой коллектив в честь средневековой белорусской песни «Руже кветка» («Цветок розы»). Сейчас Алёна и Элина учатся в Казанском университете культуры и искусств на продюсеров кино, театра и ТВ.

Искусством Беларуси сёстры увлекаются с детства. Любовь к нему привила мама – директор музея имени Янки Купалы в Печищах Римма Абызова. «Жизнь так складывалась, что мы постоянно встречались с белорусской культурой, узнавали о ней что-то новое, – вспоминает Алёна. – В музыкальной школе нашим педагогом была учительница из Беларуси. Она заинтересовала нас народными мелодиями своей страны. Когда мы начали исполнять белорусские народные песни – «Купалинку», «Левониху» и другие – получили горячую поддержку со стороны белорусской общины Казани. Нас радушно приняли в ряды белорусов».

Сначала девушки выступали в основном в Доме дружбы народов РТ в Казани и в музее Янки Купалы. Сейчас их приглашают в Чебоксары, Самару, Москву и, конечно же, в Минск. Костюмы, в которых Алёна и Элина выходят на сцену, они получили в подарок в Республиканском центре национальных культур столицы Беларуси. Девушки настолько ими дорожат, что везли в Казань на руках, не укладывая в чемоданы. Историю белорусского национального костюма Алёна и Элина изучают не только по книгам. Много интересных фактов они узнали в музее народной архитектуры и быта этой республики.

«Это большой комплекс под открытым небом, в котором представлена культура разных областей страны, – делится впечатлениями Элина. – Дома, усадьбы привезены из разных уголков республики. Есть школы, церкви, домашняя посуда, утварь и, конечно же, одежда. В разных районах она разная. В Беларуси существует более 30 вариантов национального костюма – несколько строев, как там говорят. Наши сценические костюмы не относятся к какому-то определённому строю. Они скорее театральные. Посмотрев киноспектакль по пьесе Янки Купалы «Павлинка», поставленный в 1951 году, мы заметили, что наши костюмы очень близки к тем, в которые одеты актёры в этой постановке».

Белый цвет – символ чистоты

В Беларуси сёстры Абызовы видели и так называемые шляхтские или городские костюмы, которые в XIX веке носили аристократы, мелкопоместные дворяне. Но они, по сути, копировали общеевропейскую моду. Национальный белорусский костюм сложился на основе одежды, которую носил простой народ.

Путешественники, исследователи отмечали, что в старину одежда белорусов была, как правило, белой. Есть мнение, что именно цвет одежды жителей отражён в названии страны.

Женский костюм состоял из сорочки, у которой обязательно должна быть вышивка на рукавах, юбки, гарсета (жилета-безрукавки) и фартука. Фото: Из личного архива/ Алена и Элина Абызовы

Основой костюма мужчин, женщин и детей была белая сорочка, которую шили из льна. Длинная рубашка из толстого полотна часто была единственной одеждой ребёнка до шести-восьми лет. Только после этого возраста мальчик впервые надевал штаны, а девочка примеряла юбку.

Сорочки и взрослых, и детей украшали вышивки с орнаментным узором, чаще всего красного цвета.«Белый цвет в белорусской культуре – символ чистоты, надежды, – говорят сёстры Абызовы. – А красный цвет символизирует защиту. Символа розы в белорусских национальных орнаментах мы не встречали. Видимо, потому что орнамент в форме круга в этой культуре встречается редко».

В белорусских орнаментах очень много геометрических форм. Так, треугольник символизирует женское начало. Квадрат означает плодородие, ромб символизирует хлеб, две птицы – образ любви, счастливого брака. Понимая значение символов, можно прочитать вышивку как отдельные предложения с законченным смыслом. Ведь вышивки являются не только украшением, но и оберегом.

Завейте невесту!

В старину каждая девушка с детства училась ткать и вышивать. Родители с гордостью показывали сватам большую деревянную бочку с крышкой, доверху наполненную кусками полотна, вышитой одеждой, рушниками, сорочками. Такие бочки назывались «кублы». Белорусские девушки хранили в них своё приданое вплоть до XX века.

Невеста шила не только венчальную рубашку жениху, но и несколько праздничных сорочек. Перед свадьбой девушка мылась в бане и должна была вытираться сорочкой, которую она сшила для жениха. Существовало поверье, что после этого муж будет любить её всю жизнь.

Чтобы семья была дружной и счастливой, жениху надо было надеть подаренную невестой сорочку именно в тот момент свадебного обряда, когда невесте завивали намитку, то есть надевали женский головной убор. Намитка представляет собой длинный кусок прямоугольной ткани, который повязывали вокруг головы, закрывая шею. Завивать невесту, то есть надевать на неё намитку, должны были счастливые в браке женщины.

Намитки, а также мужские и женские свадебные сорочки у белорусов принято хранить как особую ценность всю жизнь. Женские венчальные сорочки иногда передавали по наследству дочери и даже внучке. Умершую женщину часто хоронили именно в свадебных сорочке и намитке. Считалось, что благодаря этой одежде она легко найдёт в потустороннем мире своих умерших родственников.

Верхней одеждой мужчин была свита, которую, как и сорочку, дополнял пояс. Фото: Из личного архива/ Алена и Элина Абызовы

Гарсеты, порты и кожухи

И в праздники, и в будни женщины носили костюм, состоявший из сорочки, у которой обязательно должна быть вышивка на рукавах, юбки, гарсета (жилета-безрукавки со шнуровкой или с застёжкой на пуговицах) и фартука.

Юбки чаще всего шили из шерстяной ткани в клетку красного и сине-зелёного цветов. Жилеты в разных районах были разного кроя и длины: либо прямые до талии, либо удлинённые с клиньями. Гарсеты украшали аппликациями, тесьмой. Праздничные гарсеты шили из парчи, бархата или яркого ситца. Свои украшения были и у фартуков: на них нашивали кружева, делали вышивки.

«Фартуки, платки, чепцы в своих костюмах мы стараемся не использовать, ведь это символы замужней женщины, – рассказывают Алёна и Элина. – Девушки заплетали косы, носили головные повязки с орнаментами, а летом венок из луговых трав, в котором всегда были васильки. Эти цветы – один из неофициальных символов белорусов, как для русских ромашки, для татар – тюльпаны. Скромные, маленькие, но в то же время очень красивые, яркие васильки отражают душу народа. Белорусский характер – это прежде всего спокойствие, умение держать себя в руках, доброжелательность – черты, сразу вызывающие доверие».

Народный мужской костюм состоял из рубахи и штанов, которые называются «ногавицы», «порты». Сорочку носили навыпуск и подпоясывали. Мужчины также надевали безрукавки, носили и однобортные пиджаки. Верхней одеждой была свита – одежда прямого кроя наподобие сюртука. Свиту, как и сорочку, дополнял пояс.

На голову мужчины летом надевали соломенную шляпу, которая называется «брыль», а зимой – шапку-ушанку из овчины. В холодное время года и мужчины, и женщины облачались в овчинные кожухи.

Считалось неприличным показаться на людях без головного убора и пояса. Но если крестьянин или крестьянка выходили на улицу босыми, это никого не шокировало. Ведь многие носили обувь только по праздникам. Кожаные сапоги появились в народном костюме только в XIX веке. До этого крестьяне носили лапти, которые называли «щербаки».

Белорусский национальный костюм: история, разновидности и особенности

В радушной Белоруссии национальный костюм надевается не только во время важных празднеств, но и в повседневном быту тоже встречается. На территории постсоветского пространства все больше молодых людей обращают внимание на самобытную одежду, добавляя как отдельные элементы этой символики в общий стильный образ, так и используя его в полной мере.

История костюма

Колоритные национальные костюмы – это ценные моменты истории развития каждой конкретной народности. Белорусский национальный костюм – это настоящий исторический атрибут, при тщательном изучении которого приходит понимание бытовых условий, настоящих культурных и этнических особенностей далеких предков.

Первичное описание белорусского национального костюма датируется началом первой половины X века. Данные об этом нечеткие, обрывистые, только исторические раскопки способствовали воссозданию истинной национальной одежды Белоруссии. Также были сопоставлены летописные данные о требованиях того времени к традиционной мужской и женской одежде. На основании некоторых элементов наряда можно судить о происхождении, социальном положении, локальном месте проживания, примерном возрасте, важных семейных привилегиях его обладателя.

Классический народный костюм в подробностях был расписан в начале 20 века. Тогда было установлено, что классический вариант белорусского национального одеяния, применяемый местными горожанами, имел определенные отличия от традиционного сельского варианта: в нем прослеживались знаки влияния европейской моды. По этой причине традиционным костюмом республики Беларусь считается одежда простого сельчанина, в которой сохранились черты истинной самобытности. Эта гостеприимная страна, где насчитывается примерно 22 варианта традиционного одеяния. По отдельным элементам наряда можно с точностью определить принадлежность к определенной местности, селу или хуторку.

Локальные разновидности

Белорусский национальный костюм, изображенный на картинках, имел некоторые различия, зависящие от географии проживания: насчитывалось до 30 локальных разновидностей наряда.

Отличительной особенностью нарядов простых белорусов является органичное сочетание практичности и декоративности. Одеяния шьют на основе натуральных материалов, например, дышащего льна. Национальное одеяние этой народности отличалось шикарной вышивкой с преобладающими геометрическими и растительными орнаментами. Во время создания подобных нарядов использовалось традиционное плетение, кожная обработка, иные виды народного декоративно-прикладного искусства.

Женские и мужские наряды

Белорусы носят просторную рубаху навыпуск на основе натурального льна, красивую жилетку из прочного сукна и головной убор. Рубашка шилась с воротничком отложного типа и широким нагрудным разрезом. Широкий ворот и нижняя часть одеяния обрабатывались вышивкой в колоритном национальном стиле. К рубахе полагался броский пояс яркого красного цвета. В некоторых моделях брюк также был предусмотрен пояс и застежка на пуговицу. Так в завершенном виде выглядели белорусские мужские костюмы, представлявшие собой образец сочетания практичности и ручного искусства.

Женщина облачалась в натуральную льняную сорочку, вышитую вручную национальными орнаментами. Поверх нее надевалась юбка, которую сшивали из разных броских тканей. Летние сорочки выполнялись из дышащего льна, зимние – из прочного сукна. Взрослым замужним женщинам изделия шились из понева. Поверх складчатой юбки шел броский вышитый фартук, органично сочетающийся по цвету и этническому узору с внутренней сорочкой.

Повседневная одежда

Все национальные одеяния белорусов имели четкие разделения на праздничную, повседневную, свадебную, мужскую и женскую одежду. Повседневный наряд состоял из традиционной просторной рубахи навыпуск со скромной вышивкой, подпоясанной броским широким поясом. Представители сильного пола носили портки, жилет либо однобортный пиджак с хлястиком.

У женщин выбора в повседневных нарядах было гораздо больше: они носили льняную кашулю (сорочку) с изящной ручной вышивкой, юбку-спадницу, выделяющуюся кроем, тоном и узором, фартуком. Иногда надевался гарсет – своеобразный жилет из ситца.

Верхняя одежда

Представители сильного пола осенью облачались в суконную епанчу либо овчинный тулуп, умело обшитый тканью с ручной вышивкой, некоторые представители зажиточного класса носили теплые меховые шубы.

Женские верхние одеяния имели более изящный вид: девушки кутались в шерстяные свитки либо овчинные кожушки.

Головные уборы

На голову мужчины надевали в знойное время широкую соломенную шляпу под названием брыль. Зимой от холодов спасала меховая аблауха – своеобразная теплая шапка, к которой были пришиты четыре меховые части: две из них завязывались наверху, а остальные прямо над подбородком.

Женские головные уборы несли в себе социальный и обрядовый смысл. По их виду определялось текущее семейное положение, возраст, финансовое состояние девушки.

Обувь

Для мужчин вязались лапти из лыка, натурального пенька, виноградных лоз, зажиточные крестьяне обувались по традиции в кожаные постолы. В зимнюю пору носили теплые валенки, подшитые войлоком либо кожей. Женская обувь имела мало отличий от мужской: девушки также надевали плетеные лапти, состоятельные представительницы прекрасного пола имели кожаные башмачки – комфортные чаравики, удобные сапожки, прочные валенки.

Детский костюм

Детская одежда имела мало отличий от аналогичных взрослых одеяний. Белорусский костюм для девочки выделялся одной особенностью: малышка, впервые надевшая фартук, считалась истинной девушкой. Затем изящный девичий венок сменялся свадебной намиткой – это был знак того, что девушка стала женщиной.

Городская одежда

Одеяния горожан имели свои уникальные особенности, производилась на основе фабричных материалов. Обычные работники и ремесленники носили традиционную одежду, выполненную из темного фабричного материала для повседневного ношения, из более светлой ткани – для особых празднеств.

Представители слабого пола носили вместо длинной просторной рубахи нижнюю рубашку, поверх которой надевалась короткая блузка. Она могла быть надета навыпуск либо заправлялась в пеструю юбку. Женским верхним одеянием у представительниц рабочего класса являлось длинное платье либо расшитая юбка со сборчатой блузкой. Мужская торжественная одежда в те времена состояла из классического костюма и пиджака.

Наряды горожан – представителей мелкой буржуазии, истинной трудовой интеллигенции, крупных торговцев – отличалась по способу кроя, а используемый материал был совершенно разным по качеству.

Особенности

Основные особенности национального ансамбля горожан Беларуси – это броский мужской и расписной женский пояс, символика костюмов. Эти элементы несут в себе символичность, ведь помимо выполнения практических задач они играют роль оберега. В теплое время года практически все горожане ходили босиком, представители сильной половины человечества не выходили из дома, не опоясавшись. Даже к отсутствию головного убора соотечественники относились со снисхождением, а вот выйти на улицу без привычного пояса считалось позором. Подобным образом относились и к фартуку – защитнику женщин.

Броской чертой женского наряда была символическая намитка – своеобразный головной убор, олицетворяющий становление девушки женщиной во время свадебного обряда. Подобную вещь женщины сохраняли всю сознательную жизнь.

Преобладающие цвета и оттенки

Главным цветом в одежде белорусов был классический белый. Согласно бытующей легенде, благодаря этому преобладающему тону они и получили свое прямое название как нация. Наряды шились из выбеленного льна. Даже в те времена льняные полотна красили в синие, пурпурные и сиреневые оттенки. Но преобладающим остался символ чистоты и непорочности – белый. Многие окрашивали ткани по собственному желанию, используя для этого природные красители – натуральные корни цветущих растений, сочные ягоды, свежие почки деревьев.

Используемые ткани

Все одеяния шились на основе дышащего органического волокна. В основном для этой цели применялись: лен, натуральная шерсть, конопля и крапива. Лен белорусы именовали «божьей свечой» – это был их любимый материал, и практически вся одежда изготавливалась на его основе.

Поставлялись на землю белорусов и дорогостоящие материалы, в их числе – нежнейший шелк и прочный бархат. Обычные горожане не могли их приобрести, поэтому они применяли для своих нарядов ткани, изготавливавшиеся в крестьянских хозяйствах. В последующем в жизнь простых белорусских рабочих плотно вошел ситец, из которого шились рубахи.

Для теплых вариантов также применялось сукно и выделанная овчина.

Крой и декоративные швы

Просторная рубаха является ведущим элементом этнического костюма, поэтому вначале она делалась без плечевых швов: готовое полотно, сложенное вдвое, кроили нужным образом. Далее был придуман новый крой рубахи, когда делались вышитые вставки из аналогичной ткани для соединения задней и передней полочки. Отличительной чертой рубашки белорусов был широкий разрез на левой части груди. На колоритных праздничных нарядах в виде украшения добавляли на разрез вышитые вставки. Воротники были в виде стойки, высотой не более 3 см.

При оформлении традиционного костюма применялась изящная вышивка, нежнейшее кружево, аппликация, ручное узорное ткачество – все это было связано с культурой и обычаями радушного народа. На символичные фартуки пришивалось покупное либо самодельное кружево.

Длинные юбки для девушек кроились из двух равнозначных половинок. Во время использования раскроенного сукна на нем отмечались 3-6 продольных частей. Далее изделие сшивалось и собиралось в сборку.

Дополнительные аксессуары и украшения

Основным аксессуаром традиционного костюма был широкий мужской пояс. Его ткали в каждой семье самостоятельно, оформление было уникальным. На основании этого элемента определялся уровень благосостояния семьи. Зажиточные люди опоясывались шелковыми образцами с золотым либо серебряным вплетением. Некоторые пояса остаются по сей день настоящими шедеврами прикладного искусства.

Украшениями были и подвески из доступных материалов – костяные либо деревянные, каменные амулеты. Женщины дополняли свой образ броскими бусами из хрупкого стекла либо янтаря, зажиточные дамы носили на шее жемчуг либо рубин, могли себе позволить изделия из ограненных камней, подвески, наборы из редких самоцветов.

Оформление национального костюма

Нарядные юбки, фартуки обрамлялись колоритными белорусскими орнаментами. Ими также оформлялись мужские просторные рубахи. Узоры вышивались красной нитью по белой ткани. Орнаменты прослеживались не только на каждодневных предметах одежды, но и на рушниках, бывших в то время в обиходе. В ручную вышивку вкладывался особый смысл: она могла содержать элементы, олицетворяющие годовые циклы и праздники урожая. Умелицы могли вышивать целые орнаментальные предложения на предметах одежды, наделяя ее особым смыслом. Узор на крестьянском одеянии служил не только украшением, но и своеобразным магическим заклинанием, защитным оберегом либо талисманом.

Образы

Сценический костюм выглядит очень эффектно, ведь он является воплощением понятия современных белорусов об образе своих предков. В течение длительного пути исторического развития исконный наряд белорусов смог сохранить характерные особенности тканевого кроя, способы обрамления и варианты традиционного ношения.

В качестве идеальных образов с внедрением отдельных национальных элементов стоит отметить следующие примеры:

  • чтобы создать стильный образ в виде этно-кэшуал, пригодится стильная сорочка, обрамленная яркой этнической вышивкой, гармонично сочетающаяся с облегающими джинсами либо с юбкой;
  • платье, оформленное богатой вышивкой в исконном белорусском стиле, привлечет внимание окружающих;
  • белая просторная футболка, красиво оформленная этническим орнаментом, подойдет любому молодому парню и юной девушке;
  • все чаще можно заметить традиционные либо стилизованные свадебные одеяния в исконно белорусском стиле;
  • детская одежда, оформленная этническими узорами, смотрится интересно и привлекательно.

Стилизованный костюм для женщин отличается длиной сборной юбки, где обувь играет немаловажную роль. Юные модницы выбирают изящные кожаные сапожки либо туфли, гармонирующие с костюмом. В современном образе зачастую применяется изящная прическа вместо традиционного головного убора.

Невзирая на устойчивость этнического образа, костюм многовариантен и в образной, и композиционной форме.

Белорусский государственный медицинский университет

Республиканская выставка художественного текстиля «СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ» авторская коллекция сценических костюмов «УЛЕТАЛА ПТАШЕЧКА» художник Наталья Смоляк (город Минск, Республика Беларусь) 14 октября 2015 года Художественная галерея Михаила Савицкого

Смоляк Наталья Викторовна — профессиональный художник по костюму, член Белорусского союза художников, лауреат и дипломант республиканских и международных конкурсов и фестивалей, участница более 35 художественных выставок, проходивших в Беларуси и за ее пределами (Польша, Литва, Россия), автор 6 персональных арт-проектов (Беларусь, Польша). Авторское художественное видение и выразительная концепция творчества позволили художнику занять свою нишу среди других актуальных направлений современного декоративно-прикладного искусства.

Работы автора востребованы многочисленными творческими коллективами Беларуси, Польши, России, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдовы, Казахстана, Узбекистана (более 130 коллективов в 14 странах), отдельные художественные работы находятся в посольствах и частных коллекциях Великобритании и Северной Ирландии, Франции и Америки.

Коллекция «Улетала пташечка» создана в 2013 — 2015 годах как авторская серия сценических костюмов по мотивам белорусских народных свадебных костюмов к конца XIX — начала XX в. В коллекции использованы различные материалы (бархат, атлас, габардин шифон, органза, полиэстер, парча, узорная тесьма, атласные ленты, кружево) и техники (машинная вышивка, нашивка тесьмой, шитье бисером).

Каждый костюм серии разработан на основе народных костюмов определенного этнокультурного региона Беларуси, имеет свое название и представляет авторски
переработанный образ, отражающий своеобразие и многогранность традиций белорусского народного свадебного костюма. На презентации демонстрируются следующие костюмы: «Пава» и «Сокол ясный» (Поднепровье), «Ласточка» (Западное Полесье), «Голубка» (Центральная Беларусь), «Кукушечка» (Понеманье), «Жавороночек» (Наддвинье).

В представленных образах гармонично соединены тепло и рукотворность народного костюма, торжественность праздничного и монументальность сценического костюма. Лаконичные композиционные и колористические решения подчеркнуты детальной проработкой конструкции и декора. Материалы для исполнения выбраны так, чтобы максимально раскрыть заданную образность — мягкость и теплота бархата оттенена прохладностью атласа, прозрачность и легкость шифона подчеркнута использованием нашивок из кружева и узорчатой тесьмы из хлопка, использование тафты и парчи придают костюмам особую сценическую эффектность. Декор костюмов выполнен в традиционных народных техниках — вышивки, нашивки тесьмой и кружевом, шитья бисером. Цветовая гамма изменена и разработана в соответствии с авторской концепцией.

 

Народный костюм — пошив на заказ национальных костюмов

Национальный костюм  является неотъемлемой частью истории народа. Кроме того, народные костюмы– это отличный способ познакомить с культурой нашей страны иностранцев. Народные костюмы для сольных и коллективных выступлений, которые шьют мастера в ателье Stage Decor отличаются разнообразием.

Ателье Stage Decor – эксперт в создании мужских, женских и детских народных костюмов. Наши дизайнеры могут придумать интересный вариант мужского народного костюма для вас или реализуют имеющуюся идею по эскизу.

Прежде чем произвести пошив исторических или народных костюмов, надлежит снять мерки и рассчитать количество материала. Ошибка, допущенная на данном этапе, будет стоить дорого. Ведь костюм должен быть не только привлекательным, но и удобным.

Готовя ребенка к утреннику, многие мамы и папы допускают одну и ту же ошибку: берутся сшить театральный костюм на основе лекал, представленных в интернете. Однако никакой уверенности в профессионализме изготавливающего их мастера в данном случае быть не может. Увы, итогом зачастую становятся детские слезы.

Если у вас есть старый костюм, не спешите отправлять его в мусорную корзину, ведь, кроме пошива народных костюмов, мы занимаемся реставрацией одежды. Вдохнем новую жизнь в танцевальные наряды для мужчин и женщин, обновим карнавальный костюм, сценический костюм, новогодний костюм, дополним его современными элементами. Поэтому не выкидывайте старые вещи в корзину, а принесите нам – и очень скоро вы их не узнаете.

Реставрация театрального костюма или сценического костюма проходит в несколько этапов: восстанавливается материал (ткань, мех или кожа), обновляется фурнитура, изделие окрашивается. Также при необходимости можем поработать над кроем и подогнать наряд (платье, юбку, брюки, сарафан, рубаху,  головной убор и другие) по вашей фигуре.

В нашей швейной корзине есть множество инструментов для работы с тканью. Для восстановления мужских, женских и детских трикотажных костюмов мы подбираем штопки, подходящие по цвету нити, ликвидируем зацепки, вручную восстанавливаем полотно в местах повреждения. Чтобы вернуть цвет и устранить потертости на кожаных изделиях, используем специальные пропитки и красители.

Материалы для восстановления мужских, женских и детских театральных костюмов подбираем индивидуально. Например, в некоторых случаях для устранения дефекта необходимо проклеить одежду изнутри, а иногда приходится отправить часть полотна в корзину и вшить на его место новый лоскут материала.

Чтобы обсудить подробнее свой заказ с мастером и задать необходимые вопросы, свяжитесь с нами по телефону, указанному на сайте, или напишите на почту, мы перезвоним.

Дефиле в рамках международного фестиваля «Текстильный букет»

Национальный центр современных искусств представляет виртуальное дефиле, которое состоится на сайте НЦСИ 25 апреля в 17.00 в рамках Второго Международного открытого фестиваля декоративного творчества «ТекСтильный букет»

Обычно музеи, театры, галереи искусств живут грядущими выставками, подготовкой к следующим сезонам и премьерам. Но сейчас наше будущее стало неизвестным, необычным. Наше настоящее превратилось в обмен новостями, обмен ссылками, переписками. Маршруты сжались. Выбирая между свободой передвижения и здоровьем, мы выберем второе. Границы стали глубже и крепче — полтора метра от человека к человеку, нулевое сообщение от страны к стране. Всё вероятно и всё невероятно. Да, обычно музеи мыслят следующими сезонами и, хотя мы с коллегами старались «заглянуть за горизонт», там, где есть майские прогулки, ночь музеев и летние отпуска, мы остаёмся здесь, в «сегодня», и создаем культурные события в виртуальном пространстве.

В виртуальном дефиле примут участие художники и дизайнеры из России, Канады и Беларуси:

Гладкова Светлана (Россия)
Знак Галина (Беларусь)
Степанова Рената (Беларусь)
Лукьянова Лариса (Россия)
Прутских Галина (Канада)
Смоляк Наталья (Беларусь)
Тимофеева Ольга (Россия)

Тимофеева Ольга Александровна

Россия, Свердловская область, г. Сысерть.

     

Руководитель клуба ДПИ «Дамские штучки» «Дворца культуры имени И.П. Романенко» г. Сысерть.

Создатель авторской коллекций одежды с использованием элементов этнографического кроя.

Дипломант Международного показа «Мода в стиле пэчворк» в Генеральном Консульстве России (Осака, Япония) за создание уникальной коллекции костюмов;

Участник Европейской выставки-фестиваля по квилтингу (пэчворку), The Festival of Quilts Birmingem 2018, Великобритания;

I место в Супер — конкурсе дизайнеров одежды «Времена года»;

Участник VI Международного фестиваля лоскутного шитья «Quilt Fest- 2018», г. Москва;

Участник IX Всероссийского фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох», г. Ярославль;

I место в IV Уральском фестивале лоскутного шитья «Эта зеленая планета»

«Приветствую Вас, дорогие друзья! Хочу представиться – Ольга Тимофеева. Я живу и работаю на Урале, в небольшом городке Сысерть (пригороде Екатеринбурга). Руковожу клубом «Дамские штучки» при местном Дворце Культуры. С одеждой связана вся моя жизнь. Родилась в семье закройщицы, окончила с отличием Школу закройщиков в Екатеринбурге и Уральский Педагогический Университет. Работала в Областном Доме моделей конструктором-модельером по верхней женской одежде. Увлекаюсь различными видами рукоделия: бисероплетением, ткачеством, плетением на коклюшках, различными видами вышивки. В последние годы увлеклась лоскутным шитьем. Создаю свои авторские коллекции одежды, которые имели большой успех не только на Российских фестивалях, но и за рубежом (Англия, Япония). В прошлом году участвовала в Вашем фестивале. Очень понравилась атмосфера и организация. С Минском у меня лично связаны особые воспоминания: здесь проходило наше свадебное путешествие, и здесь живут родные мужа.

Обычно, я делаю коллекции в русском стиле, но в этом году, собираясь в поездку в Южную Корею, я сделала коллекцию Пять стихий. Специально к Вашему фестивалю я подготовила серию интересных мастер-классов по пошиву одежды этнографического кроя, сумки и головного убора.

Надеюсь на дальнейшее сотрудничество! До новых встреч! Люблю Вас!»

                 
                 

В прошлом году на дефиле Первого фестиваля «ТекСтильный букет» участники и гости были очарованы коллекцией костюмов Ольги Тимофеевой «Душенька».

Коллекция «Душенька». 2019. хлопок, лен, ручная и машинная вышивка, ручные буфы и лоскутное шитье, аксессуары — плетение из соломки.

     

Гладкова Светлана Ивановна

Российская Федерация, Воронежская область, г. Борисоглебск,

представляет коллекцию платьев 50 годов
«Война не властна над любовью»

Хозяйка этих нарядов жена офицера, который воевал 18 летним мальчишкой, имеет ордена и медали.

Выход я хотела бы посвятить этим людям. Если бы это было заключительным сюрпризом, прочесть стихотворение и сделать показ.

Лукьянова Лариса

Россия, г. Москва

Коллекция «Надену жилет я»

     

Лукьянова Лариса Федоровна — член Международной Ассоциации Союза Дизайнеров.

Постоянный участник московского международного фестиваля QuiltFest с 2013 года.

Участник международного фестиваля лоскутного шитья «Душа России».

Награждена дипломом в номинации «Современный костюм» VII Всероссийского фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох». Участник показов на международных Квилт Фестивалях в Риге и Бирменгеме.

Автор представляет коллекцию современной одежды, созданную для жительниц большого города. Жилет выбран как самая простая, удобная, популярная форма одежды.

Лаконичный крой позволяет показать многообразие фактур, цвета, композиционных приемов. Материал исполнения: шерстяные, джинсовые, плательные ткани, кружевное полотно, бархат. Жилеты декорированы ручной и машинной стежкой.

В коллекции 8 моделей.

                 
                 

Прутских Галина Юрьевна

Канада, г. Монреаль

     

Галина Прутских представляет русскую школу «Грамота», педагог, художник и мама 3-х мальчиков.
Образование: МГПИ им Ленина педагогический факультет, худграф, традиционные женские рукоделия.

Творческий путь:

2017 год – первая лоскутная коллекция одежды «Соединяя Время» — финалист конкурса «100 лет Революции» в доме моды Вячеслава Зайцева

2018 год – коллекция «Верните миру женщину» 1 место на конкурсе лоскутного шитья в Суздале

2019 год – показ коллекции «Время года в жизни женщины» Япония, Осака

                             

Для участия в виртуальном показе в рамках Международного Фестиваля «ТекСтильный букет» автор предоставила коллекцию одежды в лоскутной технике «Букет для тебя, посвящённой 75-летию победы в Великой отечественной войне.

Прутских Галина рассказывает:

«Именно в городе Минск мне хотелось показать первый раз эту коллекцию, я посвящаю ее моей маме — Вашкевич Галине Антоновне, 1935 года рождения, она родом из деревни Шатилы Дзержинского района Минской области. Мама для меня живой свидетель войны, её детство прошло в немецкой оккупации. В их доме разместились фашисты, их командование. Семья, состояла из 4-х детей и бабушки, они находились в постоянной опасности, так как их отец сражался в партизанском отряде, многие односельчане об этом знали.

Для меня важны воспоминания мамы о её детстве, детях войны, послевоенной юности. Мама рассказывала, что единственными игрушками у них были цветочки, листики и веточки. Каждая модель моей коллекции символизирует скромные цветы военного детства моей мамы, радость, боль и надежду. В каждом комплекте одежды (платье с накидкой, шаль, сумочка, кокошник, носочки).
Техника исполнения коллекции: «Перед поездкой в Японию 2019 году, я узнала, что в программу входит посещение города Хиросима, тогда я подключила всех знакомых к изготовлению бумажных журавликов, как символ надежды, памяти, скорби. Вернувшись из поездки, я решила придумать похожую технику в тканях. Так родилась эта коллекция.

Когда закончится карантин и рейсы в Россию из Канады возобновятся. Я обязательно приеду в Беларусь. Это мой долг благодарности и почтения!».

                    
                    

Галина Знак

Беларусь, г. Минск

     

«Меня зовут Знак Галина. Я живу и работаю в Беларуси. Всю жизнь я хотела быть дизайнером одежды, но волей судьбы работала в строительной сфере. У меня было своё производство эксклюзивных столярных и витражных изделий. И только пенсионный возраст дал полную свободу творчеству.

В 2017 году я познакомилась с заслуженным учителем Беларуси и сейчас преподавателем по валянию Шрамовой Нелли Ивановной. Она дала первые азы работы с войлоком. Обучаясь у неё, я поняла, что войлок может стать пластилином в руках умелого автора. Работаю, как с шерстью нашей белорусской Слонимской фабрики, так и с шерстью из Новой Зеландии, Англии, Франции. Созданную мной одежду с удовольствием носят мои знакомые, друзья, родственники и покупатели. Являюсь участником белорусской ярмарки-выставки «Млын» и активно продвигаю войлок в социальных сетях. Войлок — экологически чистый материал, а одежда из войлока натуральная.

Дважды я участвовала и создала экстравагантных костюмов для фестиваля «Burning Man» в Неваде.

Представляю Вам коллекцию одежды, которая является пропагандой здорового образа жизни, натурального материала и экологически чистой одежды!»

Смоляк Наталья

Беларусь, г. Минск

Смоляк Наталья Викторовна, художник по костюму, член Белорусского союза художников, г. Минск, Республика Беларусь.

Название коллекции:
«ОТРАЖЕНИЕ», авторская серия сценических костюмов по мотивам белорусских народных костюмов конца ХIХ – начала ХХ веков. Костюмы серии: «Отражение», «Утренние росы», «Нива золотая», «Чистый источник», «Полесский мотив», «Синь небес». Ручное ремизное ткачество. Лен, хлопок, вискоза, полиэстер. 2000, 2007 – 2013 г.

Авторская серия сценических костюмов «ОТРАЖЕНИЕ» разработана по мотивам белорусских народных костюмов к. ХIХ – нач. ХХ веков и представляет собой современную сценическую стилизацию народного костюма, выполненную с использованием техники ручного ремизного ткачества. Эстетика народного костюма закладывается как основа, на которой создаются новые образные структуры, в которых традиция считывается не напрямую, а через использование традиционных техник, фактур, приемов отделки и т. д. Художественная образность, конструктивные и декоративные особенности белорусского народного костюма интерпретируются с большой степенью условности и максимально адаптируются к требованиям сцены. В результате возникают яркие и выразительные сценические образы, решенные в оригинальной авторской манере – с тонкой проработкой цвето-тоновых отношений, деликатным использованием декора, гармоничными соотношением объема и формы.

Костюмы серии представленные на фестивале: «Отражение» (2000 г.), «Утренние росы» (2007 г.), «Нива золотая» (2007 г.), «Чистый источник» (2011 г.), «Полесский мотив» (2013 г.), «Синь небес» (2013 г.).

Каждый из костюмов имеет свою эстетику, разработанную в соответствии с образностью белорусского народного костюма определенного этнокультурного региона. Кроме того, каждый костюм коллекции воплощает авторский художественный образ-символ, который отражает красоту белорусской земли.

«Славянский силуэт» – образ земли (этнорегион Восточное Полесье). Его цветовая гамма строится на сближенных бежево-коричневых тонах.

«Полесский мотив» и «В тени лесов» – образ полесских лесов (этнорегион Западное Полесье), ведущий цвет – зеленый.

«Отражение» и «Синь небес» – образ прозрачных озер, в которых отражается синева неба (этнорегион Понеманье), ведущий цвет голубой.

«Утренние росы» – образ утренней заряницы, когда солнечные лучи переливаются в каплях росы (этногегион Центральная Беларусь), ведущий цвет розовый.

«Нива золотая» – образ колосящихся полей (этнорегион Наддвинье), золотисто-охристая цветовая гамма.

«Чистый источник» – образ родников с кристально чистой водой (этнорегион Поднепровье), цвет прозрачный сиреневый.

Для изготовления костюмов использована ткань выполненная в технике ручного ремизного ткачества (восьмиремизного), которая сочетается с современными материалами и технологиями обработки.

Все костюмы серии разработанны и исполнены автором, включая и ткани, выполненные на ручных ткацких станках.

Степанова Рената

Беларусь, г. Минск

     

Дизайнер, выпускница Института Современных Знаний им. А.М. Широкова (2018 г.) по специальности «Дизайн (костюма и тканей)», финалистка конкурсов NewNamesBelarusFashionWeekbyMarkFormelle (2016 г.), Мельница Моды (2017 г.).

С представленной коллекцией «Andthememorieswilltakeusback» участвовала в показах в рамках проекта «Галерея Стиля» в Национальном Художественном музее (октябрь 2018) и на Минской неделе дизайна в арт-пространстве ОК16 (май 2019).

В своей дипломной коллекции «Andthememorieswilltakeusback» (2018 г.) я обращаюсь к истории моей семьи и поднимаю вопрос о национальной и культурной идентичности. В противопоставлении двух различных культур – Ближнего Востока и Беларуси, я нахожу связи и влияния одной культуры на другую и исследую тенденции ориентализма в культуре исторического прошлого и современности.

В качестве источников вдохновения я использовала широкий круг тем, а именно: движение ориентализма в европейской культуре (творчество Анри Матисса и Поля Пуаре, исторический сарматский костюм белорусской шляхты), а также различные художественные явления в искусстве Средней Азии (узбекский костюм, персидская миниатюра, арабский орнамент).

В начале 20 в. в результате интенсивного диалога мировых культур ориентализм достигает широкого распространения в Европе. Заимствуя внешние качества — яркость, богатство декора, свободу драпировок — европейцы постепенно учились по-новому понимать одежду. Самым ярким представителем ориентализма в моде был Поль Пуаре. Именно благодаря ему вошли в моду яркие и насыщенные цвета и различные элементы гардероба, характерные для стран Востока.

Для костюма шляхты 16-18 вв. также было характерно сильное ориентальное влияние. Одной из причин является сарматская идеология, которая предопределила многие особенности культуры знати Речи Посполитой и её отличие от западноевропейской аристократии с условно «восточным» стилем парадной одежды (жупан, кунтуш, слуцкий пояс, сабля).

Колорит и орнаментика тканей, использованных в коллекции, ассоциативно очень близка к цветовому и орнаментальному решению всех источников вдохновения (от живописи Матисса и персидской миниатюры до архитектуры). Различные оттенки синих, бирюзовых, терракотовых, желтых и красно-коралловых цветов создают яркую, и в то же время свежую цветовую гамму, а сочетание растительных и геометрических принтов на тканях придает динамику всей коллекции. Использованные силуэтные формы одежды отсылают к силуэтам костюмов как мусульманского Востока, так и костюма шляхты.

                 
                 

Лианид Баразна. Белорусская народная одежда

L i Еанид Баразна — выдающийся белорусский этнограф, исследователь, художник, график и общественный деятель. Родился 4 декабря 1928 года в селе Новое Сало Талочинского района Витебской области. Художник учился там в школе. Служил в Советской армии, поступил и учился в Минском художественном училище, в 1947–1955 работал художником в Белорусском индустриальном совете.

Лиеанид Баразна, как художник и исследователь, занимался сбором и изучением прикладного народного искусства.Он начал путешествовать по своей земле, собирать и изучать народное и прикладное искусство. Три больших альбома рисунков «Белорусский народный орнамент Пальес» (1957), «Белорусская народная одежда» (1958) и «Орнамент Гродненской области» (1960) появились во время его путешествий по Беларуси. Конец 50-х — начало 60-х годов были очень плодотворными в творчестве Лиенида Баразны. На выставке представлены альбомы «Белорусская народная одежда» из Национального художественного музея Республики Беларусь. Их подготовил к показу фотограф и дизайнер Михаил Аракчиеев.

Лиеанид Баразна плодотворно работала над созданием белорусского сценического костюма для любительских коллективов народной музыки. По его эскизам были сшиты костюмы для Гродненского ансамбля песни и пляски «Ниоман», «Маладосты» Волковысского района, ансамбля «Вишанка» Береставицкого района, «Лянок» Дятлавского района и многих других. Всего по эскизам художника были сшиты костюмы для более 15 коллективов. Сценические костюмы Лианид Баразной — большой вклад в белорусское прикладное искусство.Они отличаются высокой культурой моделирования, четкой композицией, гармоничными цветами и умелым сочетанием материалов. Художник награжден грамотой Верховного Совета БССР (1963 г.) за активную работу по развитию художественной самодеятельности.

Лиенид Баразна окончила факультет прикладного искусства Белорусского государственного театрально-художественного института. Член Союза художников. С тех пор он работает главным художником Художественного фонда республики.Он систематизировал все известные гравюры Франциска Скорины, описал их, провел художественный анализ и подготовил к печати свою монографию «Гравюры Франциска Скорины». Он был опубликован в 1972 году.

В основе деятельности художника лежало глубокое профессиональное знание белорусской одежды, природы и форм орнамента, приемов использования цвета и в целом традиций белорусского прикладного искусства.

Белорусских национальных костюмов: мужской, женской и детской народной одежды

Беларусь — одна из стран с богатым славянским наследием.Народные костюмы этой страны яркие и красивые, даже выглядят по-королевски. Вот основные особенности белорусских национальных мужских, женских и детских нарядов. Также мы хотим поделиться с вами несколькими интересными фактами о белорусской традиционной одежде и ее особенностях. В частности, почему местные невесты носили вышитые рубашки с белой отделкой? что люди делали со старой изношенной одеждой 100 лет назад? как выглядела традиционная детская одежда?

В Беларуси каждый регион страны имел свои характерные черты в традиционной одежде.Например, в южных регионах национальная одежда была более красочной и украшенной, а в северных — более темные народные костюмы с меньшим количеством украшений. На восточных территориях женщины носили одежду, называемую «сайан», вместо обычного сочетания юбки, фартука и корсажа. Саян — это платье, состоящее из сшитых вместе верха и юбки.

Раньше традиционная одежда шилась только из натуральных тканей — льна, хлопка, конопли, крапивы, шерсти и т. Д.

В белорусской культуре вышивка всегда играла большую роль.Вышитые рубашки носили не только для особых случаев, но и в повседневной жизни. Традиционно украшают рукава, воротник, манжеты и подол рубашки. Но интересно, что белорусские мастерицы обычно украшали вышивкой и большинство швов — это была своего рода энергетическая защита, потому что люди считали, что швы — это место, через которое может проникнуть зло, поэтому эти места нуждались в дополнительной защите.

Рубашки были не единственной одеждой, украшенной вышивкой.Вышивка была и на многих других предметах одежды — фартуки, верхняя одежда, головные уборы и т. Д. А на тех предметах одежды, которых не было, были вплетены узоры в ткань (юбки, ремни, сумки и т. Д.).

Кстати, традиционные для Беларуси схемы вышивки — это ромбы и другие геометрические орнаменты. Самый популярный цвет — красный; иногда встречаются черный, белый и комбинации этих трех цветов. Современная белорусская одежда расшивается самыми разными цветами, в том числе синим, зеленым, желтым и т. Д.

Белорусская мужская одежда

Мужской народный костюм в Беларуси был проще и не столь разнообразен, как женский.

Мужчины носили вышитую рубашку, брюки, тканый пояс, верхнюю одежду, шляпу и обувь.

Рубашки традиционно вышиты на воротнике (наиболее распространен воротник-стойка), манжетах и ​​манишке. Вышивки меньше, чем на женских рубашках. Длина рубашки — до середины бедра или ниже талии.А рубашки всегда носят с узким или широким тканым поясом.


Современная белорусская мужская вышиванка

Брюки простые, без каких-либо украшений. Они доходили до колен, но не до щиколотки, потому что люди экономили ткань. Ниже колен ногу обычно обматывали льняной или шерстяной тканью, а сверху надевали лапти или сапоги.

Верхняя одежда была разнообразной — пальто, куртки, жилеты и т. Д.Их часто делали из толстой шерсти ручной работы, особенно из светло-серой шерсти, и украшали красной вышивкой. Пальто обычно доходили до колен. Они могли быть пристегнуты ремнем или застегиваться на пуговицы ручной работы.

Мужская и женская верхняя одежда были очень похожи, люди часто носили одно и то же пальто в одной семье. Лишь праздничная внешность мужчин и женщин немного отличалась, но основные черты были одинаковыми.

Если говорить о головных уборах, то белорусские мужчины летом носили соломенные шляпы, а зимой — шерстяные или меховые.

Белорусская женская одежда

Традиционная женская одежда включала вышиванку, юбку, фартук, лиф (как мы уже упоминали, последние 3 предмета можно было заменить платьем), пояс, головной убор и обувь.

Белорусские женщины разного возраста носили немного разную одежду. Обычно некоторые предметы одежды указывали на семейное положение — например, головные уборы и вышивки на рубашках. Итак, это были типичные костюмы для маленькой девочки, девочки-подростка, готовой выйти замуж, невесты, замужней женщины и пожилой женщины.


Современная белорусская женская одежда. Не очень аккуратно, скорее стилизованный костюм

Самую украшенную и богатую одежду надевали на свадьбу будущие невесты и невесты. Их рубашки были густо расшиты. Они носили головные уборы с яркими лентами и / или цветами. Они носили больше украшений.

Белорусские невесты носили рубашки, украшенные множеством белых вышивок. Обычно присутствовали и красные нитки, но побелка была обязательной.И этому есть любопытное объяснение — в белорусской культуре брак сравнивается со смертью, потому что молодая девушка символически умирает, а женщина рождается с новой жизнью, новыми чертами характера, новыми обязанностями и т. Д. А белый цвет, а не черный, символизирует смерть. (кстати, то же самое и в некоторых других культурах по всему миру).

Замужние женщины меняют свои свадебные рубашки с белой вышивкой на украшенные традиционной красной вышивкой. Также вместо разноцветных головных уборов и венков начинают использовать другой головной убор — платок.Этот платок тоже иногда вышивают. Другой популярный традиционный головной убор — это длинный кусок ткани, оборачиваемый вокруг головы и шеи. Имеет декоративные торцы, украшенные вышивкой.

Еще одна женская одежда, которую используют взрослые женщины, называется «паниова». Это плетеная юбка с запахом, очень сложная в изготовлении. Тканные выкройки на паниове иногда бывают крайне сложными и трудозатратными. Обычно эту одежду женщина шила своими руками и тем самым проявляла свое мастерство в ткачестве.Пряжа, используемая для плетения паниова, традиционно состоит из льна и конопли для фона и шерсти для узоров. Остатки юбок паниовой иногда находили в захоронениях 13-го века, поэтому конструкции, которые используются сегодня, насчитывают не менее 700 лет. Паниова носилась вместе с фартуком и поясом.

На самом деле, в Беларуси существует 3 основных вида юбочных предметов одежды: паниова, саян (цельное платье из сшитых вместе юбки и верха) и андарак (дорогая шерстяная юбка, длинная и широкая).


Современная белорусская женская одежда. Вы можете увидеть юбки андарак

Ремни, которыми традиционно пользовались местные женщины, представляли собой узкие тканые ремни с различными яркими узорами. Таких плетеных рисунков великое множество.

Из обуви белорусы носили в основном лапти и кожаные сапоги. Но и в повседневной жизни они ходили босиком, особенно в теплое время года.

Белорусская детская одежда

белорусских детей начали носить разную по полу одежду в возрасте 4-5 лет.До этого их наряды были одинаковы и у мальчиков, и у девочек — это была длинная рубашка с поясом.

Детскую одежду часто шили из старых женских рубашек. Поскольку рубашка стала изнашиваться и больше не могла использоваться женщинами, они изменили ее назначение и использовали те куски ткани, которые были в лучшей форме, для пошива детских рубашек меньшего размера.

Белорусские дети обычно носили простые белые рубашки с небольшими вышивками на рукавах, воротнике, манжетах и ​​подоле.

Когда ребенок стал старше, он стал носить дополнительную (к рубашке) одежду.Это были брюки для мальчиков и передники или разные юбки для девочек. С девушками все сложнее, потому что в разных регионах Беларуси женщины носили самые разные юбки, поэтому крой, форма и дизайн зависели от местности. Фартук или юбку первой девочки часто шили из матери. Опять переделываем одежду. В прошлом люди не просто выбрасывали одежду, как только она им наскучила, потому что процесс изготовления одежды был трудным и трудоемким, поэтому они пытались извлечь из него максимум пользы.

Несколько аутентичных белорусских костюмов из местного музея

Фотографии взяты с сайта: https://www.youtube.com/watch?v=IPwaq7rorw8

Белорусская традиционная одежда

Одежда — важная этническая особенность нации. Истоки
Белорусские традиции в одежде уходят корнями в древнюю Киевскую Русь. Умеренно-континентальный
Климат, долгая зима и мягкое лето требовали закрытой теплой одежды.Ткани изготавливались из флюса и шерсти, декорировались.
с набивным или вышитым орнаментом, или сотканные из ниток разного цвета. В
дворянство шило одежду в основном из импортных тканей — парчи, бархата,
пучок
— разных оттенков красного, синего, реже зеленого. Вышивки шелком и
жемчуг использовался в качестве украшения. Общее эстетическое требование было
статический и
простота силуэта. Основой комплекта мужской одежды была рубашка с поясом.
и брюки, женские — рубашка (длиннее мужских) и юбка типа «паниова».
(оборачивание?).Наружной одеждой обычно было пальто типа «свита», часто на подкладке.
с мехом внутри для зимней одежды. Эти черты были перенесены на одежду в
западные земли древней Руси, где в XIII-XVI вв. проживала белорусская национальность.
сформирован. В
костюм белорусов сохранил связь с костюмом россиян и украинцев, но
также приобрели черты других наших соседей — поляков, литовцев, латышей и др.
Европейские народы. Становление белорусского костюма совпало с развитием
новых, более сложных техник кроя, изысканности шитья в западных странах.
Европа, что привело к значительным изменениям европейской одежды.ки »(плеты, боковые разрезы?), овальный разрез в« проима »(воротник?) и
рукава.

    [Здесь и далее я постараюсь перевести термины шитья в скобки с
    Также показано оригинальное белорусское слово на случай, если кто-то сможет его лучше перевести. Пожалуйста, позвольте мне
    знать правильные английские термины, если они у вас есть]

Одежда «махнат» (крупных помещиков) и городской аристократии.
развивалась в рамках западноевропейской традиции.амара »(разные виды кофточки), украшенные по бокам орнаментом или
мех соболя, куницы или лисы. Аристократическая одежда начала упрощаться в
конец XVIII в. Здесь вы можете увидеть пример реконструкции аристократической одежды.
как это было в XVI-XVII вв. демонстрировалось во дворе замка Радзивиллов в Несвиже.

Народное платье оказало влияние на костюм аристократии и само повлияло на него.
аристократической одеждой.Белорусский костюм XVI-XVI вв. Пополнился новыми
такие элементы, как «андарак» (вид пальто), «харсет» (вид верха
кофточки) и с новыми принципами ношения — техникой завязывания. Силуэт стал
более плотно фигурирует и больше отражает отношение эпохи Возрождения к миру. В
тенденциями в костюме в это время была общая строгость, преобладание белого цвета в
некоторые элементы, традиционное сочетание белого и красного цветов, геометрические орнаменты — в
соответствие восточно-славянской традиции одежды.

Дальнейшее развитие белорусского костюма Яна в XVII-середине XIX в.
кардинальных изменений не претерпела и претерпевала довольно умеренную эволюцию различных
элементы. ачи «).ники »(декоративные полотенца),« абрусы »(деревянные украшения на
дом). Текстиль шили в домашних условиях по «кросне» — деревянному текстильному плетению.
устройство с ручным шаттлом. Красители были натуральные — экстракты трав, пробки и листьев.
из деревьев, болото железной руды. Белая ткань была либо напечатана, либо вышита
украшения. Красный цвет часто использовался для объединения разных элементов костюма в один.
ансамбль. Шерстяные и полушерстяные ткани обычно были полихромными — сочетания
красного, зеленого, синего и белого цветов, поэтому вышивали редко.Естественная текстура и
блеск льна использовался в декоративных целях. Также было своеобразное ремесло тканей.
украшение — полиграфия («набиванка»).

Начиная со второй половины XIX в. изобретение анилиновых красителей
и тканевое производство ниток была расширена традиционная цветовая гамма.
Традиционный мужской ансамбль одежды включал в себя рубашку, брюки и жилет (кофточку?).
Рубашку носили поверх штанов, застегнутых ярким поясом.Обувь была
от лаптей («лупци») до высоких кожаных сапог («боти»). Но
художественная фантазия и мастерство достигли своего пика в создании маркировки женской одежды
общенациональный характер белорусского костюма. Особое внимание было уделено
украшение рукавов. Считалось, что ярко-красные ромбические орнаменты имеют
волшебный
полномочия. Таким образом руки работающих женщин были защищены от чар и злых духов.
украшение рукавов такими орнаментами.Верхнюю одежду обычно украшали.
с квадратами или полосами (продольными или поперечными) красного, сине-зеленого или
серебристо-белые оттенки. Плотно прилегающий кардиган без рукавов («гарсет») часто был
часть женской одежды (особенно праздничной). Обычно его делали из бархата,
парча, хохолок или шелк черного, синего, малинового цветов и украшенные вышивкой,
аппликация косы пуговицами. Обязательной частью каждого костюма была разноцветность (большинство
часто красно-зеленый) пояс с помпонами, кисточками или бахромой.Пальто женское и мужское
не сильно отличаются. Его обычно делали из войлока под шерсть («свита»,
сиармиаха, латошка, боорка, бурнос),
овчина («кажуох», «кажоошок») — первая не дубленая белая,
позже дубленая красно-охристая.

В конце XIX — начале XX века поляризация общества, развитие
экономика и промышленность внесли широкий спектр изменений в белорусский костюм. Новый
виды тканей, преимущественно промышленного производства, проникли в сельскую местность.Мужская одежда стала более сложной и разнообразной. Теперь использовались полутона цветов.
вместо ясных цветов. Смысловая традиция геометрического орнаментального убранства была
исчезают, уступая место растительным орнаментам. Отличительные стилизованные голуби, павлины и другие зооморфные темы появились еще в смешанном стиле.
в геометрические орнаменты на тканях регионов Палесс и Слуцак.

В середине XX в. происходят новые события. Орнаменты самолета начинают
приобретают качество 3D за счет использования нескольких оттенков одних и тех же цветов.Народная одежда
к этому времени разделен на ряды локальных ансамблей, существенно отличающихся от
друг с другом. Наиболее четко определенные стили показаны ниже, разделенные на основные
географические регионы: центральная Беларусь. Район реки Ниоман («Паниамонние»),
Западное и Восточное Палиссье, Приднепровье («Приднепровье») и Дзвина.
речной район («Надзвиння»).

Местный стиль: Средневековый костюм Беларуси

Прошлым летом, отдыхая в Беларуси, я посетил интересную выставку, которая проходила в одном из музеев Минска.На выставке представлены реконструированные костюмы средневековой Беларуси, охватывающие период между 15 и 17 веками. В то время Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского, и городские народные и придворные костюмы больше всего находились под влиянием европейской моды, хотя некоторые из византийско-русских дизайнов также носили (например, шубы, которые, к сожалению, не были представлены). на мероприятии).

Реконструкция придворного костюма знатной женщины Великого княжества Литовского, 1540-50 гг.

Реконструкция платья горожанки Великого княжества Литовского, 1535-45 гг.

Итак, что это был за костюм в то время? Все носили кашули, (рубашки).Состоятельные украшали свои золотые и серебряные шитьи. Также они носили шелковые шаравары , широкие верхние штаны. Одежда для женщин: sukni , платья длиной до плеч из шелка, шерсти или бархата, суженные по линии талии, обычно с воротником и рукавами; и saian , который напоминал пальто с поясом.

Реконструкция костюма знатного человека Великого княжества Литовского, 1630-40 гг.

г.

Различную верхнюю одежду без рукавов носили зажиточные люди и знать.Ферезию — легкую верхнюю одежду свободного покроя с широкими рукавами, застегивающимися на пуговицы, носили как мужчины, так и женщины.

жупан была еще одной одеждой, которую носили мужчины того периода. Из дорогих тканей, таких как бархат или атлас, жупаны могли быть желтого, красного или синего цвета с льняной подкладкой. Обычно они имели золотые или покрытые серебром пуговицы и украшались золотым цветным шнуром. Жупаны были двубортными с тонкой спинкой и большим отложным воротником или стойкой.Узкие рукава сделали немного длиннее для создания декоративных складок.

Реконструкция костюма знатного человека Великого княжества Литовского, середина 17 века

г.

Вместе с жупаном часто надевали длинную праздничную одежду — кунтуш . Обычно его шили из яркого шелка или бархата, но темнее жупана. Зимний кунтуш был оторочен мехом. Его длинные рукава были разрезаны до линии плеч и заправлены под пояс, что было признаком благородства.Люди Ричарда расстегивали его, чтобы показать жупан.

Реконструкция костюма богатого горожанина Великого княжества Литовского, 1440-50 гг.

г.

Что касается головных уборов, то дворянки носили шляпы из дорогих тканей, отороченных мехом. Во второй половине шестнадцатого века в моде были береты с декоративной вышивкой и цветными перьями. Мужчины также носили шляпы из бархата или другой дорогой ткани, украшенной перьями. Такие головные уборы были известны как махерка , .

Реконструкция костюма знатной женщины Великого княжества Литовского, 1525-35 гг.

Мой брат и его жена интересуются рыцарями, средневековыми костюмами и прочими историческими вещами, и они являются членами рыцарского клуба. Они изучают костюмы и доспехи определенного периода истории Беларуси, а затем шьют их и надевают на разные фестивали.

Мой брат, его жена и их друг в самодельных средневековых костюмах

Члены клуба в исторических костюмах

На свадьбе моего брата его друзья из клуба встретили его на дороге с «хлебом-солью» в средневековых костюмах.

Однажды я посетил их клуб. Это было так интересно. А мне просто нужно было примерить «наряд» средневекового рыцаря. Получилось так тяжело! И я чувствовал себя в этом неуклюжим и неуклюжим. Конечно, нужно немного попрактиковаться в ношении этого, но все же … Плюс тяжелый шлем на голове, плюс меч, плюс щит … Я не могу представить, как хожу со всем этим, что меня отягощает. , не говоря уже о драке с кем-то.

Я полагаю, в конце концов, быть рыцарем было непросто.:)

Похожие сообщения

Хорошки — Танец на всю жизнь

Хореограф Валентина Гаевая, хореограф Николай Дудченко, заслуженная артистка Республики Беларусь Светлана Потапович.

Хореографический ансамбль «Хорошки» танцует легенду белорусской эстрады. За сорок три года существования группа стала национальным брендом. Услышьте слово «хорошие» — и только представьте себе профессиональных танцоров, исполняющих именно белорусские танцы, народные музыкальные инструменты, красивые аутентичные костюмы, воссозданные в моде прошлых веков.Каково быть «Чарочкой»? Чтобы понять, пришлось провести несколько дней за кулисами концертной жизни группы.

Профессия «танцор»

Для танцоров каждый день начинается в балетном классе. Утром — классический 45-минутный транг, затем репетиция, которая может длиться более трех часов. В одном из залов Белорусской государственной филармонии в полную силу работает. Без красивых костюмов, которые придают артистам веселье во время выступлений, внимание случайного зрителя полностью сосредоточено на сложности движений и физических усилий, которые необходимо приложить с улыбкой на лице, летящей по сцене.Пока один из танцоров снова и снова новый номер под аккомпанемент оркестра, их коллеги потянулись и разогрелись, чтобы в нужный момент занять свою позицию. За всем действом следит народная артистка Беларуси, художественный руководитель и основательница ансамбля Валентина Гаевая. От ее бдительного взора, чтобы не избежать ни одной абсурда, не останется навиплай ни одного изъяна. Время — а оно уже среди танцоров, показывает на примере, требующем движений сцены.

Народная артистка Беларуси Валентина Гаевая вспоминает, как однажды старший коллега сказал: «Танцы — это не работа.«Но танец — очень сложная и непростая профессия! Иногда танцоров заставляют переодеваться, а потом полностью переодеваются, к концу репетиции они все мокрые. Даже выходные бывают разные: часто бывают концерты в субботу или воскресенье. Как правило, концерты под открытым небом, потому что, несмотря на то, что репертуар «Горошек» практически театральное наполнение, а в ансамбле большой состав и собственный оркестр, на его площадках нет. Но даже в таких условиях ансамбль демонстрирует своеобразные вещи. с точки зрения хореографии, музыки, вокала.

Обычно на гастроли ездят уже опытные светила сцены. Молодежь, которая танцует рядом с мастерами, остается: продолжает работать на месте, разучивать новые номера — тоже доказывает это, готова к гастролям. Гастролировать не только по Беларуси. Часто «Хорошки» ездят в Россию (трижды на Международном музыкальном фестивале имени Н. И. Глинки).

Коллективная заявка в Европе: ансамбль собрал тысячи зрителей на муниципальных концертах в Италии, куда его приглашали каждое лето 90-х годов.«Хорошки» так много путешествовали, что уже знают, какую программу и в какой стране нужно подготовить. По словам Валентины Гаевой, интерес к белорусскому «Горошеку» в Европе обусловлен экстремальными размерами помещений.

— У нас концерты отличного содержания. В любом зале ансамбля не будет бессмысленного танца, — считает хореограф Валентина Гаевая. — Мы говорим о жизни, истории, любви. Наши миниатюры не просто поют и танцуют — там мужья провожают на войну, бросают финик, сажают картошку, пинают пасти скот, навстречу весне, с тоской и грустью слушают крик журавля… Перед публикой разворачивается четкое хореографическое полотно. Однажды, после комнаты с Сенакозовым, ко мне подошла пожилая женщина, пришедшая на концерт в Осиповичском районе: «Все как было у нас! Откуда ты знаешь?» Но сначала мы определяем историю, которую вы хотите рассказать, затем ставим движение, готовим аранжировки, подбираем и шьем костюмы. Когда все готово, делаю небольшой спектакль и основательную хореографическую миниатюру.

Во время репетиции танцоров

Оркестр с народным колоритом

концертов «Горошек» — с живым звуком — в виде исключения во время крупных выступлений коллективов.Музыка основана на фольклоре, поэтому оркестр — это особые народные инструменты. Это диатанс цимбалы, флейты, волынки, лиры, соломки (инструмент с каляской), контрабаса, заменяющего бас-гитару в старинной программе. Некоторые музыканты учились игре на народных инструментах на специальном отделении Белорусского государственного университета культуры и искусства, но большинство ученых, пришедших в коллектив из Белорусской государственной академии музыки по классической специальности, осваивают новые направления.

Я закончила музыкальную академию с академическим инструментарием для управления прима, но во время работы в коллективе пришлось встретить свой народный вариант — диатансные тарелки, — рассказала скрипачка Ульяна Гаврилова.- Это было относительно легко, потому что они связаны. Иногда нам приходится изучать совершенно разные инструменты: например, я сделал несколько номеров на флейте. Я думаю, что каждый музыкант, любящий свое дело, способен усвоить другой, не обязательно идентичный собственный инструмент.

a Музыкальные постановки — народные темы. На концертах «Горачек» слушатель может распознать некоторые мотивы, подобные «Лявонихе», но, конечно же, это то, что не различается каждым ухом. Ищите музыкальные композиции, подходящие для танца и ритма, в сборниках, антологиях народной музыки.Иногда вспоминаю забытые мелодии или восстанавливаю музыку из прошлых постановок в сорока ансамблях, вернуться к старому труднее, чем изобрести новую. Учитывая состав оркестра и количество инструментов аранжировки. Главное — чтобы инструментала соответствовали форме танца, поэтому музыкальные номера рождаются в сотрудничестве с хореографом.

За дверью костюмерного отдела

костюмерного отдела «Горошек» очень много красивых народных костюмов.

трех костюмированный ансамбль «Хорошки» хранит одежду еще с начала существования коллектива. Начальник гардероба Нина Сашко перелистывает его записи, чтобы назвать точную цифру, сколько их у нее есть — 6872 предмета одежды.

— Для хореографического ансамбля, специализирующегося на народном творчестве, иметь столько костюмов и комнат, сколько есть «Коросец», практически невозможно, — считает Нина Сашко. — Процесс создания костюмов не останавливается на постановке новых номеров, изготовлении одежды, которая постоянно обновляется и заменяется на одежду из текущего репертуара.Естественно работаем постепенно. Иначе разнообразную сценическую гардеробную (и костюмы ХIХ и ХХ века, народные костюмы и специальные наряды на весну, лето, осень, зиму) сшить было бы невозможно.

Главный костюм — Алексей Гаве и Юрий Пискун — ищут идеи: посмотрите, что он раньше носил в деревнях, апеллируйте к историческим истокам, выберите что-нибудь из собственной библиотеки костюмов. Старомодные костюмы улучшаются не только с точки зрения стиля, но и материала, не всякая ткань подходит для использования в дороге.

Поддержать покупателя в рабочем состоянии сложно, но мы стараемся. Посмотреть на себя! — показывает голову своим владениям.

А вид действительно какой-то: видит ряды костюмов, шляп, поясов. Модель нестандартных деревенских бабушек; рубашки, украшенные аутентичной вышивкой ручной работы; разнообразные ремни, специфическая обувь, подходящая к конкретному костюму; множество отдельных элементов из кружева, бархата и меха.

— Если нет любви к своему делу, когда человек делает все для себя, для утверждения себя, ничего хорошего не происходит.Очень разные результаты ждут тех, кто пытается к людям, — поясняет Валентина Гаевая. — Я считаю, что как бы это ни было сложно и сложно, нужно делать то, что приносит пользу людям. У каждого свой вкус, но для белорусов «Хорошки» важны. Наша работа на голову выше достижений многих высококлассных сборных из других стран, потому что в них однообразие: одинаковая, похожая музыка, только цвета костюмов меняются. Я решил так: «Горошек» ни одна комната не похожа на другую, ни один костюм не сочетается с предыдущим, музыка никогда не будет звучать в одной тональности.

Дарья ЧЕРНЯВСКАЯ

ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ

говорит с истерическим смехом: «Я сделала твой цветок счастья пищей для рыб,

мвахаха!» (Чарот, 1998, с. 263). К сожалению, помощь приходит слишком поздно, и Алеся уже не может спасти

. Во время последней сцены девушки возлагают венки на тело Алеси, а ребята несут на руках

ее дома. Однако на сцене можно услышать рев ветра, леденящие кровь крики птиц и вой диких зверей.Слышен гром, сцена освещена молниями

, за сценой царит тьма. Всех охватил страх и ужас.

«Имение помещика горит …» (Чарот, 1998, с. 265), — последние слова пастуха Данилы

(Генрих Григонис [Генрых Грыгоніс]).

Спектакль начинается и заканчивается летним обрядом. За занавеской, сшитой из народных полотенец ручной работы

, зрители могут увидеть невероятный пейзаж: лесную поляну в окружении

старых деревьев и тихий ручей в стороне.Различные существа: водяной человек, оборотень, ведьма, лесной дух

и шесть водяных нимф появляются по очереди со всех сторон: из деревьев, кустов,

и воды. Их внешний вид поражает зрителей благодаря использованию сценических эффектов: оборотень

кажется охваченным ветром, дух выходит из горящего дупла, водяной

выходит из плещущейся воды, а ведьма появляется с свист и дьявольский

смех.Каждое существо рассказывает короткую историю своей жизни. Рассказы о водных нимфах больше всего потрясли аудиторию

. Они взобрались на иву в центре сцены, сели на ее

ветвях и спели о своей злополучной судьбе утонувших. Когда появляется один из героев, пастух Данила

, водяные нимфы сначала окружают его, а затем начинают его щекотать, пытаясь увлечь за собой

. Спустя мгновение молодежь в белорусских костюмах со смехом выбегает на сцену

.Они приехали праздновать Иванов день. Они разжигают огонь и готовятся к прыжку

. С одной стороны были девушки, а с другой — парни. Девочки пели:

«Не ждите, ребята. / Вы должны быть храбрыми. / Вы должны только поймать нас. / А потом будем любить

тебя », а ребята отвечали:« Хоть огонь горит. / Никто из вас не убежит от

нас. / Тот, кто хочет тебя поймать / побежит к костру ». Потом они вместе спели: «Давайте вместе

споём, / вместе будем искать счастья» (Чарот, 1998, с.231).

В последнем третьем акте девушки плетут венки, а затем опускают их в воду. Здесь очень загадочная атмосфера

: на небе светят звезды, дует легкий ветерок, издалека доносится мелодия

. Девочки рассказывают о надеждах на лучшую жизнь и мечтах о любви в своих

песнях. Затем деревенская молодежь выходит на поляну, распевая «Ой, рано утром на ул.

Иоанна». Актеры сыграли так, что у зрителей возникло ощущение, что обряд, показанный на сцене

, был подлинным.Игра главных исполнителей — Алеся Александрович

(Алеся) и Бориса Дольского (Владик) отличалась лиризмом, искренностью и естественностью.

Актеры хотели вызвать симпатию публики к каждому персонажу (Бядуля, 1922, с. 4).

В первую очередь вызвать симпатию публики к Алесе — нежной, чуткой и очень наивной героине

. Она страдает от сиротства и ненавидит помещичий дом, комнаты которого

напоминают ее тюрьму.Также зрителям нравится Владик, который был очарован красотой Алеси

и влюбился в нее с первого взгляда. Поскольку он незаконнорожденный ребенок горничной и сквайра

, и в детстве он также испытал бедность и унижение, только после смерти своего хозяина

унаследовал его имение. С одной стороны, он намерен жениться на Ядье и увеличить свое состояние,

, а с другой — скучает по простой деревенской жизни.

Параллельно с основной народной сюжетной линией спектакля развивается важная социальная линия

.Он был представлен через персонажа Андрея, который пытается противостоять притеснению хозяина

и в результате планирует побег. В сцене, когда бригадир не дает ребятам

сделать небольшой перерыв, Андрей смело говорит ему: «Уходи, придурок! Я разобью тебя, как лягушку

! » (Чарот, 1998, с. 245). Чтобы поддержать и воодушевить юношу

пастух Данила рассказывает ему историю о храбром крестьянине, который осмелился выступить против своего помещика, убежал в лес,

собрал за два года отряд обиженных, а потом начал отомстить, поджег

имений помещиков.«О тех днях родилась мудрая история: / Надо искать цветок в

Символ белорусской национальной культуры

16 сентября — 30 декабря

Дата

10:00 — 21:00

Время

Галерея Атриум (3-й этаж)

Расположение

Выставочный проект, посвященный 100-летию Национального академического театра имени Янки Купалы, представлен в галерее «Атриум» (3-й этаж) Национальной библиотеки Беларуси.

Театр Купалы по праву считался одной из ведущих сцен страны. Это не просто имя; это бренд, символ белорусской культуры и самобытности. Театр сыграл значительную роль в культурной жизни Беларуси. Культурная общественность воспринимала каждый новый спектакль как национальный феномен, а знаменитый спектакль «Паулинка» давно стал визитной карточкой Купальского театра.

В этом году театр отмечает свое 100-летие.14 сентября 1920 года произошло знаменательное событие в истории белорусского театра. Была основана старейшая драматическая сцена Беларуси.

К этой памятной дате приурочен выставочный проект «Символ белорусской национальной культуры». В нем показано развитие театра на протяжении столетия по материалам фондов Национальной библиотеки Беларуси и архивов Национального академического театра имени Янки Купалы. Здесь более 150 экспонатов.Среди уникальных — ранние издания драматических произведений классика белорусской литературы Я. Купала, Э. Ожешко, В. Дунин-Марцинкевич, К. Крапива и другие; редкие фотографии 1920–30-х годов, а также оригинальные эскизы костюмов к спектаклю по пьесе Шекспира «Ричард III» одного из основоположников белорусской сценографической школы А. Марека из коллекции художника И. Бархаткова.

Центральное место в экспозиции занимает спектакль «Паулинка», ставший настоящей легендой и неизменно идущий с аутентичной сценографией.Посетители выставки смогут увидеть не только драматические произведения Я.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *