Содержание
какую носили, из чего изготовляли
Обувь связывает нас с далекими эпохами и цивилизациями лучше, чем историческая литература и музеи древностей. Например, каблуки, страсть современных модниц, впервые появились еще в Древнем Египте.
Как появились каблуки
На фресках, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры, аристократы и знатные горожане изображены в туфлях на высоком каблуке. Но появилась эта часть обуви, придающая женщинам грацию и стиль, на берегах Нила не ради моды. Вначале возвышение помогало крестьянам легче передвигаться по вспаханному полю, туфли на каблуке не проваливались в рыхлую почву. И лишь потом приспособление приобрело больше эстетическое значение, чем практичность.
Обувь для очень важных персон
Во времена становления Египетского государства обувь была привилегией. Дорогие сандалии носил только правитель и мужи из его ближнего круга. Конструкция сандалий была несложной: основу из папируса или пальмовых листьев закрепляли на ноге при помощи полосок кожи. Но для царей и господ эти ремешки украшали золотом и драгоценными камнями.
Сегодня сложно поверить в такое, но в Древнем Египте такое великолепие было недоступно представительницам прекрасного пола. Несмотря на сословия, женщины еще долгое время ходили босиком.
Виды обуви в Египте
В период Среднего царства сандалии стали практичнее, их могли себе позволить не только фараоны. Обувь стали делать из тисненой кожи. Более скромную, из тростника и грубой кожи, могли позволить себе даже простые египтяне.
В качестве подошвы использовали папирус, пальмовые волокна или кору деревьев, сверху подобную основу покрывали стелькой из сафьяна. Отличия заключались не только в качестве, «моделей» уже тоже было несколько:
- с закрытым носком, острой или круглой формы;
- высокая, ставшая прототипом первых сапог;
- с пяткой или без.
Несмотря на то, что в Древнем Египте обувь представляла больше символику, чем способ защиты ног, критерия выбора понятны и просты. Знать подчеркивала с помощью дорогих сандалий социально положение. Обувка, сделанная из растительных материалов, предназначалась для жрецов, так как они старались не касаться мертвого. Сандалии для военной рати в походе были максимально легкими. Как вы понимаете, очищать обувь в полевых условиях не было необходимости.
Если задуматься, то сегодня, выбирая себе новую пару, мы предъявляем обуви те же условия, что и народ Древнего Египта.
Обувь Древнего Египта можно увидеть в Каире
Кроме истории как науки, достаточно скучновато пережевывающей классовой борьбы, схем производственных отношений и прочие антидюринги безусловно важные, но не захватывающие вещи, существует другая история — история вещей и быта. Это очень интересная часть науки, потому что позволяет, пусть хоть немного, проникнуть в древнее время. «Походить в их тапках», — как говорят американцы в таких случаях. И выставка в знаменитом Египетском музее в Каире как раз посвящена этому аспекту древней жизни: обуви прошедших веков.
Выставка открывается завтра вечером, и для ее торжественного открытия прибудет сам министр древностей Мамдух Эльдамати. В специальной экспозиции — сорок семь археологических и антикварных образцов обуви, возраст которой датируется от додинастического периода до времен поздней Османской империи. Самым старым «тапкам» — пять тысяч лет.
Обувь в Древнем Египте была не только способом защитить ноги. Она обладала символизмом. Обувь жрецов отличалась тем, что была сделана только на основе растительных волокон: жрецы не могли прикасаться к мертвому. Обувь военных должна была защищать от всевозможных бед, но к тому же быть удобной и легкой на марше. Обувь знати — показывать высокое положение носителя.
Все это было относительно сложно в условиях Древнего Египта, учитывая то, что фасон гражданской обуви был един: сандалии. И не только с обувью так: одежда ведь тоже была просто прямоугольным куском ткани с обшитой по краям дыркой для головы. Отличие шло по материалам: для знати полагался хороший материал и тонкая работа, для плебса — попроще. А большинство простого народа ходило босиком. Обувь Древнего Египта была сделана из дерева и кожи, тростника, льна, пальмовых листьев, соломы, а вся одежда — льняная. Хлопок ведь тоже приехал из Америки.
В греко-романскую эпоху в моду вошли калиги — что-то среднее между ботинками и сандалиями, очень удобная военная обувь. В Османскую пору стали популярны остроносые тапки без задников. Все это до сих пор в ходу в Египте, пусть и в несколько измененном виде. Некоторые образцы обуви, на мой взгляд, заслуживают немедленного переосмысления и запуска в серийное производство.
Выставка «Поступь времени» будет работать до конца декабря. Найти ее можно в помещении 44 Египетского музея в Каире, на площади Тахрир.
Исторические стили. Древний Египет ч.2.
Плиссировка в одежде.
Плиссировка широко использовалась в одежде жителей Др. Египта за полторы-две тысячи лет до н.э. Одной из излюбленных тканей был
лен. Его-то и подвергали различной обработке, создавая многочисленные плиссировки ( в разных направлениях) в самых неожиданных местах. У египтян вообще были распространены драпирующиеся виды одежды. Драпировка использовалась спереди, а спинка оставалась гладкой.
В позднем периоде периоде существования Др. Египта одежда становиться многослойной и более объемной. Это происходит за счет того, что стало модным надевать одновременно несколько одежд, несмотря на жару и повышенную влажность. При этом силуэт стал пирамидальным, сильно расширяясь к низу за счет того, что все слои одежды шились с использованием плиссировки.
Обувь.
Древние египтяне для производства обуви широко использовали папирус. Во времена формирования Египетского государства только фараон и его окружение могли носить обувь. Однако женщинам обувь носить запрещалось, даже царица не имела такой привилегии и была вынуждена ходить босиком. Поскольку обувь носили только правители, ее стоимость была запредельной
Производство обуви было непрерывно связано с политической жизнью египетского государства.Рабы и крестьяне должны были носить грубую обувь, а сандалии были преимуществом только фараонов и жрецов. Все это нашло свое отражение в живописи, нередко на сохранившихся фресках можно увидеть как рабы, позади своего правителя, несут его обувь.
В храмах и дворце фараона было принято ходить босиком, обувь оставляли за порогом .
Всеми любимый каблук придумали в Древнем Египте. Интересно то, что обувь на каблуке носили только землепашцы, так им было легче передвигаться по пашне, во время полевых работ.На фресках, датированных 3500 годом до нашей эры, изображены представители высшего сословия, на ногах которых обувь на каблуках. Предполагается, что ее носили в ритуальных целях. Мясники в Египте тоже носили что-то вроде каблуков, чтобы не наступать в кровь животных.
Древняя обувь Египта была простая по своей конструкции, она представляла собой сандалии, сделанные из листьев пальмы ил папируса, и крепилась к ногам с помощью двойного ремня. Одна часть ремня закрепляла обувь на щиколотке, вторая проходила вдоль всей ноги и закрепляла обувь еще между пальцами ног. Ремни было принято украшать дорогостоящими камнями и прочими декоративными деталями. Уже в эти времена фурнитура получила свое распространение.
Чуть позже, когда женщинам было разрешено носить обувь, влиятельные модницы украшали ноги еще и дорогими браслетами из золота и цветной эмали. Первые леди Древнего Египта любили носить сандалии, богато украшенные драгоценностями, в то время как обувь крестьян была лишена изысков, зато была практичной.
Стилизация на тему «Древний Египет».
Мода Древнего Египта
Мода Древнего Египта
Автор: Елена Берман, дизайнер одежды, член союза дизайнеров России, доцент кафедры геммологии Иркутского государственного технического университета.
Древний Египет — одна из самых удивительных загадок нашей цивилизации. Пирамиды, сфинксы, долина мертвых… Удивительна и мода Древнего Египта, которая сначала две тысячи лет формировалась, а затем еще три тысячи лет оставалась практически неизменной.
В 5000—3000 годах до н. э., в додинастический период, появляются первые модные элементы древнеегипетской одежды — плиссировка и вышивка, а также украшения из золота. В 3000—2000 годах до н. э. египтянами были открыты растительные красители для тканей желтого, голубого и коричневого цветов и одежда высших слоев становится цветной.
При тропическом климате на одежду смотрели как на неприятную необходимость. Женщины-египтянки носили длинную прозрачную рубаху-платье — каласирис. Дома египтянки одежды не носили вообще и украшали себя ожерельями, браслетами и головными уборами. Дети практически всегда ходили голые. Низшие классы даже в период расцвета египетской культуры нередко надевали только рубаху, которая спускалась от плеч до середины живота, оставляя нижнюю часть открытой.
И женщины, и мужчины Древнего Египта всегда носили парики из шерсти и волокна пальмы, надевая их на бритые головы. Их форма и пышность символизировали статус и были строго канонизированы. Иногда надевали два парика — короткий поверх длинного. Дети знати носили «локон юности» — накладную синюю прядь или косу, спущенную вдоль одного виска. Египтяне не носили бороды, накладная бородка была только у фараона, которую ему привязывали веревочками. Часто накладную бороду фараона заплетали в косу и покрывали лаком. Единственная женщина-фараон Хатшепсут в торжественных случаях так же надевала золотую бородку.
Рис. 1. Принц Хамуаст с «локоном юности».
Обувь, как и одежду, древние египтяне также не очень любили. Сначала сандалии носили только крестьяне или рабы во время работы. Дома обувь не носили вообще. Фараоны и знать надевали обувь в случае крайней необходимости, предпочитая ходить босыми, как бы показывая, что по «реальной» земле они не ступают. При этом в гробницу фараону клали золотые сандалии для пользования ими в загробной жизни. Египетские сандалии с высокими голенищами стали прототипом современных сапог. Подошву украшали рисунками, изображающими бытовые и военные сцены.
В отличие от одежды и обуви, древние египтяне любили ювелирные украшения и часто наделяли их сакральным смыслом. Заметной особенностью египетского костюма был воротник-ожерелье, прикрывавший плечи и верхнюю часть груди. Его носили мужчины и женщины. Часто оно было украшено золотом и разноцветной эмалью. До девяти лет все мальчики носили серьги. К чисто женским украшениям относились набедренные цепочки, которые надевались под прозрачные платья. Древние египтяне ценили в ювелирном изделии не только стоимость материала, но и работу мастера. Поэтому драгоценные камни часто соседствовали со стеклом и бисером. Именно в Древнем Египте из художественного стекла и смальты начали производить первую в мире бижутерию — бусы, серьги, амулеты.
Рис. 2. Золотое украшение с египетской символикой с сердоликом, бирюзой и цветной эмалью.
Как и жители Месопотамии, египетские мужчины и женщины пользовались косметикой. Они красили черной сурьмой брови и ресницы, обводили глаза широкими зелеными кругами, а руки и ноги окрашивали оранжевой краской.
Еще один интересный факт: одежду для траура египтяне не носили — для таких случаев у них существовали строго канонизированные обряды. Когда в чем-либо доме издыхала кошка — символ богини с кошачьей головой Басет, все его обитатели сбривали себе брови. Если издыхала собака — обривали все волосы на теле. Вдовы с распущенными волосами, посыпав голову землей, голыми бегали по улицам и кричали о потере дорогого супруга.
Фараоны, жрецы и придворные чиновники во время церемоний носили определенный костюм, отступать от которого строжайше воспрещалось. Когда в долине Нила существовало два государства, фараоны Южного Египта носили высокую кеглеобразную корону белого цвета, а правители Северного Египта — красную корону, открытой формы. После объединения в единое государство короны были вставлены одна в другую при сохранении цветов. Символом царской власти считался и немес — головная повязка из сложенного по диагонали квадратного куска ткани с сине-желтыми полосами и обод с уреем (коброй). У чиновников, художников и писцов немес назывался клафтом и был белым. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба — символ богини Исиды, как бы укрывающими ее голову своими крыльями. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса. Во время священнодействий жрецы надевали шкуры пантеры и леопарда. Символический смысл «справедливости» имело перо в головном уборе судьи. В «Книге мертвых», описывается о том, как сердце умершего взвешивают на суде Осириса — сердце, не отягощенное грехами, должно было быть легче птичьего пера.
Рис. 3. Посмертная маска Тутанхамона. На ней немес с уреем, накладная бородка, воротник-ожерелье.
Рис. 4. Фрагмент росписи гробницы царицы Нефертари в головном уборе в форме ястреба.
В начале двадцатого века, в эпоху ар деко, после раскопок гробницы Тутанхамона, в Европе появилась мода на все «египетское». Женщины делали стрижки, копирующие древнеегипетские парики, как египтянки подводили глаза и носили огромное количество ювелирных украшений с древнеегипетской символикой. К началу двадцать первого века женская стрижка каре так и осталась одной из самых распространенных. В современном сознании она скорее ассоциируется со стилем ар деко, чем с Древним Египтом.
О влиянии других древних цивилизаций на современную моду — читайте в следующих статьях.
Костюм как отражение идеалов времени: как зарождалась мода (статья 1)
Читайте также:
История обуви с древних времен 👠 Что носили наши предки
На чтение 10 мин Просмотров 4.9к. Обновлено
Такой привычный в современном мире элемент одежды, как обувь, человек начал использовать еще в период верхнего палеолита. Последние исследования археологов и антропологов подтвердили, что первое подобие обуви появилось примерно 30-50 тысяч лет назад. История обуви очень глубокая и интересная. В данной статье рассмотрим эволюцию этого столь необходимого и практичного элемента одежды, и узнаем, какую обувь носили в разные периоды истории человечества начиная с древнейших времен и до наших дней.
Древний мир
На заре человечества
Выделившись из животного мира, человек стал приспосабливаться к новым условиям своего существования. Чтобы согреться в период похолодания, древние люди начинают использовать шкуры животных для согревания. В этот самый момент, примерно 35 тысяч лет назад появляется подобие обуви.
На фото: Самая древняя найденная обувь. Мокасины, выполненные из коровьей кожи.
Самая древняя обувь, как и сегодня, служила для тепловой и механической защиты ног. Антропологи, исследуя останки человека, жившего в период палеолита, обратили внимание, что в то время произошло изменение строения стопы человека. Такие деформации ученые связали с постоянным ношением обуви.
В 2008 году армянские археологи при раскопках в Армении нашли мягкие туфли с заостренными концами, возраст которых 5.5 тысяч лет. На сегодня это самая древняя обувь, обнаруженная археологами.
Находка сохранилась благодаря особому сухому и прохладному климату внутри пещеры, где тысячи лет пролежала находка.
Обувь древнего Египта
На фото: Древнеегипетские сандалии из папируса и пальмовых листьев
Египтяне использовали обувь, чтобы защитить ноги от ожогов, передвигаясь по раскаленному песку. Сведений сохранилось достаточно, и мы знаем, что египтяне носили сандалии, изготовленные из папируса и листьев пальмы.
На картинке: некоторые виды обуви, распространенные в Древнем Египте
По форме они напоминали стремя, где подошва, загнутая спереди, прикреплялась к ноге кожаными ремешками. Обувь фараонов, жрецов, знатных людей Египта украшалась рисунками, а также драгоценными камнями.
На фото: Туфли египтянина, сделанные из тростника
Кроме сандалий, использовались и туфли, у которых был закрыт носок, но отсутствовала пятка. Интересно, что в храмах и во дворцах, где проживал фараон, ходили только босиком.
Древний Китай
В Древнем Китае появлению традиционной национальной обуви предшествовала традиция бинтования ног у женщин. С детства девочкам формировали стопу, перевязывая ногу особым способом, что она получалась очень маленькой. Обнаженную женскую ножку не мог видеть даже муж.
На фото: Лотосовые туфельки
На ночь девушки надевали специальные спальные туфельки, а днем носили закрытые туфли на небольшой платформе с каблучком. Именно с этих женских «лотосовых туфелек» начинается история обувного производства в Китае.
Среди мужчин популярны были обычные сандалии, а иногда на стопу накладывали деревянную подошву, привязав ее к ноге веревками. Позже в моду стали входить закрытые сапоги с невысоким голенищем, но позволить себя такую роскошь могла только китайская знать.
Ближний Восток
Жители Междуречья — как женщины, так и мужчины предпочитали передвигаться по пескам в удобных сандалиях. Ассирия стала родиной болотных высоких сапог, которые сегодня широко используются охотниками и рыбаками.
В Вавилоне обувь любого типа украшали драгоценными камнями, прошивали золотой нитью, так что роскошная обувь родом именно из этих мест. Примечательно, но и обувь воинов, служивших в армии Древнего Вавилона, была также богато украшена.
А вот в Израиле больше уделяли внимания практичности, и, как отмечают исследователи прошлого, она была достаточно качественной. Интересно, что для ее изготовления использовали разный материал: от традиционной кожи до тростника и дерева, а вот в отдельные образцы обуви, в каблук башмачков вкладывался флакончик с благовониями. Именно благодаря древним израильтянам мир узнал о многообразии форм и моделей.
Период Античности
Древняя Греция
Обувь древних греков и римлян отличается разнообразием не только по форме, но и по целевому предназначению. По изображениям, обнаруженным в древнегреческих храмах, и описаниям современников, ученые установили, что в Древней Греции популярными были своеобразные сандалии — «крепиды», удерживаемые на ноге шнуровкой до колен (но не всегда).
Гречанки также носили высокие сапоги, в которых к подошве пришивалось голенище, а пальцы ног были открыты. Удерживались они на ноге с помощью шнуровки, а назывались такие сапоги «эндромиды». В отличие от крепидов, у эндромидов задняя сторона пяток была полностью закрытой. Актеры же носили обувь на высокой платформе — «котурны».
Интересно, что на подошве сандалий у гетер были сделаны надписи «Иди за мной!». Такой вот своеобразный прообраз рекламы. Популярны среди гетер были и длинные сапоги-чулки — «персикаи».
Древний Рим
На фото: обувь Древнего Рима возрастом более 2,5 тыс.лет.
В Риме социальный статус человека можно было узнать по обуви. Мужчины и женщины носили разную обувь. По праздникам носили красную обувь, богато украшенную росписями и драгоценностями.
Среди жителей Рима самыми распространенными были сандалии «solea», удерживаемые на ноге ремешками. Бедняки использовали лишь один ремешок, а вот богатые патриции четыре. Плебеи носили также закрытые туфли, которые завязывались на носке обычными ремешками.
Легионеры за много веков до нашей эры стали носить деревянные сандалии, называемые «caligae», где подошва была прибита гвоздями. А вот актеры носили только тапочки на веревочках, называемые «socci».
Скифы
Археологические исследования скифских курганов, а также многие изображения степняков на ювелирных изделиях позволили реконструировать одежду этого воинственного кочевого народа.
Скифы в первую очередь исходили из критериев практичности, и носили высокие мягкие сапоги. В них было удобно передвигаться по земле, а также верхом на лошади, вставив стопу в стремена. Именно из-за этого подошва расшивалась бисером, на нее наносились замысловатые рисунки.
Женщины носили красные сапожки, голенище которых было украшено аппликацией из кожи или вышито бисером с красной нитью. Войлочная обувь скифов напоминает современные унты сибирских народов.
Средние века
Западная Европа
На фото: Средневековые пулены, XV век
Средневековая Европа отказалась от сандалий, и люди повсеместно стали носить туфли с невероятно длинными носками, загнутыми кверху. Такие туфли-пулены в XIV веке были обязательны для ношения знатными людьми по приказу короля Филиппа IV.
Уже через столетие размер обуви указывал на знатность их хозяев, и знать покупала туфли, намного превышающие размер ноги. Со временем в моду вошли и тупоносые модели, а вот задники сужались, и их приходилось подвязывать в области подъема.
Долгое время обувью щеголяли только мужчины, так как длина платья женщин скрывала их обувь. Но мода менялась, и в XVII столетии дамы уже выставляли напоказ свои бархатные туфельки, расшитые драгоценностями. Изменился и пошив, в котором стали использовать разные материалы, а не только кожу.
Древняя Русь
Еще до появления государственности славяне начали носить мягкие туфли, которые изготавливали из цельного куска кожи, а назывались они «поршни». Но, а самой распространенной обувью, конечно, были лапти. Изготавливали и носили их как в городе, так и в сельской местности.
На фото: Фрагмент кожаной обуви, найденный на месте Древнего Новгорода.
Со временем на Руси стали популярны и сапоги в основном благодаря набегам степных кочевников. Татарская обувь кочевников стала использоваться с традиционной славянской. Появились целые кожевенные мастерские, которые готовили материал для производства сапог.
Праздничные, сафьяновые сапоги изготавливали из цветной кожи, которую окрашивали во время выделки. Голенище срезали наискось, таким образом, передняя часть была выше задней.
Деревянная обувь
В XV-XVII веках в Голландии и на севере Франции большое распространение получила своеобразная деревянная обувь. Они имели практическое значение в заболоченной местности, так как не давали ногам промокнуть. Крепились они к ноге железным обручем, а называли их «клоги».
В конце XVI века появилась целая гильдия сапожников, которые специализировались на производстве деревянных башмаков. Их изготавливали из пород дерева, которые не давали трещин. Хорошо подходили ива, тополь, клен.
В настоящее время кломпы изготавливают в качестве сувениров
Из материковой Европы деревянные башмаки попали и в Англию. В основном их носили крестьяне, а вот в праздничные дни меняли деревянную обувь на кожаные сапоги и башмаки.
Новое время
В XVIII веке в моду входит так называемая бальная обувь, легкие женские туфельки на небольшом каблучке, а также мужские туфли с небольшой шнуровкой. Такая обувь, в основном женская, была роскошно украшена бантами, драгоценностями, подвязками.
На фото: туфли конца 18 века, Англия
А вот Эпоха Просвещения ознаменовалась тем, что вместо непрактичной тканевой обуви, в моду входят удобные кожаные ботинки на небольшом каблуке. Такую обувь с удовольствием носили и мужчины, и женщины.
Если говорить об эволюции производства, то мануфактуры сапожников постепенно преобразовывались в большие фабрики по массовому выпуску повседневной обуви.
На фото: французские мюли на высоком каблуке конец XVII — начало XVIII века
Начало обувного производства
Как только бархатные туфельки романтического периода Возрождения сменились кожаными ботинками и сапогами, по всему миру начинается массовое развитие обувной промышленности.
XIX столетие стало переломным в истории развития производства обуви. Происходит механизация ее производства, четкое деление на правую и левую. К началу двадцатого века производство обуви на фабриках достигает 500 пар на каждого работника предприятия.
В конце XIX века задумались и о здоровье, и стали производить обувь с учетом анатомических изгибов стопы.
Читайте также: Список самых дорогих предметов гардероба.
Модные тенденции ХХ века
Наибольшие изменения в век скоростей произошли с женской обувью. Укорачивались юбки, и потому назрела необходимость в элегантной женской обуви. На смену грубым башмачкам приходят легкие туфельки и сапожки.
На фото: Сальваторе Феррагамо — итальянский изобретатель шпильки для обуви. 1950г.
Вернулись из прошлого и шикарные женские сандалии. В 50-е годы появляется каблук-шпилька, а в 70-е в моду вошли туфли и сапоги на платформе. Появляются дизайнеры, специализирующиеся на разработке модной обуви.
На фото: Модная коллекция от Valentino, 1973 г.
Что касается мужчин, то в моду вошли практичные туфли, ботинки и сапоги. Меняется и форма фиксации обуви на ноге. Наряду с традиционными шнурками, стали использовать застежки, крючки, пуговицы. Широкое распространение получила спортивная обувь, которую стали носить и в повседневной жизни.
Современная обувь
Мир постоянно развивается, что естественно коснулось и обувного производства. Происходит постоянное усовершенствование не только ее производства, но и моделей, фасонов, стелек и колодок.
Появляется понятие эксклюзивной обуви, которая изготавливается только под заказ. Модные дизайнеры все больше обращаются к традициям прошлого, используя в своих моделях конструкции Античности и Средневековья.
Большое разнообразие появилось и в сфере продаж. Теперь, чтобы приобрести туфли, сапожки, кроссовки или ботинки не надо идти в обувной магазин, а можно просто заказать нужную вам модель в интернет-магазинах. Но помните, что обувь обязательно нуждается в примерке, потому что носить тесную обувь, согласитесь, не очень комфортно.
Как видим, обувь в своем эволюционном развитии прошла длительный и сложный путь. Менялись форма и фасоны, появлялись новые модели. Некоторые виды остались в далеком прошлом, а многие, преобразовавшись, используются и сейчас.
Как и много веков назад до сих пор в моде практичные сандалии, модницы всего мира предпочитают туфли или сапоги на высокой платформе со всевозможными украшениями, а войлочная обувь согревает в лютые морозы.
Старинная обувь широко представлена в экспозициях исторических музеев, а в современном мире все больше появляется обществ, которые занимаются реконструкцией древности, в том числе и пошива обуви.
Редакция TheBiggest ждёт ваших комментариев по этой статье. Делитесь вашими мыслями, замечаниями, задавайте ваши вопросы.
Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в феврале 2018 года.
Одежда древних египтян кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Огромное количество памятников культуры сохранили до наших времен информацию о костюмах Древнего Египта, кратко о которых пойдет речь.
Стилистика древнеегипетского костюма менялась с течением времени, но незначительно. Например, мужской костюм в период Древнего царства представлял собой повязку на бедра, называемую «схенти». Эта повязка закреплялась с помощью пояса. Египтянам было известно множество вариантов повязывания, благодаря чему простой, на первый взгляд, кусок материи, превращался в изысканный мужской наряд. Иногда поверх набедренной повязки надевали передники. Схенти и передник долгое время были единственной одеждой, которую носили древнеегипетские мужчины, даже фараоны не носили ничего другого.
Единственное исключение из правил составляли жрецы – во время проведения обрядов они накидывали на свои плечи шкуру животного, например, леопарда. Что касается женского наряда, то было популярно ношение платья, представляющего собой кусок ткани, обернутый вокруг тела и держащийся на бретельках. Грудь при этом оставалась открытой, а по длине платье доходило приблизительно до середины икры. Назывался этот наряд «калазирис», и его носили представительницы всех слоев населения. Отличие заключалось лишь в том, что крестьянки делали свой калазирис более удобным, разрезая его по бокам. В целом, различие одежды бедных и богатых сословий заключалось лишь в качестве материала.
Спустя времена гардероб египтян заметно усложнился. Калазирис и схенти превратились в элементы нижнего белья. Мужчины носили несколько набедренных повязок, самая верхняя из которых носила декоративную функцию и могла спускаться до пят. Во времена Нового царства в гардеробе египтян появился, так называемый, нарамник, пользовавшийся популярностью у представителей обоих полов. Нарамник был заимствован у сирийцев и представлял собой кусок ткани, сгибаемый пополам. На месте сгиба делался разрез – горловина, а по бокам ткань сшивали, оставляя рукава. Эту одежду надевали поверх нижнего белья и подпоясывались, в итоге получался эффект широких рукавов. В качестве дополнительных аксессуаров мужчины использовали шарф, а женщины – плащ, оставляющий одно плечо открытым.
Костюмы жители Древнего Египта, если говорить кратко, шили из легких, воздушных тканей. Они придавали человеческому силуэту легкость и изящность, скрывая при этом недостатки фигуры.
Обувь египтяне изначально не носили, но потом стали появляться сандалии, которые изготавливали либо из папируса, скрепляемого кожаными ремешками, либо полностью из кожи. Но при этом дома и знатные люди, и крестьяне, предпочитали ходить босиком. В эпоху Нового царства египтянам стали известны обычные шлепанцы с закрытым носком. Пару таких шлепанцев исследователи обнаружили среди вещей Тутанхамона.
Очень важную роль в костюме Древнего Египта играли различные аксессуары, сообщающие о социальном положении человека. Например пояс – самый популярный элемент одежды. У людей низших сословий был обычный кожаный поясок, а люди более высокого социального положения носили тканый пояс похожий на ленту, концы которой спускались вниз. Фараон использовал пояс, расшитый золотом.
Головные уборы египтян были представлены преимущественно косынками у крестьян и платками у всех сословий. Платок назывался «немес», повязываемый так, чтобы уши оставались открытыми. О социальном положении египтянина говорил цвет полос этого платка – красные носили воины, а синие полосы имел право использовать только фараон. Женщины украшали свои головы диадемами или лентами.
Декор в эпоху ?Древнего Египта
Декор в эпоху Древнего Египта
Вспоминаем, что означает слово декор? ( Украшение)
В Египте люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных.
Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Основные мотивы декора, орнамента одежды египтян -лотос, змей.
Египетская одежда на протяжении многих столетий оставалась неизменной
два типа одежды
женская
мужская
Мужской костюм
Основной одеждой мужчин с древности был передник –«Схенти».
Схенти носили все- от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом.
Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани.
Женская одежда
Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис»- длинную , тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до ступней и оставляющую грудь открытой.
Костюм древних египтян состоял из небольшого
числа элементов, благодаря чему особое значение
приобретали аксессуары. Именно они, наряду с
украшениями, служили основными носителями
информации о социальном статусе своего
владельца.
Самым распространённым из аксессуаров был пояс
.Простолюдины подпоясывались узкими
кожаными ремешками; состоятельные люди,
напротив, носили длинные тканые пояса-ленты
(чаще всего — красные или синие, иногда
узорчатые).
В качестве украшения древние египтяне охотно применяли ожерелья, браслеты, серьги, а также живые цветы, из которых делали букеты , венки и герлянды. Больше всего любили белые, голубые и розовые лотосы. Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат.
Причёски
Большинство египтян из-за жаркого климата носило простые причёски из коротко остриженных волос. Многие мужчины, особенно жрецы, полностью сбривали волосы, умащивая кожу головы ароматическими маслами. Всё свободное население Египта носили парики.
Обувь
Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.
Спасибо за внимание!!!
Египетская обувь | Encyclopedia.com
На протяжении более половины записанной истории Древнего Египта почти не упоминается использование обуви. Главный источник свидетельств этого периода, иллюстрированные рассказы, найденные в гробницах, известные как иероглифы, показывают, что все категории людей, от правящего фараона (короля или королевы) до простых рабочих, ходят босиком. Это может не означать, что люди никогда не носили какую-либо защиту для ног, но это указывает на то, что обувь не имела большого значения.
Историки не уверены, почему сандалии были внезапно введены, но, начиная с периода Нового Царства в истории Египта, примерно в 1500 г. до н.э., сандалии внезапно стали появляться на иероглифах, изображающих сцены из египетской жизни. Египтяне развили передовые навыки изготовления обуви для своего времени, и они создали сандалии, сотканные из тростника или кожи, которые были очень похожи по дизайну на многие современные сандалии.
Хотя дизайн египетских сандалий был простым, богатые все же находили способы их украшать.У некоторых были пряжки на ремнях из драгоценных металлов, а у других в тканые подошвы были вставлены драгоценности. У некоторых сандалий были загнутые пальцы ног, вероятно, чтобы песок не попадал в обувь во время ходьбы.
Существует очень мало свидетельств использования покрытой обуви в Древнем Египте. Те немногие, что были найдены, были сотканы из пальмового волокна и травы. Такая обувь, кажется, была ценным достоянием. Иногда путешественники снимали обувь, чтобы обезопасить себя в дороге, а затем снова надевали ее в конце путешествия.В гробницах были найдены и другие туфли, что указывает на то, что они были важными предметами для умершего.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Балквилл, Ричард. Одежда и ремесла Древнего Египта. Милуоки, Висконсин: Гарет Стивенс, 2000.
Косгрейв, Бронвин. Полная история костюма и моды: от Древнего Египта до наших дней. New York: Checkmark Books, 2000.
Пейн, Бланш, Гейтель Винакор и Джейн Фаррелл-Бек. История костюма. 2-е изд. Нью-Йорк: HarperCollins, 1992.
[ См. Также Том 1, Древний Египет: разгадывая тайну иероглифов, вставка на стр. 18 ]
Сандалии
Мода, костюм и культура: одежда, головные уборы, украшения тела и обувь на протяжении веков
Сандалии Древнего Египта
(Анкх в руке богини Изображение через Tangopaso Wikimedia Commons)
Первые свидетельства того, что люди селились вдоль дельты Нила, датируются 5000 г. до н.э., а такие общества, как Амратское общество Верхнего Египта, образовались в 4000 г. до н.э.Именно Менес в конечном итоге объединил Верхний и Нижний Египет в одно царство в 3110 году до нашей эры. Как сообщается в Ledger (1985), туфли из тонкой кожи носили высокопоставленные люди, родившиеся в 4000 г. до н. Э. История Древнего Египта разбита на три царства: Старое, Среднее и Новое царство. Период времени охватывает 3 тысячелетия (2920-30 гг. До н.э.), и за это время существовало 30 династий. Состояния Египта росли и падали, но по мере того, как торговые пути росли, все большее влияние со стороны других цивилизаций проявлялось как в костюмах, так и в обычаях.Подавляющее большинство египтян большую часть времени ходили босиком, но люди более высокого положения носили сандалии разных стилей.
(Палитра Менеса, Египет, ок. 3100 г. до н.э., изображение через Pinterest)
В Древнем Царстве (2686 г. до н.э. — 2181 г. до н.э.) цари Египта (не называемые фараонами до Нового царства) стали живыми богами и правили безраздельно. Первым царем Египта был король Нармер, который изображался идущим босиком, а за спиной был раб в сандалиях (Turner Wilcox 1948, p2). Это говорит о том, что обувь хранилась для особых случаев, и по обычаю сандалии несли к месту назначения, прежде чем надеть их по этому случаю.Носители сандалий часто получали продвижение по службе, как записал Вени Старший в VI веке (2323–2152 гг. До н. Э.). К настоящему времени Египет был крупным торговым государством и обладал баснословным богатством. Во время 7-й и 8-й династий (2150 — 2135 гг. До н.э.) преобладал голод, гражданские беспорядки и высокий уровень смертности, пока политическая структура Старого Королевства окончательно не рухнула. В период 9-й и 10-й династий (2135-1986 гг. До н.э.) Египет раскололся на север, управляемый из Гераклеополя, и юг, управляемый из Фив.
(Изготовитель сандалий, гробница Рехмира, изображение из Метрополитен-музея)
В это время внешняя торговля снова принесла большие богатства, построив множество великолепных зданий, и процветали ремесла, такие как ювелирные изделия.Сандалии, датируемые 2000 годом до н. Э., Были сделаны из кожаных сандалий и удерживались у стопы плетеными или плетеными ремнями между большим и вторым пальцами ног, а затем оборачивались вокруг щиколоток (Turner Wilcox 1948, стр. 2). Самые старые изображения сапожников были найдены на фресках в Фивы и были датированы 19 веком до нашей эры (Turner Wilcox 1948 p3). Сапожники изображены с использованием орудий труда, аналогичных современным инструментам для изготовления обуви.
(Древние египетские сандалии, изображение через Pinterest)
Изначально сандалии делались по отпечатку ноги на мокром песке.Затем из плетеного папируса формировали подошву, а сандалии прикрепляли ремешками из пальмового волокна, чтобы удерживать их на ступне. Египетские сандалии удерживались рядом с ногой тремя завязками или ремешками. Основные ремешки проходили между большим и вторым пальцами ноги и соединялись с другими ремнями на подъеме стопы, образуя стремени, и завязывались за пяткой. В качестве альтернативы использовались ремешки между вторым и третьим пальцами стопы с остальными на медиальной и латеральной стороне средней части стопы. Подошва обычно была плоской.
Когда египтяне научились дубить шкуры, сандалии стали делать с кожаной подошвой (Girotti, 1986).Короли и их ближайшие родственники были единственными египтянами, которым разрешалось носить их (Turner Wilcox 1948 p2.). Были сделаны скидки для высокопоставленных сановников и священников, причем последним было разрешено носить обувь из тонкой плетеной корзины из белого папируса (Turner Wilcox 1948). Одной из причин, по которой священники не носили кожаные сандалии, могло быть то, что они не могли прикасаться к шкуре мертвого животного (Turner Wilcox 1948 p2). Сандалии не носили в храмах и других святых местах (Turner Wilcox 1948p 3). Обувь не различалась по полу.Подошвы были окрашены, а сандалии были сделаны с учетом правого и левого крепления (Turner Wilcox 1948, стр. 2). Высокородные египетские женщины часто украшали свои сандалии драгоценностями и драгоценными металлами (Turner Wilcox 1948, стр. 3). Позже сандалии также делали из кожи газелей и стали ассоциироваться с активными занятиями, такими как охота.
(Изображение Amenemhet I через Quora)
Обувь раннего Среднего царства (2055 г. до н.э. — 1650 г. до н.э.) была не более чем сандалиями с ремнями между пальцами ног, соединенными по бокам на пятке, при этом верхняя кожа покрывала ступню, но не прикреплялась к самой ступне.Подошвы плели из деревянных полосок, тростника или льна. В качестве альтернативы они были сделаны из незагорелой кожи. Азиатское влияние стало более очевидным, когда король Аменемхет I (1991–1962 гг. До н.э.) открыл торговые пути. Появление верха, казалось бы, добавило эстетики обуви и, казалось бы, изнашивается, если на иллюстрациях, датируемых между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э., изображены кукурузорезы, работающие на ногах, выведенных из строя из-за узкого верха.
(Египетские плетеные тростниковые сандалии. Изображение предоставлено с сайта Sands of time)
Сандалии Rush имели кожаную подошву.Во времена Среднего Царства более прочная обувь стала более популярной среди солдат и путешественников (Lichtheim Vol II 1975). Сандалии были адаптированы к рабочим ситуациям, и мясники носили сандалии, сделанные из куска пробки, зажатого между двумя слоями кожи на подошве и скрепленных небольшими деревянными колышками. Дополнительная высота, иногда 12 дюймов от пола, позволяла мяснику справляться с убойными животными. У секс-работников из Нижнего Египта было сообщение «следуй за мной» на подошве своих сандалий, которое оставило отпечаток на песке.Более дешевые сандалии означали, что их носили все, кроме очень бедных.
(Изображение Хатшепсут через National Geographic)
Король Тутмос I и его царица Хат-Шеп-Сут превратили Египет в сверхдержаву. Любимая царица Хет-Шеп-Сут (1479–1458 гг. До н.э.) носила украшенные драгоценностями сандалии. Благодаря ее влиянию выросла популярность ношения сандалий, и она активно способствовала развитию торговли сандалиями. Сандалии обрели атрибуты процветания и власти.
(Сандалии New Kingdom Изображение через Pinterest)
Высококачественная обувь была сделана из кожи «марокканского» стиля с использованием шкур ягненка и коз, окрашенных в алый, зеленый и фиолетовый цвета (Turner Wilcox 1948 p2).Священники носили сандалии из папируса или пальмовых листьев, сделанные так, чтобы их можно было надевать спереди или сзади. Египетские жрецы снимали обувь из уважения к своим богам. Также был обычай снимать сандалии при наличии высшего ранга. Обувь носили вне дома, но никогда дома, и гораздо позже дети носили красные или зеленые тапочки.
(Изображение символа Анк через Pinterest)
Происхождение древнего символа жизни, то есть Анкха (символа жизни), неизвестно, но египтолог сэр Алан Гардинер подумал, что знаки отличия выглядят как сплющенные ремешки.Возможно, не случайно слово «нкх» использовалось для описания той части сандалии, к которой прикреплялись ремешки для пальцев. Распространенным лекарством от головной боли в Древнем Египте было вдыхание дыма от горящих сандалий.
(Древние египетские сандалии, изображение через Pinterest)
В период 18-й династии Тутмос III (1479–1425 гг. До н.э.) правил Египтом почти пятьдесят четыре года. За это время он предпринял множество военных кампаний. Фараон говорил о странах, которые он завоевал, как о странах под его сандалиями.Настенная живопись в городе Фивы изображает мастеров, вылепивших сандалии во времена Тутмоса III). Именно в это время евреи оставались в плену в Египте, и многих обучали ремеслу изготовления сандалий. Еврейские сандалии были сделаны из тростника, льна, кожи или дерева и привязаны к ногам ремнями. Солдаты носили более тяжелую кожаную обувь, и по обычаю стояли карикатуры на врага. «Вы попрали нечистого язычника под своими могучими ногами» (Тернер Уилкокс, 1948, стр. 4). Враги Египта изображались иначе: у евреев были бороды и длинные волосы.Ливийцы были черными фигурами, а сирийцы были в белых плащах (сообщается в The Chiropodist, 1927, The Leeds Convention, 1926), а хетты изображены без обуви. Тем более необычно, что хетты пришли из высокогорья Анатолии и носили обувь с поднятыми носками.
(золотые сандалии king tut, изображение через Pinterest)
Во внешних покоях гробницы царя Тут-Анх-Амена (1336 — 1327 гг. До н.э.) находятся две статуи царя в обуви с золотым кольцом. В могиле мальчика-фараона находится щит, украшенный фигурами в ассирийских сандалиях.У Мумии были заостренные сандалии из тисненого золота с пальцами ног, слегка загнутыми вверх в хеттском стиле. В Египте золотые сандалии с ремешками использовались в качестве погребальных сандалий (Bigelow, 1970, стр. 32), и считалось, что они обеспечивают комфорт в путешествиях после смерти. Иногда египетские мумии хоронили в погребальных сандалиях, сделанных из льна и украшенных драгоценностями (Putnam, 1996).
(сандалии Тутанхамона, изображение через Pinterest)
В гробнице Тут-Анх-амона находился великолепный ящик, в котором находилось 93 предмета сандалий и тапочек.Некоторые из них были сделаны из золота с красивой маркетри из цветного стекла. У одного была подошва из папируса и кожаные щиколотки, окаймленные золотой лентой на широких ремешках. Мотив представляет собой сцену Нила с цветами лотоса и уток в тонких золотых кругах (Turner Wilcox 1948, стр. 4). Ремешки состояли из пластин, увенчанных эмалированными золотыми цветками лотоса. Гибкая подошва была толщиной около дюйма. В гробнице также была найдена пара сандалий из коры, на внутренней стороне подошвы которых выгравированы изображения врагов Королей.
(изображение древнеегипетского золотого трона через Pinterest)
На спине броска царя были изображены он сам и его царица Анхесенамон. На ней были простые сандалии, которые следовали контуру ее ступни и прикреплялись к ступне одним ремешком. Настоящие сандалии выставлены в Британском музее.
(Гробница QV44 Рамзеса III и его сына Изображение через Khaemwaset)
Рамсес III (1186–1155 до н. Э.) Был одним из величайших египетских царей и носил искусно украшенные сандалии.Во время 25-й династии (712-657 гг. До н.э.) греки помогли восстановить порядок в Египте, и в искусстве начался ренессанс с возвращением к стилю Старого Царства. Персы вторглись в Египет и правили им (525-404 гг. До н. Э.). Позже в 332 г. до н.э. вторгся Александр Великий. Итогом этого явилось богатое перекрестное оплодотворение в одежде и обычаях.
Погребальные сандалии были найдены в футляре с мумией Харсиотефа, кушитского царя Мероэ (около 404–369 гг. До н. Э.). Они были обшиты тканью, на которой была нарисована фигура.Иероглифами написано: «Вы наступили нечистые народы своей могучей ногой». Сейчас он находится в Британском музее.
(Гроб египетской мумии. Изображение взято с donsmaps.com)
После самоубийства Клеопатры и Антония в 30 г. до н. Э. Египтом правили римляне. К этому времени стиль обуви распространился на сапоги, похожие на носки, сделанные из очень тонкой кожи (Turner Wilcox 1948, стр. 5). Обычно они были богато украшены и имели модные прилавки для кожаного разделителя пальцев ног (ремешков) в сандалиях (Turner Wilcox, 1948, стр. 5).
Ссылки
Анон 1927 Лидский съезд Мануальный терапевт 14:91 264.
Бигелоу М.С. 1970 История моды и одежды в западном мире Миннеаполис: Burgess Publishing Co.
Ledger FE 1985 Поднимите ногу: трактат по истории обуви Мелкшем: Уффингтон Пресс.
Lichtheim M, 1978 Древнеегипетская литература, Том II JARCE 15 127-28.
Lister M 1987 Костюм: иллюстрированный обзор с древних времен до 20-го века. Бостон: Plays Inc.
Turner Wilcox R 1948 Мода в обуви: исторический обзор Нью-Йорк: Choles Scribrier & Sons.
Интересные места
Древнеегипетская культура, мумии, статуи, практики захоронения и артефакты www.donsmaps.com
Блог «Искусство счета» Анализ королевских сандалий в Древнем Египте.
Veldmeijer A 2017 Шагая сквозь время: обувь в Древнем Египте BLKVLD
Отзыв написан 02.02.2020.
г. Древние египтяне первыми начали носить обувь. Знай историю
В свете распространения вируса короны, который распространяется в различных странах мира, Всемирная организация здравоохранения призывает сохранять чистоту личных вещей, в том числе обуви, которую необходимо постоянно стерилизовать, потому что обувь была в числе забот элегантность среди древних египтян, и для этого мы рассмотрим в следующих строках, как древние египтяне обращались с этой культурой.
Доктор Ашраф Абу аль-Язид, генеральный директор Музея текстиля и знаток древних и доисторических египетских древностей, сказал, что обувная промышленность существует со времен древнего государства.
И д-р Ашраф Абу аль-Язид объяснил в специальных заявлениях о «седьмом дне», но то, что было найдено на туфлях, было из наших времен, и лучшим примером этого является царь Тутанхамон, в чьих запасах есть большое количество тапочек. , которые являются его личными вещами, но промышленность существует с древних времен, как видно из древнеегипетских рисунков.
Д-р Ашраф Абу аль-Язид указал, что древние египтяне не оставляли никаких инструкций на стороне своего изготовителя, а это означает, что не осталось никаких доказательств того, как сделать лодку или обувь, поскольку эти занятия могут быть унаследованы образованием как это сейчас происходит в большинстве ремесел. Древняя египетская жизнь полна загадок и сказок, которые заставляют всех исследователей в мире продолжать изучение этой древней цивилизации.
Древние египтяне были первыми, кто изготавливал обувь, и мы находим это на выставке «Древняя египетская обувь», которая была представлена Египетским музеем в Тахрире в 2015 году нашей эры, и выставка представляла собой краткое изложение исследования обуви. в качестве исследовательского проекта, выполненного Андре Владимиром (приглашенным научным сотрудником Американского университета в Каире) в сотрудничестве с попечителями Египетского музея на тему «Небольшая часть повседневной жизни — это обувь».
Цель изготовления обуви в Древнем Египте заключается в том, что она защищает стопу, поскольку ее значение выходит за рамки этого, и, как и в нашей жизни в настоящее время, важную роль играли социальное положение, образ жизни и символика. в выборе обуви и сандалий и в том, что они собой представляют.
Важность изучения обуви обусловлена не только символическими, экономическими и культурными представлениями древних египтян, но также степенью технологий и той ролью, которую сапожники и кожевники играли в древнеегипетском обществе.
На выставке была представлена обувь разных эпох, от додинастических времен (300 г. до н.э.) до эпох Османской империи «19 век нашей эры». Он также включает в себя разработку моделей обуви, сандалий, сырья, методов, используемых при изготовлении обуви, а также связанной с ними символики и социального статуса, который носил каждый, кто носил эту обувь, и на выставке также представлена обувь, принадлежащая всем. социальные классы королей, отдельных лиц, солдат и священников.
Фельдмайер написал в своей книге «Обувь в Древнем Египте», что сандалии носили только высшие слои общества, и это можно заключить из картины Нармера 3000 г. до н. Э.C., в котором фараон король Нармер появляется босиком с плененной головой, а на заднем плане один из слуг несет сандалию своего фараона, сделанную из растительных волокон, таких как пальмовые листья, халфа и папирус.
Бюро находок: древние туфли обнаружены в храме Египта
Более 2000 лет назад, в то время, когда Египтом правила династия царей греческого происхождения, кто-то, возможно, группа людей, спрятала самое ценное, что у них было — обувь.
Семь туфель были помещены в кувшин в египетском храме в Луксоре, три пары и одна. Две пары изначально носили дети, и их длина составляла всего около 7 дюймов (18 сантиметров). Используя веревку из пальмового волокна, детские туфли связали вместе в одной туфле (она была больше и предназначалась для взрослого) и поместили в банку. Еще одна пара обуви длиной более 9 дюймов (24 см), которую носил хромающий взрослый, также была вставлена в банку.
Кувшин, наполненный ботинком, вместе с двумя другими сосудами был «намеренно помещен в небольшое пространство между двумя глинобитными стенами», — пишет археолог Анджело Сезана в отчете, опубликованном в журнале Memnonia .
Тот, кто сдал туфли, никогда не возвращался, чтобы забрать их, и до сих пор о них забыли. [См. Фотографии древних египетских туфель]
В 2004 году итальянская археологическая экспедиция во главе с Сезаной вновь открыла эти туфли. Археологи предоставили Андре Вельдмейеру, знатоку древнеегипетской обуви, доступ к фотографиям, на которых запечатлены находки.
В египетском храме археологи обнаружили семь башмаков, похоже, сделанных из крупного рогатого скота.Этим ботинкам более 2000 лет, и на этом снимке показана внутренняя часть кувшина до того, как обувь была снята. (Изображение предоставлено: © 2005 Franco M. Giani — Milano — Italy)
«Находка необычна, поскольку обувь была в первозданном состоянии и все еще эластична после обнаружения», — пишет Велдмейер в последнем выпуске журнала Американского исследовательского центра. в Египте. К сожалению, после раскопок обувь стала хрупкой и «чрезвычайно хрупкой», — добавил он.
Дорогая обувь
Анализ Велдмейера предполагает, что обувь могла быть иностранного производства и была «относительно дорогой».«Сандалии были наиболее распространенной обувью в Египте, и стиль и качество этих семи туфель были такими, что« все будут смотреть на вас », и« это придало бы вам гораздо больше статуса, потому что у вас была эта дорогая пара обуви », — сказал Велдмейер, помощник директора по египтологии Нидерландско-фламандского института в Каире.
Дата обуви основана на сосуде, в котором они были найдены, и двух других сосудах, а также на стратиграфии или наслоении отложений В будущем, возможно, удастся датировать обувь углеродом, чтобы подтвердить ее возраст.
Почему их оставили в храме в древности и не вернули, остается загадкой. «Нет причин хранить их, не имея намерения вернуть их в какой-то момент», — сказал Велдмейер в интервью LiveScience, добавив, что могли быть какие-то беспорядки, которые вынудили владельцев обуви сдать их на хранение и бежать. поспешно. Сам храм возник более чем на 1000 лет раньше, чем обувь, и был первоначально построен для фараона Аменхотепа II (1424-1398 гг. До н.э.).
Открытия в дизайне
Велдмейер сделал ряд открытий в дизайне обуви.Он обнаружил, что люди, которые носили семь туфель, связали их, используя то, что исследователи называют «застегнутыми пуговицами». Кожаные полоски в верхней части обуви образуют узлы, которые пропускают через отверстия, чтобы закрыть обувь. После того, как они были закрыты, длинная полоса кожи декоративно свисала бы с обеих сторон. Обувь сделана из кожи, скорее всего, бычьей.
Самым удивительным было то, что на изолированном ботинке было то, что сапожники называют «рандом», устройство, которое до сих пор считалось первым использованным в средневековой Европе.Рэнд — это сложенная кожаная полоса, которая будет проходить между подошвой обуви и верхней частью, усиливая швы, поскольку «верх очень склонен к разрыву в отверстиях для швов», — пояснил он. Устройство было бы полезно в грязную погоду, когда обувь находится под давлением, так как это делает шов более устойчивым к воде.
В сухом (и, как правило, не мутном) климате Древнего Египта, он сказал, что это удивительное нововведение и, кажется, указывает на то, что семь туфель были изготовлены где-то за границей.
Открытия для здоровья
Обувь также позволила получить представление о здоровье людей, которые ее носят. В случае изолированной обуви он обнаружил «полукруглую выступающую область», которая могла быть признаком состояния под названием Hallux Valgus , более известного как бурсит. [9 самых необычных заболеваний]
«В этом состоянии большой палец ноги начинает отклоняться внутрь к другим пальцам», — пишет Вельдмейер в статье журнала. «Несмотря на то, что он передается по наследству, он также может развиться в результате плотно прилегающей обуви, хотя другие ученые оспаривают это…. «
Другая любопытная находка была сделана в паре обуви для взрослых. Он обнаружил, что на левой обуви было больше пятен и следов ремонта, чем на правой обуви.» Обувь подвергалась неравному давлению «, — сказал он. показывая, что человек, который ее носил, «хромал, иначе износ был бы гораздо более равным».
Тем не менее, несмотря на их медицинские проблемы и износ обуви, люди, которые ее носили, были осторожны Продолжайте ремонтировать, сказал Велдмейер. Они не выбрасывали их, как современные жители Запада обычно выбрасывают старые кроссовки.
«Эта обувь была очень дорогим товаром».
Вельдмейер надеется, что у него будет возможность лично изучить обувь, находящуюся в ведении Государственного министерства древностей.
Следите за LiveScience в Twitter @livescience . Мы также на Facebook и Google+ .
Место рождения шлепанцев? — Блог о библиотеках и университетских музеях Шеридана
Предоставлено Американским университетом в Каире.Художественная интерпретация открытых туфель Тутанхамона. Оригинал можно увидеть в Египетском музее в Каире. Рисунок Микко Х. Крика.
Лето, и шлепки в самом разгаре! На протяжении веков дизайнеры обуви добавляли каблуки, украшали их и изготавливали из самых разных материалов. Одержимость этими древними сандалиями даже породила свой национальный праздник (#nationalflipflopday). Сегодня индустрия шлепанцев приносит миллиарды доходов от продаж (см. Havaianas, 2017). Итак, кто изобрел эту чудесную обувь?
«Обувь-стринги» существует уже тысячи лет и была найдена в древних местах на многих континентах.Однако, по общему мнению, они были прославлены древними египтянами. Термин «шлепанцы» был популяризирован в западной культуре конца 20-го века и назван так в честь звука, который издают сандалии, когда они хлопают по пятке при ходьбе.
Сандалии из фибры с пришитым краем и плетеными деталями. Фотография А. ‘т Хофта. Предоставлено Британским музеем (BM EA 4451), Лондон.
Возможно, египтяне назвали туфлю thebet, из-за ее использования в городе Фивы. 1 (Книга первопроходца египтолога сэра Джона Гарднера Уилкинсона «Обычаи и обычаи древних египтян» представляет собой красивую копию иероглифа с изображением мастеров сандалии в Фивах.) Египетские сандалии датируются 4000 лет назад (Срединное царство, ок. 2050-1800 гг. До н.э.), но возможно, что обувь-стринги появилась еще раньше, в период Объединения (то есть в период ранней династии около 3100 г. до н.э.), когда произошло слияние Верхнего и Нижнего Египта.
В отличие от традиционных СМИ (например, видео Кэти Перри Dark Horse ) и голливудских фильмов ( Cleopatra ), сандалии на стрингах были простыми и не носились в помещении.Типичные сандалии изготавливали из травы халфа ( Desmostachya bipinnata ), папируса или пальмовых листьев и плели так же, как спиральные корзины. Сандалии часто определяли социальный статус человека: средний египтянин ходил босиком, включая королевских чиновников, но в Среднем царстве сандалии стали ассоциироваться с фараонами и богатыми.
Сандалии из шпона маркетри из гробницы Тутанхамона. Андре Дж. Вельдмейер. Предоставлено Министерством древностей / властями Египетского музея.
Пара шлепанцев была обнаружена среди владений царя Тутанхамона; На фотографии изображены фиолетовые сандалии из шпона маркетри из гробницы Тутанхамона. » Египтолог и профессор Американского университета в Каире (AUC) Салима Икрам говорит:« В некоторых ботинках Тутанхамона они использовали кусочки золота, бересты, кости и, возможно, даже стеклянные вставки, чтобы украсить и создать роскошную и гламурную обувь ». 2 Сегодня мы увидим такие сандалии от кутюр в роскошных универмагах.Тем не менее, древнее мастерство до сих пор не имеет себе равных.
Сшитые сандалии из гробницы Тутанхамона с льняным покрывалом. Фотография Андре Й. Вельдмейера. Предоставлено Министерством древностей / властями Египетского музея.
Историки и археологи проанализировали древние шлепанцы, чтобы узнать об их значении в социальной жизни тех, кто их носит. Например, религиозный символизм был обнаружен на обуви, обозначающей ее использование в религиозных церемониях. Или как один использовал шлепанец, мог бы выразить уважение к власти, то есть, если бы он был удален в присутствии членов королевской семьи или высокопоставленных чиновников.Напротив, шлепанцы сегодня — это просто шлепанцы: забавные сандалии, которые можно надеть на пляж, в офис или даже на свадьбу. За исключением резины и искусственных материалов, современное общество не сильно улучшило работу древнеегипетских мастеров. Розничные торговцы больше, чем когда-либо, извлекают выгоду из этой древней инновации, а мы до сих пор наслаждаемся ею!
Для получения дополнительной информации о древнеегипетской обуви-стрингах:
- «Обувь Древнего Египта», представленная Американским университетом в Каире.
- Выставка древнеегипетской обуви. (YouTube)
- Обувь царя Тутанхамона: исследования древнеегипетской обуви, Андре Дж. Вельдмейер, Хавертаун: Sidestone Press, 2012.
- «Сандалии» в Энциклопедии одежды и моды / Под ред. Валери Стил. Vol. 3. Детройт: сыновья Чарльза Скрибнера, 2005. p135-137. АВТОРСКИЕ ПРАВА 2005 Гейл Джонатан Уолфорд.
- Манеры и обычаи древних египтян, тома 1-3, сэр Джон Гарднер Уилкинсон, 1878-83.
- Обувь царя Тутанхамона: исследования древнеегипетской обуви, Андре Дж. Вельдмейер, Хавертаун: Sidestone Press, 2012.
- Исследования древнеегипетской обуви. Технологические аспекты. Часть VII. Сандалии, пришитые спиралью. Андре Дж. Вельдмейер. Британские музейные исследования в Древнем Египте и Судане 14 (2009): 85–96.
Источники
1 Заки, М. (2008). Наследие Тутанхамона: искусство и история . Гиза, Египет: Фарид Атия
Press, 130.
2 «Сандалии короля Тутанхамона представлены на выставке древнеегипетской обуви», Новости
Американского университета в Каире, 11 октября 2015 г.
Проект «Древнеегипетская обувь»
Аннотация:
Проект «Древнеегипетская обувь» (AEFP) — это междисциплинарное продолжающееся исследование обуви в Древнем Египте от додинастических до османских периодов. Он состоит из изучения реальных образцов обуви, дополненных графическими и текстовыми свидетельствами.
В этом томе оцениваются, обобщаются и обсуждаются результаты исследования обуви, проведенного AEFP за последние 10 лет (которое включает предметы из основных коллекций мира, таких как Египетский музей в Каире, Британский музей в Лондон и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, а также из различных раскопок, таких как Амарна, Элефантина и Дра Абу эль-Нага). Здесь изображены все опубликованные материалы, а также добавлены некоторые ранее неопубликованные материалы.
Работа над физическими образцами обуви позволила выявить новые захватывающие взгляды на древнеегипетские технологии и мастерство (включая их развитие, а также взаимосвязь различных категорий обуви и их происхождение), установление и уточнение датировки технологий и стилей обуви. разнообразие обуви позволило определить происхождение неподготовленных образцов и взаимосвязь между обувью и социально-экономическим статусом.Археометрические исследования привели к новой интерпретации древнеегипетских слов для обозначения различных растительных материалов, таких как папирус.
Содержание
Предисловие
Введение
Краткая история обуви в египтологии
Цели исследования
Схема настоящей работы
Терминология
Материалы и методы
Изучаемые объекты
Методы
Практическое исследование
Растительные материалы (кроме дерева)
Кожа и кожа
Дерево
Металл
Археологический контекст: проблемное наследование
Музеологический контекст: проблемы и приоритеты
Описание
Обувь из растительных материалов (кроме дерева)
Сандалии
Обувь
Кожаная обувь
Сандалии
Обувь
Туфли
Деревянные Сандалии
Гробницы Сандалии Tomb
Паттенс
Типология
Материалы, используемые в обуви
Растительные материалы (кроме дерева)
Образцы
Ägyptisches Museum und Papyrussammlung, Берлин
Музей археологии Петри, Университетский колледж Лондона
Британский музей, Лондон
Обсуждение
Кожа и кожа
Дерево
Металл
Diachronic Change
Введение
Технология
Форма
Распределение
Производство
Кожевенные, мастерские и ремесленники
Инструменты
Эксплуатация, износ и ремонт
Признаки использования
Износ
Доказательства ремонта
Универсальная обувь vs.Обувь для загробной жизни
Королевские против простолюдинов
Пол в обуви
Символика и статус
Иностранная обувь и товары влияния в Египте
Выводы
Библиография
Доктор
Андре Й. Вельдмейер
Андре Дж. Вельдмейер (приглашенный научный сотрудник Американского университета в Каире) изучал археологию в Лейденском университете и получил докторскую степень в области палеонтологии позвоночных в Утрехтском университете в 2006 году.Он работал в Египте с 1995 года в качестве специалиста по коже, обуви и веревке в различных исследовательских проектах. Его вторая докторская степень по археологии обуви запланирована на следующие четыре года.
читать далее
Древнеегипетская обувь в Музее обуви Бата
Двигаясь на север по улице Сент-Джордж в центре Торонто к одноименной станции метро, вы можете заметить здание в форме коробки из-под обуви. Музей обуви Бата посвящен культурному и творческому использованию обуви во всем мире: от каблуков и сапог из тюленьего меха до обуви для космонавтов.В их коллекции также есть сандалии из Древнего Египта. Нильские писцы посетили музей и ознакомились со своей специальной выставкой «Золотой стандарт: сверкающая обувь со всего мира» .
Музей, открытый в 1995 году, был спроектирован по образцу обувной коробки
История музея обуви Бата
История музея началась с его основательницы Сони Бата. Замужем за Томасом Бата, который иммигрировал из Чехии в Канаду и происходил из семьи сапожников, она начала собирать обувь в 1940-х годах.Коллекция Сони Баты росла вместе с ее путешествиями по миру, где она приобретала местные стили. Спустя много лет ее частная коллекция выросла настолько, что в 1979 году был создан Фонд музея обуви Бата. Фонд спонсировал исследовательские поездки в отдаленные места для изучения различных стилей обуви среди местного населения. Наконец, 6 мая 1995 года двери открылись в специальное пространство, известное как Музей обуви Бата. Сегодня посетители могут полюбоваться более чем 13 000 артефактов, охватывающих более 4500 лет истории обуви, в экспонатах, размещенных на трех этажах.
Древний Египет и золотой стандарт
Специальная выставка посвящена множеству золотых туфель из коллекции музея и исследовала их значение и значение во всем мире. Единственным египетским объектом, представленным на выставке, был футляр для мумии, сделанный из картонажа (материала, сделанного из оштукатуренного папируса и / или льна). Он состоял всего из двух частей: золоченой головы и футляра для ног.
Позолоченный футляр для мумии времен Римской империи (номер объекта P09.0020 — Происхождение неизвестно)
На голове изображено лицо умершего в искусно сложенном парике и с бородой — ее идеализированные элементы не раскрывают личность человека. Эти типы позолоченных картонных ящиков были нововведением позднего периода (722–332 гг. До н.э.). Когда мы смотрим на вторую часть футляра, предназначенную для ног мумии, к нижней части прикреплены две золотые сандалии. На подошвах этих сандалий изображены два связанных иностранца: нубиец (справа) и азиат (слева).Причина этого размещения в том, что в загробной жизни умерший мог затем наступить на этих традиционных врагов Египта, которые были представителями всех северных и южных народов.
Деталь футляра с позолоченными подошвами и изображениями иностранцев
Этот мотив не нов, но возник в королевской идеологии Нового царства (1539–1077 до н.э.). Мы находим этот мотив, например, на знаменитых сандалиях Тутанхамона, которые с потрясающими подробностями демонстрируют покорение, которого египтяне ожидали от своих иностранных соседей.В поздний период частные лица переняли эту королевскую иконографию для себя. В аналогичном примере нижняя часть футляра с мумией ярко показывает, как локти азиатского и нубийца были связаны вместе, чтобы обеспечить их символическое поражение:
Подошва футляра для мумии с сирийским и нубийским переплетами (объект № 2327/1 — фото: Федерико Таверни и Никола Дель’Акуила / Museo Egizio)
На выставке основное внимание уделялось цветному золоту, материалу, имеющему особое значение в Египте. культура и религия.В Египте и сегодня есть много золотых приисков, но большая часть золота поступает от их южного соседа: Нубии (современный Судан). Современное название Нубия, впервые использованное в римский период, на самом деле может быть связано с древнеегипетским словом, обозначающим золото ( nebu ). Блеск и постоянство золота давали ему ассоциации с солнцем, и египтяне верили, что плоть богов была сделана из этого предыдущего металла. Забегая вперед, мы обнаружим, что ремешок из золота использовался в расписных сандалиях.
Египетская обувь в постоянной галерее
После посещения специальной выставки мы направились в постоянные галереи: Все о обуви: Обувь сквозь века .Предметы из самых разных культур отражают долгую историю обуви и сапожного дела во всем мире за последние 4500 лет. Начиная с древних времен, на экспозициях представлена точная копия обуви, принадлежавшей знаменитому Ледяному Человеку Эци. Первый египетский экспонат, представленный здесь, — это еще одна футлярка для мумии, выложенная из картона. Датируемый временами Птолемеев (332-30 до н.э.), он имеет полосы орнамента вокруг центрального мотива в виде двух ног. Они показаны обнаженными, с декорированным ремешком сандалии, проходящим между большими пальцами ног.
Нижняя часть ящика с мумией, показывающая две ноги в сандалиях (объект № P84.237 — происхождение неизвестно)
Как выглядела подошва такой сандалии, показано на другом предмете справа от нее. Там хорошо сохранившиеся сандалии из плетеной ткани принимают форму, которую мы уже видели выше в футляре с римской мумией. Эти сандалии просты и декорированы, а ремешки отсутствуют. В древности их прикрепляли по бокам. Мы мало что знаем о месте их находки, хотя они также относятся к временам Птолемеев.
Две сандалии из плетеной ткани без ремней (объект № P84.3 — происхождение неизвестно)
Два уже описанных образца были сделаны для погребальных целей, то есть умерший взял их с собой в загробную жизнь для вечного использования. Однако сандалии отражают то, что египтяне носили в повседневной жизни. Нам нужно только подумать о популярности шлепанцев, которые взрываются летом, чтобы понять — сандалии, должно быть, тоже были очень распространены.
Футляр для мумии с позолоченными босоножками (обр.No. unknown — Происхождение неизвестно)
В дополнение к этим двум предметам есть еще один фрагментированный футляр мумии, который покойный носил на ногах. Цвет кожи человека был окрашен в бледный цвет, а золотые ремешки сандалии, кажется, соединяются с браслетом выше. Хотя передняя часть повреждена, она имеет те же геометрические узоры, что и первая. Здесь золотой ремешок завязывали узлом посередине стопы. Это красивая деталь, которая может отражать стиль обуви, показывая, что умерший вошел в загробную жизнь хорошо одетым.
Музей обуви Бата, специализирующийся на обуви, хорошо прослеживает историю мировой обуви через свою коллекцию. Мы были счастливы увидеть некоторые египетские предметы в его коллекции, а также позолоченный картонный ящик, который был представлен в рамках специальной выставки.