Содержание
Портреты Фёдора Рокотова в собрании Исторического музея
Фёдор Степанович Рокотов
1735/36–1808
Фёдор Рокотов — крупнейший портретист и одна из значительных фигур русского искусства XVIII в.
Будущий художник родился в подмосковном имении князя П. И. Репнина в Воронцово. Работы способного юноши были замечены Иваном Шуваловым, знаменитым меценатом, отбиравшим молодые таланты для создаваемой Императорской Академии художеств. Будучи приверженцем идеи создания самостоятельной русской художественной школы, Шувалов пригласил Рокотова в Петербург. В 1757 г. юноша начал своё обучение в Академии художеств, которая на тот момент располагалась в доме Шувалова. Собрание картин западноевропейских художников произвело огромное впечатление на Рокотова — он даже запечатлел интерьер петербургского дома Шувалова на одной из своих работ.
В столице Фёдор Рокотов поступил в Сухопутный шляхетский корпус, где написал несколько кадетских портретов.
Благодаря высокому покровительству Рокотов попал в круг людей, тесно связанных с искусством и получил возможность исполнять весьма ответственные заказы.
В 1758 г. художник написал портрет наследника престола, будущего императора Петра III. За этим портретом последовали детские портреты великого князя Павла Петровича, портреты И. И. Шувалова и его родственников, Г. Г. Орлова и его брата Ивана. В 1763 г. Рокотов был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Современник (академик Штелин), посетивший в 1764 г. мастерскую Рокотова, увидел в ней около сорока портретов, «в которых были окончены одне головы». Это количество работ свидетельствует не только о блестящем успехе молодого живописца, но и о его невероятной работоспособности. Он был автором многочисленных камерных портретов современников, в которых стремился передать эмоции и характер моделей. Портреты художнику заказывали многие петербургские дворяне и члены императорской семьи.
Творчество Фёдора Рокотова объединило европейскую и национальную художественные традиции. Как каждый крупный портретист Рокотов имел и дар исторического живописца, запечатлевая внешние приметы времени — в мундирах, орденах, моде, но главное — передавал «исторические характеры» и сам дух времени в образах своих портретов — будь то монаршее величие, сановная важность или внимательная благосклонность его героев.
Большую часть работ коллекции Исторического музея составляют произведения 1770‑х гг. — центрального периода творчества художника, когда он создал свой неповторимый тип камерного портрета. Рокотов умел убедительно передать представление об уникальности и драгоценности каждой человеческой души, оценить ее достоинство, почувствовать её глубину и трепетность. Герои его портретов — люди разных возрастов, судеб и характеров: это — В. И. Стрешнев, переживший долгие годы опалы при Елизавете Петровне, известная московская красавица Васильчикова, мать большого семейства Ф. Н. Ржевская, юные кузины княжна М. А. Волконская и княгиня А. Ф. Белосельская. Один из наиболее глубоких в творчестве Рокотова — образ поэта А. П. Сумарокова.
Редкие не только для творчества Рокотова, но и для всего искусства XVIII в. изображения детей представлены в собрании Исторического музея портретами двух совсем маленьких персонажей — Александры Глебовой и великого князя Александра Павловича. Они приоткрывают ещё одну привлекательную страницу творчества мастера, сумевшего в своих детских образах почувствовать «тайну детства».
Фёдор Степанович Рокотов — биография и картины
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Эти строки написаны Николаем Заболоцким на портрет Струйской кисти Федора Степановича Рокотова. Во время создания шедевра он был уже сформировавшимся талантливым мастером со своим неповторимым и узнаваемым почерком. Но ранние годы его жизни скрыты туманом прошедших лет, так как точных документальных данных почти не сохранилось.
Родился будущий художник в Воронцово — имении князей Репниных. Никаких сведений указывающих на его происхождение нет. Однако, есть предположения, что он учился в Сухопутном Шляхетском корпусе параллельно с обучением в Академии художеств. Он вышел в отставку, получив чин ротмистра, дававшего право на получение дворянства.
Буквально с первых опытов в живописи мастер определился с направлением своего творчества — портретом. Первоначально его работы были достаточно простыми и ничем особенным не выделялись, но его будущее как великого портретиста было еще впереди.
После окончания Академии он стал преподавать там же, а в 1763 году создал настолько удачный коронационный портрет императрицы Екатерины II, что по ее указу все последующие изображения должны были опираться на его произведение. Однако даже после получения звания академика у художника не было возможности продолжать деятельность портретиста, так как это запрещалось руководством Академии. Во многом из-за этого он был вынужден переехать в Москву.
Московский период творчества живописца принес ему огромное количество заказов и невероятную популярность. Примерно за 30 мастер создал множество семейных портретов, в которых проявились основные черты творчества художника — повышенное внимание к чертам лица и характера персонажа, а не к антуражу.
Есть предположение, что Рокотов входил в масонское братство и живо интересовался политическими событиями. Собственной семьи у него не было, но он сумел выкупить племянников из крепостного рабства и сделал их своими наследниками.
За годы своего творчества мастер создал множество портретов, наиболее ценными с художественной точки зрения из которых были те, которые отличались особой «рокотовской» дымкой. После 80-х годов эта особенность в его работах постепенно исчезает, а художник начинает больше внимания уделять мелким деталям и тонкостям нарядов и обстановки.
После того, как в Москве были ликвидированы масонские общества и с падением зрения художника, изменяется и колорит его полотен. Из них уходит та красочность и тонкие переливы, которые были так характерны для его работ.
Есть предположения, что в последние годы мастер работал с группой учеников, что объясняет большое количество неподписанных полотен в стиле художника. Так как он был необычайно моден в высшем обществе, ему подражали и пытались скопировать его оригинальную манеру письма. Однако мастер оставил много портретов, безусловно подтверждающих его авторство и создавших ему бессмертную славу. Один из них, и, пожалуй, самый известный — это портрет Струйской, поражающий нас живостью изображения этой юной женщины и особой атмосферой, окружающей ее облик.
Портрет Петра III
Биография Рокотова
Федор Степанович Рокотов (1735, с. Воронцово, ныне в черте Москвы, — 12(24). 12.1808, Москва), русский живописец-портретист.
Сын крепостного. Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760). С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград). Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной «московской» ветви русского портретного искусства. Сблизившись с наиболее просвещёнными московскими семьями (Воронцовы, Струйские и др.), с представителями интеллигенции той поры, Рокотов нашёл круг людей с созвучным ему образом мыслей, проникся показательным для московского дворянства духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни, с его показным блеском и суетностью. Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг.), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг.; все — в Третьяковской галерее). Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица. Они выступают на свет словно из глубокого мрака, исполненные поэтичности и проникнутые обаянием молодости, сквозящем в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске глаз из-под тёмных полукружий бровей. Эмоциональное воздействие живописи Рокотова во многом зависит от всё преображающей силы света. Поток неяркого, но интенсивного света как бы утончает фигуры, часто не охватывая модель в целом, но лишь вызывая из темноты освещенную сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания в полутьме кружев, драгоценностей или муаровых лент. В 1780-е гг. в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея; супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785; все три — в Русском музее). Портреты, чаще всего овальные по формату, становятся наряднее и импозантнее, а всегда увлекавший Рокотова идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное модели чувство высокого, нередко чуть высокомерного, духовного превосходства над окружающим. В позднем творчестве Рокотова сказывается общий для русского искусства переход от утончённости рококо к ясности и строгости классицизма. Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг.
Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных портретистов восемнадцатого столетия. Редкий дар художника передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей, приходящих в наши музеи и выставочные залы. Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров. Развивая традиции русского портрета, художник шел по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства.
Портрет великого князя Петра Федоровича. 1758
Портрет графа И.Г. Орлова. Между 1762 и 1765
Портрет Екатерины II. 1763
Портрет князя Д.М. Голицына. 1760-е
Портрет неизвестного. 1757
Портрет П.Н. Ланской. Начало 1790-х
Портрет П.И. Вырубова. Около 1768
Портрет неизвестной в темно-красном платье. 1760-е
Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой. 1760-е
Портрет неизвестного в треуголке. Начало 1770-х
Портрет неизвестного в зеленом кафтане. 1770-е
Портрет князя И.И. Барятинского. Начало 1780-х
Портрет княгини Е.Н. Орловой. Около 1779
Портрет графини Е.В. Санти, рожденной Лачиновой. 1785
Портрет графа И.И. Воронцова. Первая половина 1770-х
Портрет графа Г. Г. Орлова в латах. 1762-1763
Портрет графа А.И. Воронцова. Около 1765
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761
Портрет В.Н. Суровцевой. Вторая половина 1780-х
Портрет В.Е. Новосильцевой. 1780
Портрет В.А. Обресковой. 1777
Портрет А.П. Сумарокова. Около 1777
Портрет А.П. Струйской. 1772
Портрет А.М. Римского-Корсакова. Конец 1760-х
Портрет А.М. Писаревой, рожденной Дурасовой. Первая половина 1790-х
Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
Рокотов Фёдор Степанович | Русские художники. Биография, картины, описание картин
Годы жизни 1735-1808
Рокотов Фёдор Степанович был представителем стиля рококо, его по всей Европе считали одним из самых изысканных и утончённых художников портретистов. Рокотов Ф.С. родом из села Воронцово в Подмосковье. Хоть он был из семьи крепостных, Рокотов считался «вольнорожденным». По слухам Ф.С. Рокотов незаконнорожденный ребёнок князя П.И. Репнина.
Покровителем искусства в те годы был граф И. Шувалов, являлся также одним из основателей Академии художеств. По его протекции Ф.С. Рокотов едет в Петербург обучаться живописи в Академии художеств, под руководством французских художников. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Практически впервые в русской живописи пишется интерьер молодым художником, выполненный для И. Шувалова. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
Именно Ф.С. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Юного художника приглашали ко двору, было модно заказывать портреты молодым талантливым художникам. Поэтому у Ф.С. Рокотова было много заказов от знатных особ. Русский художник пишет подобно французским мастерам в стиле рококо, парадного портрета, уделяя большое внимания личностным качествам, характеру человека, в этом отличие портретов Ф.С. Рокотова от его современников.
В 1765 году Федор Степанович Рокотов покидает Петербург академиком, переезжает в Москву.
В Москве русский художник открыл свою частную школу, написал лучшие портреты.
Академическое обучение сильно повлияло на стиль письма известного русского художника. Он пишет в основном женские портреты, образы которых наполнены богатым духовным внутренним миром: портреты А.П. Струйской (1772г.), П.Н. Ланской (1780г.), В.Е. Новосильцевой (1780-е), В.И. Суровцевой (1780-е), Е.В. Санти (1785г.)
Ф.С. Рокотов создал камерный интимный портрет.
Благодаря кисти русского художника до нас дошли портреты известных людей, людей той эпохи.
В конце жизни художник почти не пишет из-за ухудшившегося зрения.
- Портрет И.И. Шувалова
- Кабинет И.И. Шувалова
- Мужской портрет
- Портрет А.И. Ворошилова
- Портрет А.М. Римского-Корсокова в юности
- Портрет графа Г.Г. Орлова в латах
- Портрет И.И. Бецкого
- Портрет Екатерины II
- Портрет Ивана Григорьевича Орлова
- Портрет М.В. Ломоносова
- Портрет Н.А. Димидова
- Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире
- Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III
- Портрет неизвестного
- Портрет В.П. Лачинова
- Портрет А.П. Струйской
- Портрет неизвестной в светло-сером платье
РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Русский художник, один из ярчайших представителей портретной живописи второй половины XVIII века.
Биография
Федор Рокотов родился в имении князей Репниных Воронцово, происходил из крепостных крестьян, видимо, еще в юности получил вольную.
В 1755 году, благодаря И.И. Шувалову, оценившему талант юноши, Рокотов переехал в Петербург. Здесь он окончил Сухопутный шляхетский корпус. Получив чин ротмистра, дававший дворянство, художник оставил службу. Также он учился в недавно созданной Академии художеств. В 1762 году Рокотов стал ее адъюнктом. В 1763 году молодой художник был приглашен в Москву для написания коронационного портрета Екатерины II, который очень понравился императрице. В 1765 году Федор Степанович был удостоен звания академика.
В 1766 году он перебрался в Москву. Здесь Рокотов, помимо творчества, занимался педагогической деятельностью – он обучал живописи своих учеников. В 1772 году живописец стал одним из основателей Московского английского клуба. Будучи масоном, с 1774 года состоял в московской ложе «Клио». В 1781 году Рокотов купил участок земли на Старой Басманной улице, где затем возник его дом, здание которого сохранилось до наших дней.
Последние работы портретиста относятся к началу 1790-х годов. О последующих десятилетиях его жизни известно крайне мало. Так, в 1793 году он приобрел имение Аниково. Здесь Рокотов жил в начале 1800-х, затем продал его. В 1806 году купил другое владение в Москве. Художник скончался в декабре 1808 года. Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря. Точное местонахождение его могилы неизвестно.
Творчество
С творчеством Ф.С. Рокотова наступает новый этап в отношении художников к человеческой личности. Его портреты отличаются человечностью и лирической глубиной, что до тех пор было несвойственно русской портретной живописи.
К 1750-м годам относится необычная для Рокотова картина – «Кабинет И.И. Шувалова» (1757) – чуть ли не первый интерьер XVIII века. Сама картина не сохранилась и известна по копии, созданной учеником художника А. Зябловым в 1799 году. Рокотов тщательно воспроизвел всю обстановку кабинета, сумев при этом передать атмосферу духовных интересов и культурных запросов широко образованного человека середины XVIII века.
С началом 60-х годов к Рокотову приходит известность, у него много заказов. Например, в 1764 году он писал порядка 40 портретов.
Новаторский характер творчества Рокотова виден в портрете великого князя Павла Петровича, написанного им в 1761 году. Работа исполнена легко, художник не подчеркивает мелкие детали наружности Павла. Непоседливый и капризный на вид мальчик словно живет на портрете. Тона картины выполнены в теплой гамме золотистого и красного.
Портреты Рокотова 1760-х годов демонстрируют всю большую правдивость образов. К середине 60-х относится портрет поэта В. И. Майкова. Он очень экспрессивен. Жизнерадостный, энергичный и насмешливый Майков изображен со всей полнотой реалистичной убедительности. Портрет свидетельствует о жизненной зрелости его автора. Его живописные приемы смелы, композиция портрета предельно проста и сосредотачивает все внимание на сильном лице поэта.
В середине 1760-х годов Рокотов написал портреты неизвестной из семьи Воронцовых и неизвестного юноши. В них также проявилось стремление художника к материальности образа. В последующие годы Федор Степанович уже не подчеркивал так настойчиво физическую сторону облика, создавая тонкие одухотворенные портретные образы.
После переезда в Москву в 1766 году художественная деятельность Рокотова развернулась еще шире. Именно в Москве с конца 1760-х и до конца 1780-х годов он создал свои лучшие портреты. Они отличаются внутренней динамикой, повышенным вниманием к передаче душевного мира изображенных. В портретах Н.Е. Струйского (1772), неизвестного в треуголке (сейчас высказывается предположение, что это портрет самой Екатерины II в маскарадном костюме), А.И. Воронцова, неизвестной в розовом платье, посла в Константинополе А.М. Обрескова и др. художник запечатлел неповторимые особенности внутреннего склада этих людей. Лиризм образа человека в рокотовских портретах парой десятилетий раньше был почти незнаком русским портретистам.
В 1780-х годах Рокотов достигает особой поэтической одухотворенности своих произведений. Для их создания он использует тонкие композиционные и живописные средства. Портреты В.Е. Новосильцевой (1780), П.Н. Ланской (1780-е), Е.В. Санти (1785) показывают увлекательный внутренний мир изображенных. Рокотов сильно освещает лица прямым светом, подчеркивая темные глаза и резко очерченные уголки губ, слегка согнутых в улыбке. Глаза и губы сосредотачивают в себе выражение душевного движения, они создают некоторую загадочность.
Для портретов 80-х годов Рокотов использует трудную овальную форму, подчиняя ей ритм произведения, он находит сложные цветовые сочетания. Портреты В.Н. Суровцевой и Суровцева (конец 1780-х) принадлежат к поздним портретам художника. Они отличаются сложной и глубокой психологичностью.
Ф.С. Рокотов утвердил право портретного образа быть волнующим и притягательным в своей внутренней сути, без богатых аксессуаров, являвшихся неотъемлемой принадлежностью парадного портрета.
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Федор Степанович Рокотов Императрица Екатерина II. РОКОТОВ Федор Степанович (1735(?) —1808) — живописец-портретист, из Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. РОКОТОВ Федор Степанович (1735-12.12.1808), В биографии Рокотова многое еще не После получения звания академика В 1780-е таинственную полумглу на Л. В. Вдовина Федор Степанович Рокотов (1735-1808). Жизнь Федора Степановича Рокотова, Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова. Однако И. И. Шувалов, первый президент русской Академии художеств, всячески Парадные портреты Рокотова обладают декоративной красотой, мастерским В 60-е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В них которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум В 1775 году за копию с картины Джордано «Венера, Амур и Сатир», сделанную по Москва, куда приехал Рокотов, в ту пору отличалась большей свободой Последним официальным заказом, выполненным не позже 1768 года, была серия Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. Колорит, в Эти черты рокотовского творчества наиболее цельно проявились в женских И все несмотря на индивидуальность, в женских образах Рокотова есть нечто Поэзию этих загадочных образов великолепно выразил в одном из своих Ты помнишь как из тьмы былого, Идеал человека, сложившийся в среде просвещенного дворянства, — «честь, Современник Рокотова и страстный его почитатель Н. Е. Струйский писал, что О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Умер Федор Степанович Рокотов 24 декабря 1808 года в Москве и похоронен в Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Далее читайте:Художники
|
Рокотов Федор, художник – картины шедевры великих художников
Федор Степанович Рокотов (1735, с. Воронцово, ныне в черте Москвы, — 12(24). 12.1808, Москва), русский живописец-портретист.
Сын крепостного. Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760). С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград). Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной «московской» ветви русского портретного искусства. Сблизившись с наиболее просвещёнными московскими семьями (Воронцовы, Струйские и др.), с представителями интеллигенции той поры, Рокотов нашёл круг людей с созвучным ему образом мыслей, проникся показательным для московского дворянства духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни, с его показным блеском и суетностью. Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг.), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг.; все — в Третьяковской галерее). Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица. Они выступают на свет словно из глубокого мрака, исполненные поэтичности и проникнутые обаянием молодости, сквозящем в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске глаз из-под тёмных полукружий бровей. Эмоциональное воздействие живописи Рокотова во многом зависит от всё преображающей силы света. Поток неяркого, но интенсивного света как бы утончает фигуры, часто не охватывая модель в целом, но лишь вызывая из темноты освещенную сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания в полутьме кружев, драгоценностей или муаровых лент. В 1780-е гг. в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея; супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785; все три — в Русском музее). Портреты, чаще всего овальные по формату, становятся наряднее и импозантнее, а всегда увлекавший Рокотова идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное модели чувство высокого, нередко чуть высокомерного, духовного превосходства над окружающим. В позднем творчестве Рокотова сказывается общий для русского искусства переход от утончённости рококо к ясности и строгости классицизма. Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг.
Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных портретистов восемнадцатого столетия. Редкий дар художника передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей, приходящих в наши музеи и выставочные залы. Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров. Развивая традиции русского портрета, художник шел по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства.
В камерных рокотовских портретах запечатлены неповторимые черты просвещенных людей его времени, их внутренний мир, их сущность. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков. Рокотов сумел воплотить идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде и привлекающий своей духовной содержательностью. Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой-то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления.
Художников по направлению: Рококо
Художественное движение
Рококо наполнил мир искусства и дизайна интерьеров аристократическим идеализмом, который отдавал предпочтение сложному орнаменту и замысловатым деталям.Картины, ставшие визитной карточкой той эпохи, были созданы в честь грандиозных идеалов рококо и страсти к аристократическому образу жизни и развлечениям. Это движение, развившееся во Франции в начале 1700-х годов, превратилось в новый, чрезмерный союз декоративного и изящного искусства, который стал визуальным лексиконом, проникшим в континентальную Европу 18-го века.
В живописи на рококо в первую очередь повлияло использование венецианской школой цвета, эротических сюжетов. Известные художники Джорджоне и Тициан, среди прочих, повлияли на акцент периода рококо на кружащемся цвете. Пасторальный концерт (около 1509 г.), впервые приписываемый Джорджоне, хотя теперь он считается одним из ранних произведений Тициана большинством ученых, был классифицирован Лувром как Fête champêtre , или вечеринка на открытом воздухе, когда он впервые стал частью собрание музея. Произведения эпохи Возрождения, изображающие двух обнаженных женщин и двух мужчин-аристократов, играющих музыку в идеализированном пасторальном пейзаже, сильно повлияли на развитие рококо Fête galante или картин ухаживания.Термин относится к историческим картинам приятных прошлых времен и стал популяризироваться в работах Жана-Антуана Ватто. Его «приемная» для Королевской академии пейнтюра и скульптуры, Посадка на Киферу (1717), по сути, положила начало движению рококо. Академия ввела термин Fête galante для обозначения работы, тем самым установив категорию, которая должна была стать доминирующим элементом живописи рококо. Изображение аристократов, одетых как для бала или в костюмах, которые винят, обедают и занимаются любовными развлечениями в садах и парках Аркадии, стало чрезвычайно популярной темой.Он не только понравился частным посетителям, но и его мифологизированные пейзажи и декорации соответствовали стандартам Академии, которая причисляла историческую живопись, включая мифологические сюжеты, к высшей категории.
В начале своей творческой карьеры Ватто присоединился к студии Клода Одрана, известного декоратора, где он познакомился и стал коллегой по творчеству Клода Жилло, известного своим оформлением комедии commedia dell’arte , или комикса. театральные постановки. В результате работы Ватто часто выражали театральный подход, показывая фигуры в костюмах среди декораций, освещенных искусственным светом.Клод Одрен был официальным хранителем Люксембургского дворца, и во время работы с ним Ватто скопировал серию из двадцати четырех картин Питера Пауля Рубенса «Жизнь Марии Медичи » (1622–1625 гг.) Из серии «». дворец. Серия Рубена, сочетающая аллегорические фигуры и мифологические сюжеты с изображениями королевы и аристократического двора, продолжала служить источником информации для творчества Ватто. Рубенс был пионером в технике использования трех мелков, что означает использование красного, черного и белого цветов для создания колористических эффектов.Ватто овладел этой техникой до такой степени, что его имя стало ассоциироваться с ней, и она была широко принята более поздними художниками рококо, включая Франсуа Буше.
Под влиянием Рубенса и Ватто Буше стал самым известным художником зрелого периода рококо, начиная с 1730 года и до 1760-х годов. Известный своей картиной, в которой аристократическая элегантность сочетается с эротической обработкой обнаженной натуры, как показано в его Туалет Венеры (1751), он в равной степени оказал влияние на декоративное искусство, театральные постановки и дизайн гобеленов.Он был назначен первым художником короля в 1765 году, но наиболее известен своими долгими отношениями с мадам де Помпадур, официальной первой любовницей короля Людовика XV и известным покровителем искусств.
Мадам де Помпадур, урожденная Жанна-Антуанетта Пуассон, была названа «крестной матерью рококо» из-за ее центральной роли в продвижении этого стиля и превращении Парижа в художественную столицу Европы. Она повлияла на дальнейшее применение стиля рококо благодаря покровительству таких художников, как Жан-Марк Наттье, скульптор Жан Батист Пигаль, дизайнер обоев Жан-Батист Ревейон и гравер по драгоценным камням Жак Гуай.Она оставалась его доверенным лицом и доверенным советником короля до самой своей смерти в возрасте 42 лет от туберкулеза. Ее роль и статус стали де-факто определением королевского патронажа. Среди других известных художников французского рококо были Жан-Батист ван Лоо и Франсуа Лемойн. Лемойн был известен своими историческими аллегорическими картинами, которые можно увидеть в его Апофеоз Геракла (1733-1736), написанном на потолке Салона Геркулеса в Версале. Отмеченной особенностью французской живописи рококо была манера, в которой ряд известных семей художников, таких как ван Лоос, поддерживали последовательный стиль и тематику в своих мастерских.
Живопись стала лидером в итальянском рококо , примером чему служат работы венецианского художника Джамбаттисты Тьеполо. Сочетая акцент венецианской школы на цвете с квадратурами или потолочными росписями, шедеврами Тьеполо были фрески и большие алтари. Прославленный на всю Европу, он получил множество королевских заказов, таких как его Апофеоз испанской монархии (1762-1766) в Королевском дворце в Мадриде.
Итальянское рококо также было известно своими великими пейзажистами, известными как «живописцы с видом», в частности, Джованни Антонио Канал, известным просто как Каналетто.Он был пионером в использовании двухточечной линейной перспективы при создании популярных сцен с каналами и зрелищем Венеции. Его работы, такие как Венеция: Санта-Мария делла Салюте (ок. 1740 г.), пользовались большим спросом у английских аристократов. В 1700-х годах для молодых английских аристократов стало обычным совершать «Гранд-тур», посещая известные места Европы, чтобы изучить классические корни западной культуры. Поездки положили начало своего рода аристократическому туризму, и Венеция стала известной остановкой, известной своей гедонистической карнавальной атмосферой и живописными видами.Эти молодые аристократы также часто были коллекционерами произведений искусства и покровителями, и большинство работ Каналетто было продано английской публике, а в 1746 году он переехал в Англию, чтобы быть ближе к своему рынку произведений искусства, и прожил там почти десять лет.
Пастельные портреты Розальбы Каррьеры, как миниатюрные, так и полноразмерные, а также ее аллегорические работы пользовались спросом во всей Европе, так как ее приглашали в королевские дворы Франции, Австрии и Польши. Она была пионером в использовании пастели, ранее использовавшейся только для подготовительных рисунков, в качестве средства для рисования, и, связав мел в палочки, разработала более широкий диапазон мазков и подготовленных цветов.Ее Портрет Людовика XV как Дофина (1720-1721) установил новый стиль портретной живописи рококо, подчеркнув визуальную привлекательность и декоративный эффект.
Английский рококо , который называли «французским стилем», был более сдержанным, так как излишества стиля были встречены мрачным протестантизмом. Это прослеживается в творчестве британских художников, таких как Уильям Хогарт, Томас Гейнсборо и швейцарка Анжелика Кауфман. В своей книге The Analysis of Beauty (1753) Хогарт выступал за использование змеевидной линии, считая ее более органичной и эстетически идеальной.Гейнсборо сначала учился у Грейвло, бывшего ученика Буше, чья перистая манера письма и цветовая палитра повлияли на портретную живопись Гейнсборо в сторону плавности света и цвета. Анжелика Кауфман родилась в Швейцарии, но большую часть жизни провела в Риме и Лондоне. С 1766 по 1781 год она жила в Лондоне, где влиятельный сэр Джошуа Рейнольдс особенно восхищался ее портретами. Одна из двух женщин, избранных в Королевскую академию художеств в Лондоне, она сыграла значительную роль как в продвижении стиля рококо, так и, впоследствии, неоклассицизма.
В 1750 году мадам де Помпадур отправила своего племянника Абеля-Франсуа Пуассона де Вандиера изучать развитие итальянского искусства и археологии. Вернувшись с энтузиазмом к классическому искусству, Вандиер был назначен директором Королевских зданий, где начал выступать за неоклассический подход. Он также стал известным искусствоведом, осудившим Буше petit style , или «маленький стиль». Известные мыслители того времени, включая философа Вольтера и искусствоведа Дидро, также критиковали рококо как поверхностное и декадентское.Эти тенденции, наряду с растущим революционным пылом во Франции, привели к тому, что к 1780 году рококо потерял популярность.
Новое движение неоклассицизма, возглавляемое художником Жаком-Луи Давидом, подчеркивало героизм и моральную добродетель. Студенты-художники Дэвида даже спели насмешливую песнь «Ванлоо, Помпадур, рококо», выделив стиль, одного из его ведущих исполнителей и самого известного покровителя. В результате к 1836 году оно использовалось для обозначения «старомодных», а к 1841 году использовалось для обозначения работ, которые считались «безвкусными и витиеватыми».«Негативные коннотации продолжались и в ХХ веке, как видно из описания в словаре 1902 года.« Следовательно, рококо используется … для обозначения чего-либо слабо претенциозного и безвкусного в искусстве или литературе ». , поскольку дизайн рококо, несмотря на новые тенденции в столице, продолжал пользоваться популярностью во всех французских провинциях. В 1820-х годах при восстановленной монархии короля Луи Филиппа возрождение, названное «вторым рококо», стало популярным и распространилось в Британии и Бавария.В Великобритании возрождение стало известно как викторианский рококо и продолжалось примерно до 1870 года, одновременно оказывая влияние на американское возрождение рококо в Соединенных Штатах, возглавляемое Джоном Генри Белтером. Этот стиль, широко используемый для высококлассных отелей, в 20 веке был назван «Le gout Ritz». Однако в живописи рококо потерял популярность, за исключением жанровых картин Шардена, высоко оцененных Дидро, которые продолжали оказывать влияние и позже оказали заметное влияние на Поля Сезанна, Эдуарда Мане и Винсента Ван Гога.
Эдмунд и Жюль де Гонкур заново открыли для себя крупнейшего художника в стиле рококо Жана Оноре Фрагонара в L’Art du XVIIIe siècle (Искусство восемнадцатого века) (1865). Впоследствии он оказал влияние на импрессионистов, особенно на Пьера-Огюста Ренуара и Берту Моризо, и впоследствии оказал влияние на современных художников, таких как Йинка Шонибаре, Кент Монкман и Лиза Юскаваге. Также заново открытая братьями де Гонкур, сюжеты commedia dell’arte Ватто оказали влияние на Пабло Пикассо, Сезанна и Анри Матисса, а также на многих поэтов, таких как Поль Верлен и Гийом Аполлинер, композитор Арнольд Шенберг и хореограф Джордж Балан.
Термин рококо и связанные с ним художники начали подвергаться критической переоценке только в конце 20-го века, когда движения поп-арта и работы таких художников, как Дэмиен Херст, Кехинде Вили и Джефф Кунс, создали новый контекст. для искусства, выражающего те же витиеватые, стилистические и причудливые обработки. Рококо оказал влияние на современность, что видно из логотипа Ай Вэйвэя (2017), где, как писал искусствовед Роджер Кэтлин: «То, что выглядит как причудливый дизайн обоев в стиле рококо в черно-белом и золотом цветах, на самом деле является комбинацией наручников и цепочек. , камеры наблюдения, птицы Twitter и стилизованные альпаки — животное, которое в Китае стало мемом против цензуры.«Это движение живет и в популярной культуре, как показано в популярной песне Arcade Fire« Рококо »(2010).
См. Также Рококо (стиль)
Источники:
www.theartstory.org
Википедия:
https://en.wikipedia.org/wiki/Rococo
Федор Рокотов | Биография и 34 важнейших произведения
1757. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1758. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия. Прочтите примечание.
1761. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия. Прочтите примечание.
1762-1763. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия. Прочтите примечание.
1762-65. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия. Прочтите примечание.
c.1762-65. Масло на холсте. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия. Прочтите примечание.
1763. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия. Прочтите примечание.
1760-е гг. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия.Прочтите примечание.
1760-е гг. Масло на холсте. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия. Прочтите примечание.
Конец 1760-х гг. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия. Прочтите примечание.
1760-е гг. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1760-е гг. Масло на холсте.Пермская картинная галерея, Пермь, Россия. Прочтите примечание.
1760-е гг. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1765. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия. Прочтите примечание.
Около 1768 года. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия. Прочтите примечание.
1770-е гг. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1770-е гг. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия. Прочтите примечание.
1770-е гг. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1770-е гг. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1770-е гг. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Рокотов Федор Степанович | Артнет
Рокотов Федор Степанович
Портрет императора Петра III
Дата продажи: 1 декабря 2020 г.
Аукцион закрыт
Рокотов Федор Степанович
Портрет графа Никиты Ивановича Панина
Дата продажи: 5 июня 2019 г.
Аукцион закрыт
Рокотов Федор Степанович
Портрет Пьера III, Турецкого императора… , 1762
Дата продажи: 15 декабря 2017 г.
Аукцион закрыт
Круг Федора Степановича Рокотова
ПОРТРЕТ ДАМЫ В СИНЕМ ПЛАТЬЕ
Дата продажи: 28 ноября 2017 г.
Аукцион закрыт
Приписывается Федору Степановичу Рокотову
Портрет великого герцога Константина Павловича де
Дата продажи: 1 июля 2015 г.
Аукцион закрыт
По Федору Рокотову и Александру Рослину
Портрет Екатерины Великой, императрицы…
Дата продажи: 16 марта 2012 г.
Аукцион закрыт
Круг Федора Степановича Рокотова
Портрет царя Петра Великого в нагрудных доспехах
Дата продажи: 15 ноября 2011 г.
Аукцион закрыт
Приписывается Федору Степановичу Рокотову
Ritratto di Caterina di Russia a cavallo
Дата продажи: 19 мая 2011 г.
Аукцион закрыт
Приписывается Федору Степановичу Рокотову
Портрет графа Григория Григорьевича Орлова…
Дата продажи: 5 апреля 2011 г.
Аукцион закрыт
Приписывается Федору Степановичу Рокотову
Ritratto di Caterina di Russia a cavallo
Дата продажи: 12 декабря 2010 г.
Аукцион закрыт
Имени Рокотова Федора Степановича
Графиня Екатерина Николаевна Орлова в… , 1780
Дата продажи: 17 ноября 2009 г.
Аукцион закрыт
Рокотов Федор Степанович
Портрет Екатерины II Русской
Дата продажи: 26 ноября 2007 г.
Аукцион закрыт
Мастерская Федора Степановича Рокотова
Портрет Поля Ир де Русси (1754-1801)
Дата продажи: 7 ноября 2007 г.
Аукцион закрыт
Имени Рокотова Федора Степановича
Портрет Екатерины Великой, в ан… , 1783
Дата продажи: 30 ноября 2004 г.
Аукцион закрыт
Школа Федора Степановича Рокотова
Porträtt av Katarina II
Дата продажи: 27 ноября 1996 г.
Аукцион закрыт
Имени Рокотова Федора Степановича
ПОРТРЕТ КНЯЗЯ ГРИГОРИЯ ГРИГОРОВИЧА ОРЛОВА…
Дата продажи: 17 июня 1993 г.
Аукцион закрыт
Федор Степанович Рокотов | Русский художник
Федор Степанович Рокотов , (род. 1735/36, Москва, Россия, скончался 12 декабря).12 [Дек. 24, Новый стиль], 1808, Москва), русский художник, выдающийся мастер камерного портрета, близкого идеям сентиментализма и рококо. Ему приписывают изобретение уникального стиля в русской портретной живописи.
Хотя он был крепостным или вольноотпущенником по рождению, в творчестве Рокотова не было никаких следов его скромного происхождения. Скорее, лица на его картинах были отмечены изысканностью, отсутствующей в других портретах того времени. Несмотря на головокружительные успехи, обеспечившие ему императорские ордена, звание академика и дворянство, он никогда не забывал своего происхождения.
Стремительный рост Рокотова начался под покровительством графа Ивана Шувалова, основателя первого в России университета в Москве (1755 г.) и Академии художеств в Санкт-Петербурге (1757 г.), фаворита императрицы Елизаветы. Именно благодаря графу Шувалову 20-летнему Рокотову была предоставлена возможность написать портрет наследника престола Великого князя Петра Федоровича (впоследствии Петра III), а в 1760 году по распоряжению графа Рокотов был принят в академию.В 1762 году на презентации своего портрета только что вступившего на престол Петра III Рокотов был произведен в придворные художники. Годом позже он написал портрет новой императрицы Екатерины II (1763 г.), который должен был стать образцом для более поздних портретов и много копировался. Рокотову стало трудно справляться с растущим числом заказов, порой ему приходилось одновременно работать над примерно 50 портретами. Наконец, в 1765 году ему было присвоено звание академика. Но на пике славы Рокотов неожиданно покинул Петербург.Петербург для более провинциальной Москвы, используя свое недавно обретенное звание, чтобы дистанцироваться от посягательств императорского двора на свою художественную свободу.
В Москве он, насколько мог, избегал всех официальных просьб о картинах, но охотно рисовал членов московского общества в небольших интимных портретах. Это были портреты до плеч или до пояса, их оттенки основывались на нежных выцветших тенях, освещенных так мягко, что контуры были расплывчатыми, холст проступал сквозь хрупкие цвета.В этих портретах формы утратили свой объективный характер, их хрупкость стала отражением тонкости духовной жизни героя. Эта драгоценная сущность образов не меняется от портрета к портрету: душа, управляющая воображением Рокотова, идеальна и заложена в самых разных чертах. Иногда на его портреты ставили печать социального ранга, в соответствии с желанием покровителя — как, например, на портрете графини Екатерины Орловой, одной из фрейлин Екатерины II, изображенной в подобающей одежде и с непроницаемым надменным, но в то же время вежливым выражением лица ( c. 1779). Реже, когда хрупкий идеал совпадает с действительностью, он получает открытое проницательное воплощение, как на портрете (1772 г.) 18-летней Александры Струйской, с семьей которой дружил Рокотов, и молодого князя Ивана Барятинского. (1780-е годы).
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Своеобразие живописи Рокотова — изысканные оттенки, нежное освещение, музыка неуловимых линий и кривых — во многом свидетельствует о влиянии итальянского художника Пьетро Ротари, который познакомил Санкт-Петербург с живописью рококо.В Петербурге, где он жил с 1756 по 1762 год, Рокотов серьезно относился к утонченному языку, выражавшему изящную игру чувств рококо, и старался использовать его как живое выражение своего времени. В последние годы жизни Рокотов писал почти исключительно женские портреты.
Федор Степанович РОКОТОВ (1735-1808) | Великие русские художники
Долгое время жизнь Федора Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, оставалась загадкой. Прославившийся при жизни, Рокотов был забыт на целый век после своей смерти, и только в этом веке его имени вернули себе достойное место в истории русского искусства.
Многие годы считалось, что он был благородного происхождения. Но недавно найденные документы показали, что на самом деле Рокотов родился в семье крепостного в подмосковном имении Воронцово, принадлежавшем князю Репнину. Считается, что он родился в 1735 году, и мы находим первое письменное упоминание о нем как о художнике в 1757 году, когда был написан «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейской форме» (Третьяковская галерея, Москва). Еще одна картина того времени — «Кабинет И. Шувалова», известная нам по копии, сделанной учеником Рокотова А.Зяблова (1779, Государственный Исторический музей, Москва).
Граф Шувалов оказывал молодому художнику посильную поддержку, и именно по его рекомендации в 1760 году Рокотов был принят в Академию в ученики. Успехи художника привлекли внимание, и вскоре он стал известен двору. В 1762 году за большой парадный портрет Петра III (РУССКИЙ МУЗЕЙ, Санкт-Петербург) получил звание доцента. Среди лучших работ раннего периода Рокотова — «Портрет Екатерины II в коронационном платье» (1763, ГТГ, Москва), служивший своеобразным эталоном для изготовления копий, и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762 г.). -63, Третьяковская галерея, Москва).
- Портрет В. Суровцева
- Портрет В.И. Майков
- Портрет Е.В. Санти
- Портрет А.П. Струйской
Парадные портреты Рокотова красиво декоративны и искусно нарисованы. Учитывая требования, предъявляемые жанром к структуре каждого произведения, художнику всегда удавалось интересно варьировать композицию.
В шестидесятые годы Рокотов написал серию неформальных портретов, в основном мужчин, которые демонстрируют его стремление запечатлеть как внешние черты, так и личности своих моделей. Он создал выразительные образы интеллигентного, утонченного аристократа И. Орлова (МУЗЕЙ РОССИИ, Санкт-Петербург) и талантливого государственного деятеля и писателя И. Голенищева-Кутузова, дядюшки знаменитого генерала (МУЗЕЙ РОССИИ, Санкт-Петербург). Особенно интересен его портрет В. Майкова (ок.1765, Третьяковская галерея, Москва), за томной женственностью которого чувствуется проницательность и иронический склад ума талантливого поэта. Чуткое лицо Майкова нарисовано почти осязаемо, а цветовая гамма, построенная на красных и зеленых тонах, еще больше подчеркивает полноту и живость образа. Это одно из самых значительных произведений искусства восемнадцатого века. Рокотов имел тогда большую репутацию и получил столько заказов, что не мог справиться со всеми в одиночку.По этой причине он сам очень часто писал только основную часть своих портретов — лицо, а его помощники рисовали одежду и другие детали.
В 1775 году за копию картины Джордано «Венера, Амур и Сатир», выполненную по офорту Франческо Бартолоцци, Рокотов получил звание академика и навсегда покинул столицу.
Москва, куда направлялся Рокотов, в то время предоставляла большую творческую свободу, чем официальный Санкт-Петербург. Именно там выдающийся русский просветитель Н.Работали Новиков и талантливый драматург А. Сумароков, и именно здесь известный поэт Херасков сформировал свой литературный кружок для молодежи. В этой просвещенной, прогрессивной среде сложилось мировоззрение Рокотова, ярко проявившееся в его произведениях конца шестидесятых.
Последним официальным заказом, выполненным не позднее 1768 года, стала серия портретов попечителей Московской воспитательной больницы: И. Тютчева (ГТГ, Москва), С.Гагарина (РУССКИЙ МУЗЕЙ, Санкт-Петербург) и П. Вырубова (Третьяковская галерея, Москва). Уже в этих работах чувствуется склонность Рокотова к простоте даже в парадном портрете, а в последующие годы он полностью посвятил себя работе над камерными портретами. Именно в этот период сформировался индивидуальный стиль и манера живописи Рокотова. Чаще всего писал овальные портреты, форма холста подчеркивала общее ритмическое построение произведений. Фигуры Рокотова изображены на разном расстоянии, как правило, выше пояса и слегка повернуты.Даже самые незначительные, сдержанные движения модели являются результатом его внутреннего состояния. В методе характеристики Рокотова очень важны выразительность глаз и лица, его цель не столько дать конкретное выражение настроения, сколько создать ощущение неуловимости и быстротечности человеческих чувств.
Работы Рокотова отличаются изысканной красотой цветовой гаммы. Обычно основанные на трех цветах, они выражают богатство и сложность внутреннего мира объекта.Более того, художник оригинально использует светотень, выделяя лицо и как бы «растворяя» второстепенные детали.
Наиболее полно эти особенности творчества Рокотова проявились в его женских портретах, занимавших особое место в искусстве XVIII века. На пике карьеры художник создал галерею прекрасных женских образов: А. Струйская (1772, ГТГ, Москва), В. Новосильцева (1780, Третьяковская галерея, Москва), Е. Санти (1785, РУССКИЙ МУЗЕЙ, С.-Петербург) и В. Суровцевой (1780, РУССКИЙ МУЗЕЙ, Санкт-Петербург). Каждый портрет очень индивидуален, по-своему прекрасен. Как завораживающее привидение, лицо Александры Струйской с огромными глазами вырисовывается из дымки жемчужно-розовых оттенков. Ее образ полон сияющей чистоты и непреходящей красоты молодости. В портрете В. Новосильцевой чувствуется ее величие и достоинство, ее уверенность в себе, ее способность к глубокому размышлению. Бледное нежное лицо, слегка прищуренные глаза, острый взгляд и дрожащие губы в еле заметной улыбке — таков холодный ироничный Санти; ее аристократизм подчеркивается нежным сочетанием розового и зеленого.И, наконец, Суровцева, обаятельная и женственная, со скромным русским лицом и прямым добрым взглядом ясных сияющих глаз.
Но при всей своей индивидуальности женские фигуры Рокотова имеют нечто общее: сложный духовный мир, богатую и прекрасную внутреннюю жизнь, возвышенные человеческие эмоции. Раскрывая сокровенные тайны человеческой души, художник всегда оставляет что-то недосказанным. И это придает портретам Рокотова завораживающую загадочность и особые поэтические качества.
Лиричность этих загадочных образов чудесным образом выразил поэт Николай Заболоцкий в его стихотворении «Портрет:
».
Вспомните, как из глубины времени,
Таинственный и бледный,
Струйская, в сатине, посмотрела вниз
С изображения Рокотова.
Ее глаза два тумана,
Полу-радость, полу-горе
Ее глаза подобны двойному обману.
Союз двух тайн,
Полуэкстази, полутеррор,
Волна безрассудной нежности,
Видение смертельного ужаса.
Идеал человека, сформированный просвещенной аристократической средой — «честь, изящество и внутреннее достоинство», был выражен Рокотовым в мужских портретах представителей знатной интеллигенции: Суровцева (1780, РУССКИЙ МУЗЕЙ, СПБ.-Петербург), поэт Сумароков (1777, Государственный Исторический музей, Москва), одаренный дипломат Обресков (1777, ГТГ, Москва). Портрет Обрескова отличается тонкой детализацией и глубоким проникновением в характер энергичного, умного, проницательного человека.
Современник и страстный поклонник Рокотова Н. Струйский писал, что художник работал очень быстро и легко, «почти игриво». Даже в преклонном возрасте он много и вдохновенно работал.
Из последних лет его жизни известно только то, что он постоянно проживал в Москве.Не имея собственной семьи, его ближайшие родственники и наследники были его племянниками.
Федор Рокотов скончался 24 декабря 1808 года в Москве и похоронен в Ново-Спасском монастыре.
Художник Рокотов Федор Степанович
Около 1735 г. (с Воронцово Московской губернии) — 12 декабря 1808 г. (Москва)
живописец и график.
Происхождение
художника точно не установлено. По одной из версий, он родился в семье крепостного князя П.И. Репнина, даровавшего ему свободу. Другой — был внебрачным сыном Репнина. В юности, видимо, учился у московских иконописцев. В 1750 г. прибыл в Петербург. В 1760 г. по «устному указанию» И. Шувалов зачислен в ИАХ. По словам Дж. Стэхелина, учился «у Лоррена, Лагрени и Фонтебассо. Многому научился у Ротари и Токко. В январе 1762 г. за портрет Петра III получил звание ассоциированного искусства.В его обязанности входило наблюдение за занятиями студентов в классах Академии.
В 1763 году написал парадные портреты Екатерины II в связи с коронационными торжествами. В 1765 году он был избран академиком написанной гравюрой модифицированной копии картины Л. Джордано «Венера и Амур». Имел мастерскую в Санкт-Петербурге, где с помощью студентов выполнял многочисленные заказы.
около 1765 года он переехал в Москву, где жил «вольный художник», работая по заказам Академии художеств и частным заказам на сдельную оплату.Он был членом Английского клуба.
Ретроспективная выставка произведений Рокотова состоялась в 1923 году в Москве и в 1960 году — в Москве и Ленинграде.
Рокотов — выдающийся русский портретист второй половины XVIII века, основоположник женского интимного лирического портрета. Его творчество можно разделить на два периода. Во-первых, Петербург, приходящийся на конец 1750 — первую половину 1760-х гг. Он был обозначен как входная дверь и портрет камеры. Чаще всего художник использовал тип полупарадного полотна — представитель поколений или изображение архитектурного или ландшафтного фона.Второй период, Москва, после 1765 г., связан с разработкой камерной типологии, интимного портрета.
эстетических принципов Рокотова соответствовали прежним настроениям. В своих работах он не только запечатлел черты модели, но и смог передать скрытую, внешне невидимую жизнь души, что придает его работам неповторимый шарм. Для живописного стиля характерна особая мастерская цветовая гамма, построенная на богатстве нюансов смежных тонов.Отдайте предпочтение дымным, плавным цветам, часто просвечивающим один сквозь другой. В палитре преобладают серебристо-голубые, розовато-бежевые, коричнево-золотые тона. Часто прибегают к цветным лакам, которые задают общий тон рисунка. Писал быстрые, подвижные мазки, лепил тончайшую глазурь, таким образом старался ощутить яркий образ жизни.
важнейших собрания произведений Рокотова находятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Внимание! Все материалы сайта и база данных результатов аукционов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированную справочную информацию о произведениях, проданных на аукционах, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, образовательных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 Гражданского кодекса. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, не допускается. ARTinvestment.RU не несет ответственности за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании заявления уполномоченного органа.
Федор Рокотов — Биография
Обратите внимание: Художники, не классифицированные как американские в нашей базе данных, могут иметь ограниченные биографические данные по сравнению с обширной информацией об американских художниках.
Создание биографий или их улучшение — это работа, и мы приветствуем информацию от наших знающих зрителей.
Если вы чувствуете, что у вас есть полезная информация, которую вы хотели бы поделиться, следующие способы подачи являются наиболее эффективными. Мы приветствуем ваше участие!
1. Уже для ведущих дилеров и музеев
зарегистрировавшись в askART, ваш лучший подход — войти в систему, выбрать исполнителя (один раз
он / она в вашем списке художников), и разместите там свою биографию.Если ты
дилер или музей, который в настоящее время не зарегистрирован, пожалуйста
нажмите здесь, чтобы зарегистрироваться, а затем вы можете выбрать своего исполнителя и отправить
Биография.
2. Для всех, у кого есть полезная информация.
об этом исполнителе, отправьте информацию по электронной почте на адрес
[email protected]. Обратите внимание: все биографии будут полностью
доступны для просмотра по пятницам, но биографии остальных дней недели доступны только для
подписчиков.
Руководство по биографии
При отправке биографической информации мы ценим ваше внимание к
следующее:
Имейте в виду, что askART не является рекламным сайтом, и соответственно
биографические данные не должны использоваться в целях «рекламы» или
художник.
Наш сайт про ХУДОЖНИКОВ, СКУЛЬПТОРОВ, ИЛЛЮСТРАТОРОВ. Если вы мало знаете о
художника, но если у вас есть важная информация, мы будем рады, если вы прислали
это также регистратору @ askart.com. Это
для всех нас приятно видеть, как файлы художников растут, а другие могут захотеть
чтобы дополнить то, что вы предоставили.
Недилеры и музеи :
Пожалуйста, представьте вашу информацию следующим образом: «Следующие биографические
информация предоставлена Джейн Доу, племянницей художника ».
Дилерам и музеям будет автоматически добавлена ссылка на их
места.
Просто факты, пожалуйста.Наши редакторы обучены
удалите любую шумиху или рекламное словоблудие, например «самые известные»
«Всемирно известные», «необычайно красивые работы».
Если вы мало знаете о художнике,
ответьте на как можно больше из следующих вопросов. Другие лица, видя
вашу запись, часто добавляйте к данным. Вот сколько биографий
расти.
Пожалуйста, включите в свою биографию ответов на as
многие из следующих вопросов как возможные :
- Какие предметы и стили ( и другие отличительные
характеристики), по которым работы художника наиболее известны? - Отождествлен ли художник с какими-либо конкретными направлениями искусства , или
художники , кто повлиял на его или ее творчество? - Где, когда и под кем художник получил образования и
обучение ? - Можете ли вы предоставить всю необходимую информацию о личных
информация о художнике? - Членом каких художественных организаций был художник?
- Можете ли вы предоставить список всех крупных музеев и художников?
ассоциация выставок ? ( без учета коммерческих художественных галерей ). - Какие наград, или другое признание получил художник?
- Что музеев (название, город и штат) в настоящее время содержат
работы художника в их постоянных коллекциях? - Обязательно : Какие источники для вашего
Информация? Для книг: название списка, автор, дата публикации. (По желанию:
укажите количество страниц и да / нет, если есть цветные изображения.) Для журнала
статьи, укажите название статьи, автора, название публикации, дату и страницу
номер, если возможно. - Обязательно : имя лица, подавшего
Информация.
Примечание дилера : Пожалуйста, введите книги, периодические издания и музей.
ссылки в отведенном для этого месте. Не совмещайте информацию о книге с
биография.
Есть много ярких биографий, на которые вы можете ссылаться на нашем веб-сайте, например,
Сесилия Бо, Эдвард Хоппер и Пол Сэмпл.Пожалуйста, не отправляйте биографии
с минимальным количеством фактов или чрезмерно рекламными текстами, такими как следующие
(непригодный) формулировка:
Что НЕ отправлять:
«Художник Джон Доу — квинтэссенция мастера.
света, цвета и сцены. Его блестящие полотна наполнены чувством, где
любовь можно почувствовать всеми органами чувств. Благодаря его умелой манере письма и
опираясь на свой жизненный опыт, он создает образы, в которых зритель чувствует, что он
действительно стал единым целым с предметом.Картины Доу обязательно будут искать
различающий коллектор. У меня / у нас есть множество впечатляющих работ Доу
имеется в наличии для продажи »
Благодарим вас за участие в askART. Если у вас есть вопросы
по поводу подачи биографий отправляйте их по адресу [email protected]
Поделитесь изображением художника.
.