Осень весна лето: Весна, лето, осень, зима… и снова весна (2003) — Всё о фильме, отзывы, рецензии

Содержание

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (2003) — Всё о фильме, отзывы, рецензии

время

1 час 43 минуты

бюджет


сборы


$7 143 957 (мир)

$2 380 788 (США)

премьера


14.08.2003 (мир)

15.01.2004 (РФ)

производство

Korea Pictures
LJ Film
Pandora Filmproduktion
Cineclick Asia
Cinesoul
Mirae Asset Capital
Muhan Investment

другие названия


Fruhling, Sommer, Herbst, Winter. .. und Fruhling
Primavera, estate, autunno, inverno… e ancora primavera
Spring, Summer, Autumn, Winter… and Spring
Spring, Summer, Fall, Winter… and Spring
Весна, лето, осень, зима… и снова весна
Bom Yeoareum Gaeul Gyeoul Geurigo Bom
Primavera, verano, otoño, invierno… y otra vez primavera
Yaz, Yay, Payiz, Qish… ve Yaz
Primavera, Verão, Outono, Inverno… e Primavera
Пролет Лято Есен Зима… и Пролет
Proljece, ljeto, jesen, zima i… proljece
Forår, sommer, efterår, vinter… og forår
Kevad, suvi, sügis, talv … ja taas kevad
Viisi vuodenaikaa
Printemps, été, automne, hiver… et printemps
Frühling, Sommer, Herbst, Winter… und Frühling
Άνοιξη, καλοκαίρι, φθινόπωρο, χειμώνας… και άνοιξη
Tavasz, nyár, ősz, tél… és tavasz
Bahar, Tabestan, Paayiz, Zemestan… va Bahar
春夏秋冬そして春
Pavasaris, vasara, ruduo, žiema ir… vėl pavasaris
Las estaciones de la vida
Vår, sommer, høst, vinter… og vår
Wiosna, lato, jesień, zima. .. i wiosna
Proleće, leto, jesen, zima… i proleće
Pomlad, poletje, jesen, zima… in pomlad
Primavera, verano, otoño, invierno… y primavera
Livets hjul
春去春又來
İlkbahar, Yaz, Sonbahar, Kış ve İlkbahar
Весна, літо, осінь, зима… і знову весна
Spring, Summer, Fall, Winter… And Spring

Фильм Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom): фото, видео, список актеров

Южнокорейская драма, философская притча от прославленного режиссера Ким Ки-Дука (Kim Ki-duk), который появляется в фильме в одной из ролей. Также в фильме снимались Юнг-су Ох (Su Oh-yeong), Юнг-мин Ким (Kim Young-min), Дже-кейонг Сео (Seo Jae-kyung) и Джонг-хо Ким (Kim Jong-ho). 

Сюжет фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Фильм разделен на пять глав, каждая из которых не только представляет определенное время года, но и новый этап в жизни буддистского монаха, которого в детстве играет Джонг-хо Ким, в юном возрасте – Дже-кейонг Сео, взрослого – Юнг-мин Ким и в зрелом возрасте – Ким Ки-Дук. 

Монах-отшельник (Юнг-су Ох) живет в маленьком доме-монастыре, дрейфующем по глади уединенного озера, окруженного горами и лесами. К нему на воспитание попадает мальчик, перед которым учитель пытается раскрыть суть учения Будды. Они молятся и медитируют, выполняют физическую работу и иногда на лодке добираются до берега, чтобы погулять, потренироваться или собрать лечебные травы. 

Мальчишка иногда ведет себя жестоко. Однажды он ловит рыбу, лягушку и змею, привязывает к ним по камешку и смеется, наблюдая за их бесплодными попытками вырваться. Его проделки не остаются незамеченными учителем. Ночью, пока мальчик спит, монах привязывает к его спине большой камень. Утром он объясняет ученику, что он может снять камень, только когда освободит измученных животных, добавляя, что если кто-то из них погибнет, камень останется в его душе. С трудом преодолевая путь, мальчик находит своих жертв, но только лягушке удалось выжить. Вид смерти вызывает в нем горькое раскаяние. 

Через несколько лет женщина из деревни привозит в дом монаха свою больную дочь (Йоджин Ха / Yeo-jin Ha), чтобы старец излечил ее. Монах не отказывает в помощи, и девушка остается в монастыре. Наблюдая за привлекательной гостьей, ученик ощущает влечение. Девушка сначала отвергает его, но затем сменяет гнев на милость. Несколько ночей молодые люди проводят вместе, скрывая свою страсть от монаха. Но тайное становится явным, и монах отправляет девушку домой. Без тени гнева или разочарования он предупреждает ученика, что вожделение тянет за собой желание обладать, что может привести к роковым последствиям. Юноша не прислушивается к словам учителя и посреди ночи покидает монастырь ради возлюбленной. 

Проходят годы, и однажды осенью учитель, посетив соседнюю деревню, узнает, что его бывший ученик был арестован за убийство жены, совершенное в припадке ревности. Вскоре ученик появляется в монастыре, преследуемый полицией. Его все еще обуревают эмоции, он хочет совершить самоубийство, но монах останавливает его и заставляет утихомириться. Когда тот приходит в себя, он присоединяется к учителю, вырезающему иероглифы священной сутры в деревянном полу. Утром ученика забирают полицейские. 

Отсидев назначенный срок, спустя много лет зимой бывший ученик возвращается на озеро. Его мастера давно уже нет. Мужчина находит книгу с описаниями упражнений и возобновляет свою практику. Снова становясь монахом, он изнуряет свое тело физическими упражнениями и успокаивает мысли медитацией. Но однажды у стен монастыря вновь появляется женщина. Она приносит своего новорожденного сына, чтобы оставить его у монаха. И когда наступает весна, круг замыкается: теперь уже другой монах учит юного послушника.   

Интересные факты о фильме «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Ни у одного из персонажей фильма нет имени собственного. 

Ким Ки-Дук о фильме: «Мне хотелось показать через жизнь монаха, живущего в храме на озере, окруженном одной природой, ту радость, злость, сожаление и удовольствие, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни».

Озеро Хусан, место действия ленты, было создано искусственным образом 200 лет назад. Вокруг него растут столетние деревья, а окружающие озеро горы отражаются в его водах. Эта местность находится в провинции Северный Куюнгсанг в Южной Корее. После полугода переговоров киностудии посчастливилось получить от южнокорейского Министерства экологии разрешение построить декорации и проводить съемки в этом заповедном месте. 

Монахи вырезают в полу храма «Сутру Сердца» на китайском. Это одна из самых важных сутр в буддизме Махаяны, один из основных первоисточников буддистской литературы. Сутра описывает учение, данное бодхисаттвой Авалокитешварой. 

В сцене, где монах уходит в горы, чтобы начать медитацию, звучит традиционная корейская песня «Чонсон ариран» в исполнении Ёнъим Ким (Kim Young-im). 

Ким Ки-Дук получил четыре приза кинофестиваля в Локарно. Фильм завоевал приз зрительских симпатий на фестивале в Сан-Себастьяно и премию Международного кинофестиваля в Софии. Картина также получила приз Аргентинской ассоциации кинокритиков как лучший иностранный фильм.

Мировые сборы картины составили 9,5 миллионов долларов.

Дольняя чаша. «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», режиссер Ким Ки Дук

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom)



Автор сценария и режиссер Ким Ки Дук Оператор Бэк Дон Хон Художник Стефан Шонберг

В ролях: О Ён Су, Ким Чжон Хо и другие

Korea Pictures, LJ Films, Pandora Filmproduktion Корея — Германия 2003

Новый фильм Ким Ки Дука обескуражил многих. Разрыв с «фирменным» кругом тем на первый взгляд представляется радикальным. Буддийские медитации — вместо стычек и драк. Девственная природа — вместо городских пейзажей. Привычных героев — преступников и шлюх — заместили отшельники, люди духовного звания. Нетипичен для Кима и фабульный ход: дробная планировка ленты. В предыдущих картинах повествование развивалось как линейная последовательность (с флэшбэками или легким сдвигом реальностей: из быта — в миф), порой оно сплеталось из нескольких ветвящихся историй. Фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» собран по принципу гирлянды, из автономных короткометражек. Фазы человеческой жизни уподоблены временам года. Детство, отрочество, мужской зенит, мудрая зрелость. Предыдущее — корень грядущего. Один сюжет — предпосылка другого. Возникает не просто цикл (мертвая замкнутость круга), а живая спираль, множащая витки.

Ощущение динамики в этот круговорот привносит контрастность свойств двух основных персонажей. Ученик и учитель персонифицируют движение (путь) и гармоничную стабильность. Послушнику суждено шествовать по ступеням взросления, поэтапного становления личности, познания сути вещей и природы живых тварей. Четыре возраста одного человека являют четыре актера (от семи до сорока трех лет). Старый монах уже миновал свой «профанный» маршрут, отринул все соблазны и подвохи. Достиг мира с собой: прозрачности помыслов, осознанности деяний. Степенная невозмутимость наставника — контрапункт к метаниям ученика. И — конечная цель движения.

Примечательно, что исполнитель роли старца отшельника, О Ён Су, уже играл настоятеля буддийского монастыря в фильме «Маленький монах» (2002, режиссер Кюн Чон Чо), откуда, похоже, он и был позаимствован Кимом. Есть вероятность, что некоторые мотивы двух начальных новелл — «Весна» и «Лето» — также были навеяны этой картиной. Герой «Маленького монаха» — сирота. Воспитан в буддийском монастыре, но равнодушен к священным сутрам. Грезит о полноценной семье, о каждодневных ребячьих забавах. Старший товарищ, с которым мальчик делил кров, однажды покидает обитель. Парня увлек в суетный мир зов его созревающей плоти. В финале и сам мальчуган навсегда покидает монашескую стезю. Выходит, что, кроме темных речей и скучных формальностей ритуала, наставнику нечего предложить двум молодым сердцам.

В фильме «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» есть и мотив сиротства, и уход послушника из храма. Но акценты расставлены совершенно иначе. Возмужавший герой возвращается в скит. Срабатывает исходная разница приоритетов. Главная тема корейского мейнстрима — социализация личности (способы приспособить свой нрав к общественным нормативам). Ким Ки Дук с первых лент предпочел иной, чуждый коллегам концепт — самореализацию индивида (прессингу социума вопреки). Реванш изгоя — вот базовый миф режиссера.

Однако при чем здесь, собственно, буддийские практики? Как соотнести логику прежних сюжетов Кима с духовным маршрутом монаха-отшельника? Разгадка — в стыке последних слов. Отшельник порывает не только с властью чувственных соблазнов — с тем распорядком жизни, что отмеряет ему социум. Стоит напомнить, что буддизм не является в Корее господствующей религией. Куда большее влияние на умы соотечественников Кима оказывают конфуцианские идеи (семейственность, почтение к авторитетам, законопослушание), протестантская трудовая этика и самодисциплина. С точки зрения ортодоксального конфуцианца, буддийский монах во все века был тунеядцем, шарлатаном, дезертиром. Приращению общественных благ он предпочел слияние с природой, манипуляции с собственной психикой (индивидуальный «путь спасения»). Позиция буддийского отшельника оказалась созвучной личному выбору Ким Ки Дука. Но все же — не тождественной ему. На вопрос о своей конфессиональной принадлежности режиссер отвечает достаточно ясно: «Я не буддист».

На протяжении всей картины Ким Ки Дук соблюдает «единство места». Сюжет привязан к единому локусу — некоему павильону в центре пруда. Квадратное в плане строение полифункционально: это и храм, и жилая келья. Единственная комната членится на сакральную и спальную половины сиро стоящей дверью. Вход без стены — визуальный парадокс Кима. Рифма к нему — храмовые врата (с фигурами стражей-воинов, грозящих нечисти, на лицевой стороне створок). Они высятся у кромки воды, обозначая границу пространств и реальностей. Ни защитных валов, ни высоких заборов — лишь этот рубежный знак.

Беседки, павильоны, храмовые постройки в странах дальневосточного региона нередко располагаются у воды. Но мне ни разу не приходилось встречать упоминание о строении подобного типа, о доме-платформе в пруду. Обратившись за консультацией к ведущему специалисту по современной корейской культуре Андрею Ланькову, я получил ответ: «Храмов в центре водоема в Корее нет. Фильм снимали на озере Чусанчжи (небольшое и очень старое водохранилище, вырытое в середине XIX века). Декорации строили специально для съемок». Помнится, и понтонные домики для рыбацкого лагеря к фильму «Остров» создавались по собственным эскизам режиссера. Исключительно для киношных нужд.

Похоже, мы в очередной раз имеем дело с авторской символикой Кима. В алтарной части озерного храма находится емкость с водой. В центре полусферы — фигурка восседающего на лотосе Будды. Само собой напрашивается уподобление: чаша — пруд, Будда — сущность сакральной постройки. Водоем, в свою очередь, находится в чашеобразной долине: поросшие лесом горы по окружности обступают его. И отгораживают скит от веяний внешнего мира. Образ озера-пруда — излюбленный мотив буддийской литературы. Гладь воды, зыблемая ветрами, — метафора «замутненного страстями ума». Усмиренные волны, чистое зеркало льда — сознание, свободное от аффектов.

Несомненны также отсылки к традициям пейзажной живописи Кореи и сопредельных стран, не связанных напрямую с аллегориями буддизма. Режиссер подбирал натуру с таким расчетом, чтоб в кадре оказались гористый ландшафт, проточные воды (небольшой водопад, русло ручья с естественными запрудами), силуэты деревьев, дымки, туманы, облака — основные изобразительные мотивы классической дальневосточной картины. Подобный пейзаж не просто фиксирует реальность — являет умному созерцателю важнейшие элементы миро- устройства. Земля, вода, дерево — составляющие натурфилософской пятерицы. Руды (металл) дремлют в недрах гор. Недостает лишь огня (очаг отсутствует в храме). Но однажды вспыхивает и он — погребальным костром наставника. «Сам пейзаж — это картина гор-и-вод, где противоположности нуждаются друг в друге, чтоб обрести законченность», — отмечал авторитетный интерпретатор китайской живописи Дж.Роули. Но взаимодействие пяти элементов и двух присущих им потенций инь и ян не терпит статики. Именно оно стимулирует все динамические процессы. Смену природных сезонов, в том числе.

Соотносить ход человеческой жизни с круговоротом календарных циклов принято и на Западе, и на Востоке. В европейских «временах года» он привязан обычно к агрокультурному циклу. В фильме Ким Ки Дука никто не сеет, не пашет, не собирает урожай. Вызревает не рис, а сознание индивида. Две первые новеллы (мотивы которых пересекаются с темами «Маленького монаха») тяготеют к идиллии. Ким вроде бы следует общепринятому стандарту — показывать невинное детство и отроческие томления через фильтр ностальгии, через розовые очки. Но в каждой из автономных короткометражек режиссер смещает «центр тяжести»: действие завершилось, история продолжается. В общем контексте картины сюжеты ее начальных частей не кажутся уже столь благостными и безмятежными.

Весна — начало года по восточному календарю — жизненный старт, раннее детство. В уединенной долине, вдали от торных дорог живут двое: старый монах и его малолетний воспитанник. Наставник помогает ребенку постигать основы мироустройства. Учит отделять зло от блага, целебные листья — от ядовитой травы. Дитя бездумно мучает зверюшек (цепляет к тушкам невинных тварей весомый камешек-груз). Взрослый, чтоб вразумить его, прикрепляет камень к спине самого шалуна. Малыш впервые осознает, что такое чужие страдания.

Лето — пора отрочества, пробуждение чувственных желаний. В надежде исцелиться от неотвязных хворей в скит приходит молодая паломница. Юный монах, прежде не знавший женщин, сразу влюбляется в нее. Он покидает тихую обитель, следует за избранницей в реальный мир, полный соблазнов и искушений. Наставник остается один.

Старец отшельник показан не просто искусным травником, умелым целителем телесных недугов. Ким заставляет заподозрить в нем чудотворца, скрывающего от посторонних свой магический дар. Монах может нежданно появиться на берегу пруда (единственным челном в этот момент пользуется послушник). Силой мысли движет лодку по глади вод. Способен даже смещать в пространстве ось «привязки» озерного павильона.

Элегический настрой двух первых новелл сменяется трагедийным накалом третьего эпизода. Осень — точка мужского зенита. Тридцатилетний герой возвращается в скит. Из ревности он убил неверную подругу и теперь ищет убежища подальше от людских глаз. Учитель принуждает воспитанника вырезать на половицах текст одной из священных сутр1. Инструментом становится орудие убийства (заточка со следами запекшейся крови). Полицейские, нагрянувшие внезапно, позволяют мужчине завершить этот труд. Помогают даже иллюминировать иероглифы разноцветными минеральными красками. Герой наконец избавляется от аффектов, душевной растравы и смут. Без ропота идет за стражами закона. Наставник, исполнив миссию, добровольно кончает с собой.

Он выводит лодку на середину пруда и поджигает все в ней заготовленное для кострища. Этот акт можно бы назвать самосожжением, если бы за словом не тянулся специфический смысловой шлейф — смерть напоказ, выплеск психического надрыва. То, что случается в кадре, — покойное и здравое деяние, автокремация (прошу прощения за неологизм). Мне не встречались упоминания о подобных обычаях. Известно, что во время войны с американцами вьетнамские монахи сжигали себя, но то был демонстративный выход за рамки традиции. Отчаянный способ протеста, героический жест. Похоже, корейский режиссер срастил для экранных нужд два разнородных буддийских обряда. Усопших монахов действительно принято подвергать кремации. Существуют, однако, подвижники, которые умеют по собственной воле завершать земной век. Ценой жесточайшего поста они умудряются добиться эффекта постепенного истаивания плоти (самомумификации). Идея автокремации монаха навеяна, скорее всего, именно этой практикой. Перед тем как покончить с собой, отшельник совершает ритуал «замыкания отверстий» (органов восприятия). Рот, глаза, ноздри и ушные полости залепляются лоскутами бумаги с иероглифической калиграммой «закрыто». Контакт с дольним миром оборван бесповоротно. Велика вероятность, что исполненный стоицизма обряд — также одна из придумок Кима, визуализация буддийской формулы: «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла».

Парабола действия в последней новелле, описав зигзаг, устремляется к гармонии и покою. Зима — время душевной зрелости. Отбыв наказание в тюрьме, герой поселяется в пустующей обители. Приводит в порядок тело и ум, практикуется в дыхательной гимнастике — искусстве регулировать внутренние энергопотоки (по ксилографу, оставленному учителем). Неизвестная женщина приносит в скит дитя и погибает внезапно, провалившись в открытую полынью. Режиссер не показывает ее лица, голова наглухо замотана шарфом. Когда монах, достав тело из-подо льда, начинает развязывать ткань, Ким Ки Дук сразу же обрывает картинку. Монтажная склейка — древний лик буддийской скульптуры, каменный бюст на синем шарфе. Как трактовать это уподобление? Возможно, это отсылка к образу бодхисатвы Авалокитешвары. В Корее он именуется Кваным (Гуаньинь — в Китае) и почитается в женской ипостаси. Помимо функций милосердного заступника, защитника от бед и напастей, феминизированный бодхисатва выступает в качестве божества-чадоподателя.

Монах берет сироту на свое попечение. И принимает искупительный обет. Привязав к поясу каменный жернов, он совершает восхождение на дальнюю гору, чтоб водрузить на ее вершине фигурку медитирующего божества. Монтажный стык: рыбка, лягушка и змейка (из первой новеллы) тоже тянут свой груз.

Во всех своих прежних работах Ким Ки Дук обращался к визуальным рефренам — некий значимый троп на протяжении всей картины то и дело напоминал о себе. В фильме «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» таковым стал мотив груза-ноши. В «Весне» — камень за спиной малыша. В «Лете» — девушка на закорках у юного монаха. В «Осени» преступник — сам себе груз. Он подвешен наставником под потолок храма и должен терпеть телесную боль, пока пламя свечи не обуглит веревку. Смысл истязаний — освобождение от внутренних бурь посредством перегонки душевных мук в физические страдания. Фильм завершается коротеньким эпилогом. В мир вновь возвратилась весна. Стареющий монах рисует портрет маленького воспитанника. Ребенка играет мальчуган, снимавшийся в первом эпизоде. Наставника — сам Ким Ки Дук. С вершины горы взирает на них фигурка милосердного бодхисатвы2.

Среди рефренных мотивов картины нашлось место и хороводу домашних зверей. В каждой из новелл в отшельничьем скиту появляется новый любимец. Весной — пес, летом — красный петух, осенью — белый кот, зимой — змея. В эпилоге — ручная черепаха. Перечень тварей не укладывается в двенадцатеричный цикл летосчисления: среди календарных животных в дальневосточной традиции ни кота, ни черепахи нет. Корреллирующие пересечения зверьков-эмблем, времен года и возрастных фаз остались темны даже для знатоков корейской культуры, к которым я обратился за консультацией.

Похоже, суть все же не в календарных ребусах. Сменяющие друг друга живые существа — проекции личности изменчивого персонажа. В игривом щенке стоит видеть щенка, в красном петухе — куриного угодника, в невзрачном коте — траченного жизнью котяру. Змей в «Зиме» олицетворяет молчаливую сосредоточенность (герой в этой новелле не произносит ни звука). Черепаха, которая появляется в эпилоге, не просто символ единства мироздания (верхний панцирь соотносится с ян, мужским началом, куполом небес, нижний — с инь, земной твердью, женской энергией), это образ сознания маленького монаха, его первозданной нерасчлененности. Мальцу еще неведомы различия между добром и злом.

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — далеко не первый «буддийский» проект для сопродюсера фильма с немецкой стороны Карла Баумгартнера. Среди недавних — Samsara («Сансара», 2001) индийца Пана Налина (о ламаистском монахе, покинувшем обитель, но так и не сумевшем прижиться в миру). Западный зритель, падкий до «таинств азиатской души», скорее всего, воспримет фильм Кима, как «дзенское кино», что верно только отчасти: сон (местная ветвь секты чань-дзен) действительно является ведущим направлением современного корейского буддизма. Но Ким Ки Дук не делает акцент на том, к какой из школ принадлежат его персонажи. Задача снять «пособие по сон-буддизму для начинающих» едва ли смогла бы увлечь его. Режиссер стилизует, а порой симулирует религиозную обрядность. Преображает священные практики для собственных авторских нужд.

Нелишне присмотреться к сходству историй, рассказанных в новелле «Осень» и в фильме «Остров», который некогда прославил Ким Ки Дука. Герой, убивший из ревности свою возлюбленную, ищет убежища вне городского пространства, среди природных стихий (гор и водных гладей). Но в «Острове» перемена мест не спасает мужчину от бурления энтропийных страстей, от аффективных эмоций. Герою «Осени» автор предоставляет шанс утихомирить душевные бури. Фабула этой новеллы, ставшей кульминацией всей картины, — инвариант коллизий более раннего фильма. Тени знаковых персонажей Кима — преступника и шлюхи (отсутствуют в кадре, но направляют сюжет) — различимы и в «Осени». Режиссер, однако, меняет излюбленный угол зрения — преходящее он поверяет вневременым, проблемы, что порождает социум, погружает в натурфилософский контекст. Ким Ки Дук набросал для себя прикидочный план «топографии» мироздания. Показав, что «фирменная» проблематика его лент — область значимая, но все же локальная. Фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» искушает растравой утопии. Ясно, что вовлеченность в природный круговорот недостижима в суетной городской круговерти. Что опыт отшельника непостижим как для адептов чинных стандартов и норм, так и для пленников личных амбиций. Но недоступное манит.

Впервые за годы работы в кино Ким Ки Дук сам появляется в кадре. В последней новелле и в эпилоге картины он играет зрелого, умудренного жизнью монаха. Дебютант не стремился демонстрировать тонкости лицедейского мастерства, роль его — честный и по-своему убедительный труд экранного натурщика. Ким акцентирует собственное присутствие в картине, авторизирует сюжет, делая это дважды. Известно, что тех персонажей, с которыми Ким Ки Дук теснее всего ассоциировал себя, он наделял художественными способностями. Так было во всех его прежних работах. Монах-отшельник в «Зиме» ваяет Будду из глыбы льда. В эпилоге уверенной рукой создает портретную зарисовку. Утверждается параллель: отшельник — тот же художник. Ключевое уподобление Кима: путь подвижника сродни пути творца.

1 В диалоге упомянут вполне конкретный буддийский текст. «Праджня-парамита сутра» — своеобразный гид в движении к нирване. Термин «праджня» обозначает «премудрость, переводящую на другой берег существования». Предполагает обретение верного видения (адекватного восприятия реальности) и решимости следовать по пути Будды. Но Ким демонстрирует явное небрежение к тонкостям толкований эзотерики сутр. Ряды иероглифов для него — цепочки магических знаков, череда заклинаний, прочищающих ум. Режиссер следует представлениям профанного буддизма, с его простодушной верой в амулеты, благодетельных истуканчиков и прочие рукотворные «чудеса».

2 Бодхисатвы — в мифологии буддизма категория существ, достигших святости и высшего совершенства. Имеют право на обретение нирваны, но из сострадания к участи мириад горемычных тварей отказываются от единоличного спасения. В простонародной версии религии — благодетельные языческие божества. Фигурка медитирующего бодхисатвы, которую отшельник устанавливает на вершине горы, поддается более точной идентификации. Иконографическая модель — корона, венчающая чело, стилизованный трон, имитирующий горную вершину, ладонь, подпирающая подбородок, — характерна для изображений Майтейи (по-корейски — Мирык). Ассоциируется с будущим, с благими переменами, почитается как гарант грядущего миропорядка.




Времена года — это… Что такое Времена года?

весна, лето, осень и зима (см. эти слова). В астрономическом смысле год делится на два полугодия: весна и лето составляют одно, осень и зима — другое; в течение первого, в средних широтах, дни длиннее ночей, в течение второго, наоборот, ночи длиннее дней. Весной и зимой продолжительность дня постоянно растет: весной — начиная со дня равного ночи до самого длинного дня в году, зимой — начиная с самого короткого дня в году до дня равного ночи. Летом и осенью продолжительность дня постоянно убывает, летом — начиная с самого длинного дня до дня равного ночи, а осенью — начиная с последнего до самого короткого дня в году. На экваторе день всегда равен ночи, на полюсах в течение одного полугодия (весна и лето) постоянно день, в течение другого (осень и зима) постоянно ночь. Вследствие неравномерности движения Земли около Солнца продолжительность различных времен года не одинакова; так, в нашем полушарии, принимая год равным 365 дней 6 часов, весна продолжается приблизительно 92 дня 21 час, лето — 93 дня 14 часов, осень — 89 дней 18 часов и зима — 89 дней 1 час. Начала времен года не приходятся ежегодно на один и тот же день и час, что зависит от неравномерности движения Земли около Солнца и от перемещения линии пересечения плоскостей эклиптики и экватора (см. Прецессия).

А. Ж.

Времена года (метеор.). — В метеорологии, в отличие от астрономии, называют в северном полушарии: зимой — месяцы декабрь, январь и февраль; весной — март, апрель и май; летом — июнь, июль и август; осенью — сентябрь, октябрь и ноябрь. В южном полушарии обратно, т. е. лето — декабрь, январь и февраль и т. д. Впрочем, в метеорологии придается все меньше и меньше значения временам года, а больше месяцам и более коротким периодам. Иногда также называют летом время, когда средняя температура выше какого-нибудь предела, например 20° Ц.; зимой — когда она ниже, например, 0° Ц., т. е. время морозов и т. д.; но эти названия не могут считаться удачными, ввиду общеупотребительного значения слов зима, весна и т. д. В обыденной жизни в странах, где принят новый стиль, В. года те же, что приняты в метеорологии, а в России и странах, где принят юлианский календарь, весной называют март, апрель и май старого стиля и т. д.

А. В.

Все отзывы о фильме Весна, лето, осень, зима… и снова весна

— Разве не ты привязал камень к рыбе?
— Я, учитель.
— Разве не ты привязал камень к лягушке?
— Я, учитель.
— Разве не ты привязал камень к змее?
— Я, учитель.
— Иди и освободи всех животных. И если кто-то из них умрет, то ты будешь носить камень на сердце всю свою жизнь…

Главному герою этого фильма предстоит пройти множество испытаний, чтобы снять с своей души каменный груз ошибок и обрести себя самого.
«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — фильм-новелла южнокорейского режиссера Ким Ки-Дука, знакомого российскому зрителю по вышедшей недавно в прокат киноленте «Мечта», а также фильмам «Вздох», «Остров», «Натянутая тетива», «Пустой дом» и др.

Ким Ки-Дук является мастером воплощения на экране экзистенциальных сюжетов, увлекаю­щих зрителя в бесконечную игру мысли и чувственного воображения, где время извечно течет по-особенному, а развязка всегда непредсказуема, и порой, неимоверно жестока («Остров», «Мечта»).

Фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003) — философская притча о колесе времени, совершающем свое последовательное движение в бесконечность. Это колесо не остановишь и не повернешь вспять, но каждый раз, с началом нового цикла вращения, жизнь на земле обновляется и у всего живого появляется очередной шанс на новое перерождение.

Именно это и происходит с главными героями фильма — монахом-отшельником и его воспи­танником. И если старый монах уже раскрыл для себя секрет движения колеса времени, то мальчику еще предстоит долгий путь, длиною в целую жизнь, для того, чтобы разобраться в себе и постичь смысл своего существования.

Четыре времени года, как четыре жизненных цикла, связанных с основными этапами духов­ного формирования человеческой личности. Детство главного героя проходит весной. Лето он проживет юным и бесконечно влюблен­ным. Осень подведет итог молодости, подарит духовный урожай посеянных летом мыс­лей и подготовит к переходному периоду позднеосенней зрелости. После чего наступит зима мудрости и осознание главным героем своего истинного предназначения. Теперь уже он сам монах-отшельник, который воспитывает доверенного ему судьбой ребенка. Круг замкнулся и…снова приходит весна.

С особой тщательностью режиссер выстраивает хронологию происходящих событий, уделяя пристальное внимание мелким деталям и формируя в сознании зрителя безусловное понимание природы причинно-следственных связей. Неосторожный поступок, совершенный героем в детстве и ставший причиной гибели двух животных, предопределит его будущие жизненные испытания. Взаимосвязь жизни и смерти, понимание глубинной сути этих двух важных составляющих мироздания станут для героя главными вопросами, на которые он будет искать ответа всю свою жизнь.

«Разве ты не знал, что мир людей жесток? — спросит его Учитель. Это произойдет осенью, когда повзрослевший юноша вернется назад к престарелому монаху, чтобы залечить кровоточащие раны, оставленные на его сердце беспощадными уроками жизни. Колесо времени повернется в очередной раз, после чего, Ученик вновь покинет Учителя для завершения следующего жизненного цикла (ему придется провести несколько лет в заключении за совершенное убийство). А старый монах, выполнив предначертанное, закончит свой земной путь. Сцена самосожжения Учителя — одна из самых запоминающихся в фильме, поражающая своей знаковой глубиной и силой эмоционального воздействия.

Зима возвратит повзрослевшего героя в заброшенную пагоду и поставит точку в его диалоге с прошлым. Вопрос жизни и смерти будет решен окончательно в пользу жизни, символом которой станет маленький ребенок-подкидыш, оставленный герою неизвестной женщиной «без лица». Она появится здесь лишь для того, чтобы принести своего ребенка в пагоду. Её роль функциональна, а потому обезличена (голова и лицо женщины полностью покрыты плотным платком). Она оставит ребенка и, закончив свою миссию, исчезнет из мира живых — неосторожно подскользнувшись, утонет в проруби.

Смерть — это всегда начало для новой жизни.

Колесо времени завершит свой очередной цикл вращения, новый Учитель будет воспитывать нового Ученика и…снова начнется весна.

Фильм завораживает с первых минут просмотра. Потрясающие натурные съемки позволяют насладиться безупречной красотой живой природы и ощутить совершенную гармонию окру­жающего мира. Здесь всё пронизано бесконечной любовью живого к живому — задумчивые столетние дере­вья, омывающие свои застывшие колени в водах горной реки, игривые рыбы, плещущиеся в тихом речном омуте, крадущаяся между камней змея и проворная лягушка, прячущаяся в сырой тени прибрежной скалы. И пагода, с невозмутимым спокойствием дрейфующая в русле реки, как символ вечной и неразрывной связи двух миров — материального и духовного.
Каждый кадр — идеальная живая картина, словно нарисованная от руки, и достойная того, чтобы разместиться в лучших галереях мира.

Четыре времени года поочередно сменят друг друга и четыре раза распахнутся ворота, чтобы возвестить о начале нового периода жизни главных героев. Летнего утреннего петуха сменит хитрый осенний кот, после чего, «мудрой» зимой в пагоде поселится змея.

Фильм пронизан успокаивающей тишиной — герои едва ли скажут за все время более двух десятков слов. Нет ни имен, ни названий. Только покой, умиротворение и живые наглядные иллюстрации, постепенно затягивающие зрителя в особенную временную параллель, наполненную дыханием самой вечности…

P.S.
2003 — Приз зрительских симпатий на Международном Кинофестивале в Сан-Себастьяне (Испания).
2003 — 4 приза Международного Кинофестиваля в Локарно (Швейцария).
2005 — Приз Аргентинской Ассоциации кинокритиков за лучший иностранный фильм.

Отзыв zzzloba о фильме «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — Мувилиб

Вопрос на миллион от Ким Ки Дука:

— Учитель, у меня камень на спине. Сними его!
— Не ты ли привязал камень к лягушке, рыбе и змее?
A: Я, учитель…
B: Мне было интересно, что произойдет
С: Ну привязал и привязал, что ты напустился-то
D: Неа, не я. Он побежал в ту сторону
E: Папаша, камень сними!

К сожалению, из всего разнообразия вариантов Ким Ки Дук предлагает нам только первый. И это уже несколько ограничивает взгляд на мир, поворачивая события исключительно нужной для автора стороной. Те варианты, которые выбирают герои, выглядят далеко не обязательными, зачастую притянутыми за уши. Многие в детстве играют с животными в небезобидные игры, но это не значит, что они потом вырастают грешниками и убийцами. Однако, можно сделать вид, что перед нами притча, а значит все дозволено.

Фильм вызывает очень противоречивые ощущения. С одной стороны, в нем очень много созерцательного: течение ручья, шелест листьев, облака, деревья, камни, храм среди воды. Природа живет своей жизнью, несмотря на все страсти человеческие. Все то, что сделано человеческой рукой — лодка, дом, ворота — подчиняется его воле. Но стихия остается неподвластна и упрямо движется по своему бесконечному циклу. Притчеобразность, чувство единения с природой, духовное очищение, классический киноязык — все это выделяет фильм из общей массы.

Но с другой стороны, очень непросто отделаться от ощущения, что вся эта поэтичность и задумчивость совсем не бескорыстна. Фильм Ким Ки Дука явно рассчитан на западного зрителя, привыкшего видеть в простых буддийских истинах невероятные глубины бытия. И казалось бы, на первый взгляд абсолютно незрительское кино добилось огромного успеха именно у зрителей. Что весьма удивительно, ведь ничего принципиально нового в нем нет, а конфликт между страстями и смирением не является таким уж откровением.

Первое, что мы наблюдаем — святой детский мир, в котором нет дефиниций и страха непонимания, в котором нет разделения на хорошое и плохое, а человек играется с миром. Но злой учитель за эти игры шлепает по попе, потому что в таком прекрасном уединенном месте даже детские игры являются непростительным надругательством над природой и нарушением некоего мирового цикла. В этот момент ребенок осознает одну из главных мудростей фильма: ко всему, к чему мы прикасаемся в течение жизни, мы привязываем камни; но если оно гибнет, то эти камни нам придется нести самим до самого конца. Неслабо так пацану по голове заехали.

Дальше — больше. Пацан взрослеет и вдруг в их уютном храме посреди воды появляется девушка. Она больна, мудрый учитель предлагает ей покой и время в качестве универсального лекарства. Но пацан, забывший все наставления как только впервые увидел девушку, предлагает лекарство более действенное. Вовсе не любовь, как может показаться, а банальный секс, животное стремление обладать. И с этих грубых страстей начинается долгое падение греховодника, которое в конечном итоге сомнительными тропами приводит к убийству. Через обряд очищения (который приходится пройти не только главному виновнику, но и его орудию убийства, и даже попавшемуся под руку коту, хвост которого используют в качестве кисти), через таскание камней и расплату тюрьмой, он возвращается к гармонии с природой, становится ее частью, и усмирив желания, подчиняется ее неспешному цикличному течению.

Не обсуждая идею цикличности (у каждого свой взгляд на мир и этот тоже имеет право на существование), все же хочется отметить, что логика фильма далека от идеала. Получается, что путь к мудрости и гармонии с миром заключается не в уединении и занятиях своим телом, а как раз в переживании, в опыте, в тех же страстях, за которые потом приходится расплачиваться. Отказавшись от мира, отрешившись от людей, учитель и ученик проживают абсолютно пустую бессмысленную жизнь, ничем не отличающуюся от жизни камня на берегу. И хотя единение с природой и избавление от желаний дают ощущение бессмертия, но не дают ощущения жизни. А значит и вся идея с храмом на воде выглядит довольно неубедительно. По-моему, далеко не самый лучший образец подачи восточной философии.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна

Художественный фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Режиссер: Ким Ки Дук

Производство: Южная Корея, 103 мин.

В ролях: О Ён Су, Ким Ки Дук, Ким Ён Мин, Со Чжэ Кён, Ё-чжин Ха, Йонг-хо Ким, Чунь-ень Ким, Чи Дэ Хан, Мин Чои, Пак Чи А.

– Разве не ты привязал камень к рыбе?
– Я, учитель.
– Разве не ты привязал камень к лягушке?
– Я, учитель.
– Разве не ты привязал камень к змее?
– Я, учитель.
– Иди и освободи всех животных. И если кто-то из них умрет, то ты будешь носить камень на сердце всю свою жизнь…

Главному герою этого фильма предстоит пройти множество испытаний, чтобы снять со своей души каменный груз ошибок и обрести себя самого.

Фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» – философская притча о колесе времени, совершающем свое последовательное движение в бесконечность. Это колесо не остановишь и не повернешь вспять, но каждый раз с началом нового цикла вращения жизнь на земле обновляется, и у всего живого появляется очередной шанс на новое перерождение.

Именно это и происходит с героями фильма — монахом-отшельником и его воспитанником. И если старый монах уже раскрыл для себя секрет движения колеса времени, то мальчику еще предстоит долгий путь длиною в целую жизнь, для того чтобы разобраться в себе и постичь смысл своего существования.

Четыре времени года, как четыре жизненных цикла, связанных с основными этапами духовного формирования человеческой личности. Детство главного героя проходит весной. Лето он проживет юным и бесконечно влюбленным. Осень подведет итог молодости, подарит духовный урожай посеянных летом мыслей и подготовит к переходному периоду зрелости. После чего наступит зима мудрости и осознание главным героем своего истинного предназначения. Теперь уже он сам монах-отшельник, который воспитывает доверенного ему судьбой ребенка. Круг замкнулся.

Фильм пронизан успокаивающей тишиной — герои едва ли скажут за все время более двух десятков слов. Нет ни имен, ни названий. Только покой, умиротворение и живые наглядные иллюстрации, постепенно затягивающие зрителя в особенную временную параллель, наполненную дыханием самой вечности…

Кудрявцев С. (из книги «3500 кинорецензий»):

«…девятая по счёту картина 42-летнего режиссёра, оказавшись своего рода кинематографическим аналогом буддистской молитвы, полной самоотречения и усмирения греховных помыслов, окончательного прорыва к вечному умиротворению…Подобно тому, как герой Ким Ки Дука, испытав юношеское томление плоти, дикую мужскую ревность, смертный грех человекоубийства и общественное наказание за это в виде тюремного заключения, всё равно должен совершить мучительное восхождение на самую высокую сопку с привязанным камнем и со статуей Будды в руках, так и сам режиссёр проделал семилетний путь в кино, придя к простоте, красоте и покою».

Награды и номинации:

  • 2003 — приз зрительских симпатий Международного Кинофестиваля в Сан-Себастьяне;
  • 2003 — номинация на премию «European Film Awards» в категории «Международный экран»;
  • 2003 — пять наград кинофестиваля в Локарно;
  • 2004 — Гран-при II Международного кинофестиваля стран АТР Pacific Meridian за лучший полнометражный фильм;
  • 2006 — номинация на премию «Бодил» за лучший неамериканский фильм.

Что вызывает сезоны?

Времена года возникают из-за того, что ось Земли наклонена под углом примерно 23,4 градуса, и разные части Земли получают больше солнечной энергии, чем другие.

Орбита Земли вокруг Солнца имеет эллиптическую форму.

Из-за наклона оси Земли (наклон) наша планета вращается вокруг Солнца под наклоном, что означает, что разные области Земли указывают на Солнце или от него в разное время года.

Астрономические термины и определения

В период июньского солнцестояния Северный полюс наклонен к Солнцу, и северное полушарие получает больше прямых солнечных лучей.Вот почему июнь, июль и август — летние месяцы в Северном полушарии.

Что такое равноденствия и солнцестояния?

Противоположные времена года

В то же время южное полушарие направлено от Солнца, создавая зиму в июне, июле и августе. Лето в Южном полушарии приходится на декабрь, январь и февраль, когда Южный полюс наклонен к Солнцу, а Северное полушарие наклонено в сторону.

Метеорологические и астрономические сезоны

Ось наклоняется одинаково

Ось Земли — это воображаемая красная линия.

timeanddate.com

Направление наклона Земли почти не меняется — два полушария указывают на одно и то же положение в космосе в течение всего года. Что действительно меняется, когда Земля вращается вокруг Солнца, так это положение полушарий по отношению к Солнцу: северное полушарие направлено к Солнцу в течение северного лета и от Солнца в течение северной зимы.

Солнце: наша домашняя звезда

Эллиптический путь вокруг Солнца

Путь Земли вокруг Солнца не круговой, и Солнце не находится в центре этого пути.Вместо этого орбита Земли имеет эллиптическую форму, и Солнце ближе к одному концу орбитального пути, чем к другому. Это означает, что расстояние от Земли до Солнца меняется в течение года.

Расстояние не вызывает сезонов

Весна, лето, осень и зима.

© iStockphoto.com / Smitt

Распространено заблуждение, что времена года возникают из-за эллиптической орбиты Земли вокруг Солнца, когда зима наступает, когда Земля находится дальше всего от Солнца, а летом — когда она ближе всего к нему.

Однако расстояние нашей планеты от Солнца мало влияет на наступление времен года. Фактически, Земля находится ближе всего к Солнцу или в его перигелии в период зимнего солнцестояния в северном полушарии, а дальше всего от Солнца или в его афелии во время летнего солнцестояния на севере.

Земля: живая планета

Маленькая разница

Хотя изменение расстояния Земли от Солнца не очень велико, наша планета получает больше солнечной энергии, когда она находится ближе всего к Солнцу летом в Южном полушарии.Однако, поскольку к югу от экватора относительно немного суши, а океанам требуется больше времени, чтобы нагреться, разница температур между северным и южным летом очень мала.

Темы: Астрономия, Солнце, Земля, Времена года, Равноденствие, Солнцестояние

Зимнее солнцестояние — Когда наступит зима 2021 года?

Первый день зимы в Северном полушарии приходится на декабрь; к югу от экватора, это июнь. Узнай, когда именно начнется следующий зимний сезон.

В умеренном и полярном поясе зима — это холодное время года.

© iStockphoto.com / standret

Даты зимы 2021 года

Согласно астрономическому определению , зима начинается с даты зимнего солнцестояния года . В Северном полушарии это декабрьское солнцестояние; к югу от экватора это июньское солнцестояние.

Что такое солнцестояние?

Зимнее солнцестояние, Северное полушарие (декабрь)

Северная Америка, Европа, большая часть Азии, Северная Африка

В Рязани, Рязань, Россия: Вторник, 21 декабря 2021 года, 18:59 MSK (Изменить местоположение)
Это соответствует вторнику, 21 декабря 2021 г., 15:59 UTC.

Зимнее солнцестояние, южное полушарие (июнь)

Австралия, Новая Зеландия, Южная Америка, юг Африки

В Рязани, Рязань, Россия: Вторник, 21 июня 2022 года, 12:13 MSK (Изменить местоположение)
Это соответствует по вторник, 21 июня 2022 г., 09:13 UTC.

Солнцестояния и равноденствия в вашем городе

Альтернативные даты начала зимы

Метеорологи используют другой метод определения первого дня зимы. А в некоторых странах начало сезонов определяется средними температурами , а не фиксированными датами или астрономическими событиями.

Метеорологические и другие определения сезонов

Дни становятся длиннее зимой

Астрономическая зима начинается с зимнего солнцестояния, которое является самым коротким днем ​​в году. Это означает, что дни зимой становятся длиннее — сначала очень медленно, но с увеличивающимися дневными интервалами по мере приближения мартовского равноденствия, знаменующего начало весны.

В местах ближе к полюсам наблюдаются большие различия в продолжительности дня в течение года, поэтому зимние дни там короче .В Торонто самый короткий день длится чуть менее 8 часов 56 минут; в Майами, примерно на 2000 километров или 1200 миль южнее, он длится около 10 часов 32 минуты.

Места в пределах полярных кругов переживают полярную ночь в течение всего или части зимнего сезона, когда Солнце вообще не восходит .

Самый ранний закат — не самый короткий день

Ориентация Земли на декабрьское солнцестояние

© timeanddate.com

Более длинные дни, но падающая температура

Хотя световой день увеличивается в зимние месяцы, температура продолжает падать в большинстве регионов .Это связано с тем, что Земле требуется время, чтобы нагреться, эффект, известный как сезонное отставание .

Зимние традиции и фольклор

Начало зимы и зимнее солнцестояние отмечаются в культурах и религиях по всему миру с помощью различных традиций, праздников и фестивалей .

Зимние праздники: Рождество, Юул и Сатурналии

Зимние месяцы

В Северном полушарии астрономическая и метеорологическая зима длится с декабря по март.К югу от экватора он начинается в июне и заканчивается в сентябре. Подробнее об истории и значении зимних месяцев:

Северные зимние месяцы

Декабрь | Январь | Февраль | Март

Южные зимние месяцы

Июнь | Июль | Август |

сентября

Сколько длится зима?

Земля не движется с постоянной скоростью по своей эллиптической орбите, поэтому времена года не имеют одинаковой продолжительности. В среднем зима длится 89.0 дней в Северном полушарии и 93,6 дня в Южном полушарии.

Темы: Астрономия, Времена года, декабрь, июнь, Солнце, Солнцестояние

сезон | Национальное географическое общество

Сезон — это период года, который отличается особыми климатическими условиями. Четыре сезона — весна, лето, осень и зима — регулярно сменяют друг друга. У каждого свой собственный свет, температура и погодные условия, которые повторяются ежегодно.

В Северном полушарии зима обычно начинается 21 или 22 декабря.Это зимнее солнцестояние, день в году с самым коротким периодом светового дня. Лето начинается 20 или 21 июня, во время летнего солнцестояния, когда световой день является самым ярким из всех дней в году. Весна и осень, или осень, начинаются с равноденствий, дней, когда дневной свет и темнота равны. Весеннее равноденствие приходится на 20 или 21 марта, а осеннее равноденствие — на 22 или 23 сентября.

Сезоны в северном полушарии противоположны сезонам в южном полушарии.Это означает, что в Аргентине и Австралии зима начинается в июне. Зимнее солнцестояние в Южном полушарии приходится на 20 или 21 июня, а летнее солнцестояние, самый длинный день в году, — 21 или 22 декабря.

Времена года возникают из-за того, что Земля наклонена вокруг своей оси относительно плоскости орбиты, невидимого плоского диска, по которому большинство объектов Солнечной системы вращается вокруг Солнца. Ось Земли — это невидимая линия, проходящая через ее центр от полюса к полюсу. Земля вращается вокруг своей оси.

В июне, когда северное полушарие наклонено к солнцу, солнечные лучи падают на него большую часть дня, чем зимой. Это означает, что он получает больше часов дневного света. В декабре, когда северное полушарие отклонено от солнца, с меньшим количеством часов дневного света.

Времена года имеют огромное влияние на растительность и рост растений. Зимой обычно бывает холодная погода, мало дневного света и ограниченный рост растений. Весной растения дают ростки, распускаются листья деревьев и распускаются цветы.Лето — самое теплое время года и наиболее светлое время года, поэтому растения быстро растут. Осенью температура падает, и многие деревья теряют листву.

Четырехсезонный год характерен только для средних широт. Средние широты — это места, которые не находятся ни у полюсов, ни у экватора. Чем дальше на север, тем больше разница в сезонах. В середине июня в Хельсинки, Финляндия, световой день составляет 18,5 часов. Однако в середине декабря светло менее 6 часов.Афины, Греция, на юге Европы, имеют меньшую вариацию. В июне световой день здесь составляет 14,5 часов, а в декабре — 9,5 часов.

В местах около экватора сезонные колебания незначительны. В течение года у них примерно одинаковое количество дневного света и темноты. В этих местах тепло круглый год. В регионах около экватора обычно чередуются дождливые и засушливые сезоны.

В полярных регионах наблюдаются сезонные колебания, хотя, как правило, они холоднее, чем в других местах на Земле.Вблизи полюсов количество дневного света резко меняется между летом и зимой. В Барроу на Аляске, самом северном городе США, с середины мая до начала августа светит весь день. С середины ноября по январь город находится в полной темноте.

Четыре сезона | Какие причины сезонов?

Прохождение года может привести к заметным изменениям погоды и окружающей среды. Четыре сезона — зима, весна, лето и осень — могут значительно различаться по характеристикам и могут вызывать изменения в окружающем их мире.Давайте рассмотрим эти четыре отдельных периода.

Годовой цикл

Атрибуты сезонов могут варьироваться в зависимости от местоположения, но все еще существуют общие определения, которые пересекают большинство границ.

Весной семена укореняются, и начинается рост растений. Погода более теплая и часто более влажная. Животные просыпаются или возвращаются из более теплого климата, часто с новорожденными. По данным Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA), тающий снег в прошлом сезоне, наряду с увеличением количества осадков, может вызвать наводнение вдоль водных путей.

Летом температуры могут повышаться до самых высоких в году. Если они поднимутся слишком высоко, волны тепла или засухи могут вызвать проблемы для людей, животных и растений. Например, по данным Британской энциклопедии, летом 2003 года высокие температуры унесли более 30 000 жизней. В некоторых районах также может увеличиться количество осадков. Другие могут получать меньше воды, и лесные пожары могут участиться.

Осенью, или осенью, температура снова понижается. Растения могут начать переходить в состояние покоя.Животные могут подготовиться к приближающимся холодам, накапливать еду или отправиться в более теплые регионы. Различные культуры отмечают обильные урожаи ежегодными фестивалями. День благодарения — хороший пример. «День благодарения в Соединенных Штатах — это историческое событие, но оно имеет духовное измерение, тесно связанное с возвращением на родину и восхвалением того, что было даровано нам», — сказала Live Science Кристина Де Росси, антрополог из Барнет-энд-Саутгейт-колледжа в Лондоне.

Зима часто простужает. В некоторых областях может быть снег или лед, а в других — только холодный дождь. Животные находят способы согреться и, возможно, изменили свой внешний вид, чтобы адаптироваться. «Подобно осенней теме, зимние фестивали празднуют возвращение света во время глубочайшей физической тьмы», — сказал Де Росси. Например, индийский фестиваль Дивали, который проходит с октября по ноябрь, празднует торжество праведности и света над тьмой.

Местоположение, местоположение, местоположение

Время и характеристики сезонов зависят от местоположения на Земле. В регионах около экватора в течение всего года наблюдаются довольно постоянные температуры, при этом мягкая зима едва различима от теплого лета. Это связано с тем, что он получает довольно постоянный свет от солнца из-за его положения на внешней кривой Земли, согласно программе измерения атмосферной радиации (ARM).

Для областей к северу и югу времена года могут меняться более значительно.Люди, расположенные ближе к полюсам, могут испытывать более ледяные и холодные зимы, а те, кто ближе к экватору, могут страдать более жарким летом. Другие факторы также могут влиять на погоду и температуру в разные сезоны; в некоторых районах засушливое лето связано с резкими скачками температуры, в то время как другие называют лето «сезоном дождей». По данным Британской радиовещательной компании (BBC), сезон дождей — это когда среднее количество осадков на территории составляет 2,4 дюйма (60 миллиметров) или более. В горных регионах может наблюдаться больше снегопадов, чем на равнинах на той же широте, в то время как в собственности на берегу океана может наблюдаться увеличение количества сильных тропических штормов по мере изменения погоды.

Время года в регионе зависит от того, находится он в северном или южном полушарии. Южное полушарие переживает зиму, в то время как его северные соседи отмечают лето; север видит медленное цветение весны, а юг приносит осенний урожай.

Земля и Солнце

Цикл времен года вызван наклоном Земли к Солнцу. Планета вращается вокруг (невидимой) оси. В разное время года северная или южная ось находится ближе к солнцу.По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), в это время полушарие, наклоненное к звезде, переживает лето, а полушарие, наклоненное от Солнца, — зиму.

В других точках годового путешествия Земли ось не наклонена к Солнцу или от него. В это время года полушария испытывают весну и осень.

Астрономическое определение времен года относится к определенным точкам в движении Земли вокруг Солнца.Летнее и зимнее солнцестояние, самый длинный и самый короткий день в году, случается, когда ось Земли находится либо ближе всего, либо дальше всего от Солнца. По данным NOAA, летнее солнцестояние в северном полушарии происходит примерно 21 июня, в тот же день, что и зимнее солнцестояние в южном полушарии. Летнее солнцестояние на юге приходится на 21 декабря, зимнее солнцестояние на севере. В обоих полушариях летнее солнцестояние отмечает первый день астрономического лета, а зимнее солнцестояние считается первым днем ​​астрономической зимы.

Равноденствия — еще один важный день во время путешествия Земли вокруг Солнца. В эти дни ось планеты направлена ​​параллельно Солнцу, а не к нему или от него. День и ночь во время равноденствий должны быть примерно равны. Весеннее, или весеннее равноденствие в северном полушарии происходит примерно 20 марта, в тот же день, что и осеннее равноденствие на юге. Весеннее равноденствие в южном полушарии происходит примерно 20 сентября, когда люди на севере празднуют осеннее равноденствие.Весеннее равноденствие знаменует собой первый день астрономической весны для полушария, а осеннее равноденствие знаменует собой первый день осени. [Инфографика: объяснения земных солнцестояний и равноденствий]

Но изменения погоды часто предшествуют этим важным моментам. Метеорологические сезоны сосредоточены на этих изменениях, подгоняя сезоны к трем месяцам, которые лучше всего открывают их. С декабря по февраль отмечается метеорологическая зима в северном полушарии и метеорологическое лето в южном полушарии.Март, апрель и май считаются весной или осенью, в зависимости от местоположения, а с июня по август — летние месяцы для севера и зимы для юга. По данным NOAA, сентябрь, октябрь и ноябрь завершают цикл, открывая осень в северных регионах и весну в южных.

Сезоны могут внести в год большое разнообразие для тех мест, где они видны в полной мере. Погода в каждом из них может позволить людям заниматься тем, чем они не могут заниматься в других, — кататься на лыжах зимой, плавать летом.Каждый сезон несет с собой свои потенциальные опасности, но также и свой особый бренд красоты.

Дополнительный отчет Алины Брэдфорд, автора Live Science.

Дополнительные ресурсы

Когда официально начинаются четыре сезона?

Нет официальных определений продолжительности весны, лета, осени и зимы

Некоторые метеорологи принимают соглашение с целью представления статистики о группировке двенадцати месяцев в году на четыре трехмесячных сезона, например, март, апрель и май считаются весной.

Астрономические события, тесно связанные с четырьмя временами года, — это равноденствия и солнцестояния, которые использовались для астрономического определения времен года.

Равноденствия происходят в марте и сентябре, когда Солнце наклонено к оси вращения Земли, так что (без учета эффекта атмосферной рефракции) повсюду на Земле двенадцать часов дневного света и двенадцать часов темноты.

Солнцестояния происходят в июне и декабре, когда ось Земли находится под крайним наклоном по направлению к Солнцу и от него, поэтому в полдень оно оказывается самым высоким в одном полушарии и самым низким в другом, что дает самые длинные и самые короткие дни. соответственно.

Эти четыре события повторяются каждый тропический год (365 дней, 5 часов, 49 минут), поэтому они становятся позже примерно на шесть часов или (если был промежуточный високосный день) раньше примерно на 18 часов, с одного года до следующий.

Они не расположены одинаково в году, потому что орбита Земли вокруг Солнца эллиптическая, а не круговая. Их расписание можно узнать на различных веб-сайтах.

На 2021 год их:

Дата

В Великобритании

20 марта в 09:37 UTC

Весеннее равноденствие

21 июня, 04:32 BST

Летнее солнцестояние

22 сентября, 20:21 BST

Осеннее равноденствие

, 21 декабря, 15:59 UTC

Зимнее солнцестояние

Существует множество источников, таких как дневники, в которых эти даты используются так, как если бы они были границами времен года.Например, «21 июня начинается лето», но это приводит к путанице, когда во многих европейских странах 24 июня отмечается как день середины лета.

Для получения информации о прошлых и будущих солистиях и равноденствиях посетите эту внешнюю веб-страницу.

Возможно вам понравится

Мониторинг окружающей среды

Наблюдение Земли, климат и оптика

Температура и влажность

Время и частота

Весна, лето, осень и зима — почему у нас есть времена года?

Лишь в нескольких частях света классические четыре сезона — весна, лето, осень и зима.Во многих частях света есть только два или даже один. Так что же происходит?

Каждый день Земля один раз вращается вокруг своей оси.

Но наша планета не совсем прямая, когда вращается. Благодаря нескольким столкновениям при ее формировании, Земля наклонена на угол в 23,5 градуса .

Это означает, что, когда Земля совершает ежегодный оборот вокруг Солнца, различные области планеты обращены к Солнцу более прямо в дневное время в разное время года.

Наклон также влияет на дневное количество света — без него на всей планете были бы 12-часовые дни и ночи каждый день в году.

Лето и зима

В Австралии лето бывает в конце года, когда южное полушарие наклонено к Солнцу.

Летом дни длиннее, потому что больше часов проводится лицом к Солнцу. И они более горячие, потому что мы смотрим на Солнце более прямо — поэтому на нас падает больше солнечных лучей, чем если бы мы были под углом.

Летнее солнцестояние в Австралии — около 22 декабря — это самый длинный день в году. В этот день Солнце находится в небе как можно дальше на юг — оно проходит прямо над тропиком Козерога, примерно над Рокгемптоном.

Времена года зависят от наклона Земли. (ABC: Julie Ramsden)

Но пока мы заняты планированием рождественских барбекю, северное полушарие отклонено от Солнца. Это означает, что там меньше дневного света, и свет распространяется на большую площадь, поэтому становится не так тепло.Их самый короткий день — зимнее солнцестояние — приходится на самый длинный из наших дней.

Положение меняется шесть месяцев спустя, когда Земля находится на полпути вокруг своей орбиты вокруг Солнца. Летнее солнцестояние (самый длинный день) в северном полушарии совпадает с нашим зимним солнцестоянием около 22 июня, когда Солнце находится как можно дальше на север — над тропиком Рака.

Весна и осень

Весной и осенью планета не наклонена к Солнцу и не отклоняется от него — она ​​находится примерно боком.

И два дня в году Земля наклоняется ровно боком к Солнцу.Эти два дня называются равноденствиями (равными ночами), и они приходятся на середину весны и осени, обычно 22 сентября и 22 марта.

В равноденствие ночь и день равны по длине повсюду на планете.

Но весна и осень случаются только в областях средних широт нашей планеты. Другое дело в тропиках и на замороженных концах планеты.

Тропики и полюса

В некоторых частях полярных регионов всегда так холодно, а в тропиках так жарко, что они могут сойти за один сезон.

Даже в самый солнечный антарктический день в большинстве мест холодно, как зимой. Это потому, что свет, достигающий дна планеты, находится под таким низким углом, что не несет много тепла.

С другой стороны, в тропиках всегда жарко. Неважно, наклонены ли они к Солнцу или от него, они все еще ближе к нему, чем где-либо еще на Земле, и получают много прямого света и тепла.

Но в обоих местах два разных сезона .

Четыре сезона только в средних широтах. (ABC: Julie Ramsden)

В полярных регионах основное различие сводится к количеству дневного света . «Летом» вся территория наклонена к Солнцу и залита солнечным светом. Дневное время на полюсах длится полгода.

А полярная ночь длится почти столько же — за одну очень долгую темную зиму.

В тропиках разница между сезонами обусловлена ​​количеством осадков .

Мокрость вызвана постоянной полосой грозовых облаков в центре планеты, которая сбрасывает огромные объемы дождя на сушу или море внизу.Благодаря наклону планеты и огромному морскому бризу штормовой пояс не остается на одном месте. В течение северного лета горячий воздух над землей поднимается, всасывая штормовой пояс на север до Тропика Рака, разнося муссоны, куда бы он ни шел.

По мере того, как заканчивается северное лето, штормы уносятся вниз к тропику Козерога, продвигая южный тур муссонов.

Пояс пересекает экватор два раза в год, один раз на юг, а второй — на обратном пути.Если у них правильное сочетание гор, ветра и температуры моря, некоторые экваториальные области, такие как Куала-Лумпур, могут получать два сезона дождей каждый год.

К счастью, Верхняя часть находится достаточно далеко от экватора до , достаточно одного сезона дождей — представьте, как безумно будет Дарвин с двумя наращиваниями в год…

Спасибо доктору Блэру Тревину из Бюро метеорологии.

Хотите узнать больше о науке по всей азбуке?

Наука в вашем почтовом ящике

Получите все последние научные статьи со всего мира ABC.

Как времена года получили свои названия?

22 сентября ознаменовалось осенним равноденствием и первым днем ​​осени, что заставило нас задуматься: почему мы называем времена года Весной, Летом, Осенью и Зимой?

До того, как Весна стала называться Весной, на древнеанглийском языке она называлась Великим Постом. Начиная с XIV века, это время года называлось «время весны» — так назывались растения, «прорастающие» из земли. В 15 веке это было сокращено до «весны», а затем еще больше сократилось в 16 веке до «весны».”

«Лето» произошло от древнеанглийского названия этого времени года, sumor . Это, в свою очередь, произошло от прото-германского sumur-, , которое само произошло от протоиндоевропейского корня sam- ( sam- кажется вариантом протоиндоевропейского sem -, означает «вместе / один»).

Происхождение слова «осень» как названия сезона не совсем ясно, хотя считается, что оно, вероятно, произошло от идеи падающих с деревьев листьев (в частности, сокращения английского выражения «падение листа»).Впервые оно появилось как название сезона в Англии конца 16 века и стало особенно популярным в 17 веке, после чего оно распространилось и в Северной Америке. Тем временем «осень» пришло в английский через старофранцузское autompne, от латинского autumnus . Отсюда все становится неясным, но считается, что autumnus , вероятно, произошло от этрусского слова и, возможно, связано с латинским augere, , означающим «увеличиваться».

Название сезона осень впервые произошло на английском языке в 12 веке, хотя было редкостью примерно до 14 века.Затем он начал набирать обороты и стал обычным явлением в 16 веке — примерно в то же время, когда в названии сезона появилось слово «осень». Однако до того, как наступила осень или осень, по-английски это называлось «сбор урожая».

«Зима» происходит от прото-германского goruz . Это, в свою очередь, вероятно, происходит от протоиндоевропейского (PIE) wed , что означает «мокрый», или может происходить от PIE wind -, что означает «белый». Так или иначе, прото-германский , goruz дал начало староанглийскому «зимнему» как четвертому сезону года, и с тех пор название этого сезона остается неизменным.

Кстати, вы также можете задаться вопросом, почему времена года называются временами года. Слово «сезон» в этом контексте происходит от старофранцузского seison , что означает «посев / посадка». Это, в свою очередь, произошло от латинского sationem, , означающего «сеяние». Первоначально это относилось к фактическому посеву семян, но позже, как и в старофранцузском seison , оно изменило определение, чтобы обозначить период времени, когда вы сеете семена, что буквально означает «время посева». примерно в 13 веке.Примерно в это же время сезон впервые использовался для обозначения приправы к еде — в данном случае от старофранцузского assaisoner , что означает «созревать».

Дополнительный источник: Краткий этимологический словарь Барнхарта

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *