Содержание
Художники по направлению: Кубизм — WikiArt.org
направление
Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров. Он имел в виду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Однако Пикассо и его друзья восприняли совет буквально».
Возникновение кубизма традиционно датируют 1905—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Ж. Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 году, после того как Анри Матисс увидев пейзажи Дома в Эстаке, написанные Ж. Браком в 1908 воскликнул «Что за кубики» (фр. bizarreries cubiques).
Начиная с 1912 года в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом». Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно; в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914).
Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др. Кубизм развивался и за пределами Франции; особенно плодотворно — в Чехословакии.
В России кубизм соединился с элементами итальянского футуризма (кубофутуризм).
В «кристаллической» манере письма М. А. Врубеля часто находят предчувствия кубизма.
Подлинным первооткрывателем кубизма является предприниматель и коллекционер С. И. Щукин, привёзший в Москву ранние кубистские опыты Пикассо.
В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой авангарда». Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета» (в том числе П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, Р. Р. Фальк), не пошло дальше раннего, «сезаннистского» этапа, самобытно и красочно его обогатив. Художники же настроенные более радикально (К. С. Малевич, В. Е. Татлин и др.) быстро перешли к кубофутуризму, честолюбиво выдвигая его в противовес кубизму в качестве более передового и уже свободного от французских влияний метода.
Однако и позднее, в свой витебский период (1919—1922) Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм».
Художница Наталья Гончарова в 1912 году отмечала, что «кубизм — вещь хорошая, но не совсем новая». По её словам, в этом же стиле выполнены и скифские каменные бабы, и крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках.
К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко. Он пытался, и иногда достаточно успешно, решать в пластике задачи, поставленные кубистами-живописцами. При этом объёмность и иная материальная фактура, использование реального света и тени на скульптурных объёмах, пространств, сдвиги плоскостей, форм, объёмов, варьирование пустотами и наполненностями открыли перед ним и новые, чисто пластические перспективы, в результате чего он достаточно скоро отошёл от кубизма и двинулся своим путём в искусстве.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Википедия:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубизм
Фернан Леже: картины, биография
Фернан Леже (1881-1955)
Французский художник Фернан Леже родился в Нормандии. Любовь к рисованию привела его в Париж, в Школу декоративных искусств. Он также посещает вольнослушателем парижскую Школу изящных искусств.
«Сад моей матери», 1905
Путь Леже в искусстве сложен и противоречив. Сначала художник работал в импрессионистической манере («Сад моей матери», 1905), затем испытал влияние Сезанна. Постепенно Леже отказывается от верности анатомии, проявляя интерес только к отвлеченным формам и сочетаниям. «(Швея» (1909), «Обнаженные в лесу» (1911) демонстрируют полное пренебрежение натурой.
«Обнаженные в лесу» (1911)
Вместо «сюжета» реалистов или импрессионистского «ощущения» Леже на данном этапе выдвигает искусство субъективизма, образы, рожденные собственной фантазией. Знакомство с кубизмом в работах Брака и Пикассо усиливает эту тенденцию. Правда, Леже никогда не писал предметов одновременно с разных точек зрения, однако он все же был на пути к абстракционизму.
Война 1914 года прервала занятия живописью. Леже попадает на фронт, под Верден (известны фронтовые зарисовки художника). После войны — опять поиски. Теперь Леже называют «художником машин» («Город», 1919), потому что он изображает индустрию как символ цивилизации.
«Город», 1919
В его картины приходит цвет — локальными, широкими декоративными плоскостями. А в 1921 году Фернан Леже снова обращается к образу человека («Большой завтрак», «Женщина с кошкой», «Мать и дитя»), но его персонажи огрублены, непривычны по очертаниям.
Женщина с кошкой
В годы второй мировой войны Леже живет в Америке. В 1944 году он вступает в Коммунистическую партию Франции.
Строители 1950, ГМИИ, Москва
В последний период творчества на полотнах Леже мы видим рабочих («Строители», 1950; «Загородная прогулка», 1953), художник увлечен социально-прогрессивной тематикой, с симпатией относится к СССР.
Картины Леже
Две женщины с цветами 1954, Галерея Тэйт, Лондон
Женщины в интерьере 1921 Леже, Фернан
Ныряльщики на желтом фоне 1941, Институт искусства, Чикаго
Механик, 1920
Пересечение железных дорог 1919, Институт искусства, Чикаго
Развлечения.(Посвящение Луи Давиду) 1948-1949
Bargeman, 1918
Три девушки на красном фоне. (композиция с тремя женщинами) 1927
Адам и Ева. 1934
Кружка пива
три сестры
Женщина в синем
Три женщины
Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Фернан Леже: жизнь и творчество художника
Фернан Леже — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, художник-модернист и основоположник тубизма.
Содержание
Биография Фернана Леже
Творчество Леже
Работы художника
Картины Фернана Леже
Библиография
Биография Фернана Леже
Родился в 1881 году во Франции, в Аржантане.
Леже получил двухлетнее архитектурное образование, позднее был вольным слушателем Школы изящных искусств в Париже.
Творчество Фернана Леже
Начиная с 1910, Леже — активный участник салона des Independants.
Его ранние картины («Обнаженные в лесу», «Сидящая женщина») написаны в стиле кубизма. Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма.
Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ. В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов, изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах. «Город» — одна из его наиболее примечательных картин в этом плане.
Работы Леже оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе.
В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно-прикладного искусства, и как скульптор. Создавая мозаику, керамику и гобелены, он также использовал принципы конструктивизма.
В своих последних картинах Леже использовал выделение и наложение монохромного цвета в композиции. «Большой Парад», одна из его последних картин — монументальный пример этого оригинального стиля.
Работы художника
- «Обнажённые в лесу», 1909—1910, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло;
- «Дама в голубом», 1912, Публичное художественное собрание, Базель
- «Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия;
- «Джоконда и ключи», 1930, Музей Леже, Биот
- «Строители», 1951, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
- мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и Оденкуре (1951), университета в Каракасе (1954), в панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952).
Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодежном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968).
Библиография
- Сагалович М. В. По следам Фернана Леже. — М.: Советский художник, 1983. — 352 с. — (Рассказы о художниках).
- «Фернан Леже», автор Гастон Диль, Отпечатано в Венгрии, 1985 год, типография «Кошут»
- Жадова Л. А. Фернан Леже. — М.: Искусство, 1970. — 144 с.
- Descargues P., Fernand Léger, P., 1955;
- Hoinmage a Fernand Léger, P., 1971.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Фернан Леже: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Фернан Леже: жизнь и творчество художника
Проголосуйте
Леже Фернан Творчество биография Leger Fernand
Леже Фернан (Leger Fernand), французский художник-экспрессионист.
Родился в 1881 году во Франции, в Аржантане. Леже получил двухлетнее архитектурное образование,
позднее был вольным слушателем Школы изящных искусств в Париже.
Строители с алоэ, 1951, ГМИИ, Москва
Кружка пива, 1921, Галерея Тейт, Лондон
Пересечение дорог, 1919, Институт искусств, Чикаго
Начиная с 1910 года, Леже – активный участник салона des Independants.
Его ранние картины («Обнаженные в лесу», «Сидящая женщина в доспехах») написаны в стиле кубизма.
Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма.
Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ.
В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов, изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах.
«Город» – одна из его наиболее примечательных картин в этом плане. Работы Леже
оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в
Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе.
Город, 1919, Художественный музей Филадельфии
Мать и дитя, 1922, Музей искусств, Базель
Мона Лиза с ключами, 1930, Музей Фернана Леже, Биот
В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно-прикладного искусства, и как скульптор.
Создавая мозаику, керамику и гобелены, он также использовал принципы конструктивизма. В своих последних картинах Леже использовал выделение и наложение монохромного цвета
в композиции. «Большой Парад», одна из его последних картин – монументальный пример этого оригинального стиля.
Фернан Леже скончался 17 августа 1955 года в городке Жиф-сюр-Иветт в историческом регионе Иль-де-Франс во Франции.
Примечание. В данной статье о творчестве Фернана Леже изображения используются для идентификации в контексте информационного сообщения и комментария к работе художника,
который является автором картины, обложки книги или иллюстрации. Изображения предназначены для оказания помощи пользователю в целях точного определения работы художника.
Это вносит значительный вклад в понимание пользователем статьи, так как описание изображения практически невозможно передать словами.
На данной странице размещение электронных репродукций картин Фернана Леже книг с крайне низким разрешением и размером 210 на 210 пикселей квалифицируется
как использование изображений для иллюстрирования статьи в информационных, образовательных и учебных целях.
Фернан Леже — NeWestMuseum
Фернан Леже, происходивший из фермерской семьи, в течение двух лет был учеником архитектора в Кане (1897–1898). Приехав в Париж, устроился чертежником в архитектурное бюро (1900–1902). Пытался поступить в Школу изящных искусств (1903), но не выдержал экзамена, после чего стал вольнослушателем у Жерома и Ферье; посещал Школу декоративных искусств и Академию Жюлиана. Занимался ретушью в фотоателье. Несколько раз подолгу бывал на Корсике.
В ранних работах Леже прослеживается влияние импрессионизма и фовизма. (Впоследствии он уничтожил большинство картин, выполненных до 1910 года.) Важными событиями для формирования собственного стиля художника стали ретроспектива Поля Сезанна в Осеннем салоне 1907 года и знакомство с Анри Руссо. Большое влияние оказало на него также общение с авангардистами в «Улье», где Леже проживал в 1908–1909 годах. Среди обитателей и гостей этого общежития на Монпарнасе были: живописцы Робер Делоне, Марк Шагал, Хаим Сутин, скульптор Жак Липшиц, поэты Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Блез Сандрар.
В 1909 году Леже впервые выступил в Осеннем салоне; через год его работы экспонировались в галерее Даниэля-Анри Канвейлера, маршана Пабло Пикассо и Жоржа Брака, который в 1913 году приобрел все имевшиеся у художника картины и заключил с ним контракт.
В 1909 году Леже обратился к кубизму, создав стиль, в основе которого лежал цилиндрический модуль. Первая крупная картина такого рода («Обнаженные в лесу», 1909–1911, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) была представлена в Салоне независимых 1911 года, где кубисты выступили отдельной группой. Леже наряду с Марселем Дюшаном, Хуаном Грисом, Альбером Глезом участвовал в деятельности объединения кубистов «Золотое сечение». Вся серия художника «Контрасты форм» построена на сопоставлении объемов, на взаимодействии вогнутых и выгнутых поверхностей, основных и дополнительных цветов.
Фернан Леже
Обнаженная в лесу
1909-1911
Холст, масло
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Во время Первой мировой войны Леже служил в инженерных войсках, постоянно делая зарисовки всего увиденного. В сентябре 1916 года под Верденом художник стал жертвой газовой атаки и, проведя больше года в больнице, демобилизовался. Написанная в госпитале картина «Игра в карты» (1917, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), в которой фигуры солдат уподоблены механизмам, стала одной из первых манифестаций темы техники в современном мире — основной для творчества Леже последующих полутора десятилетий.
Опыт, полученный на войне, привел художника к убеждению, что его искусство должно быть обращено к простым людям. «Именно на войне я открыл для себя французский народ», — говорил он. В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике». Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918; «Композиция», 1924).
В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму. В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921–1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Художника привлекало искусство Жана Огюста Доминика Энгра, Жака-Луи Давида и Пьера Пюви де Шаванна, а также культура Средневековья и Ренессанса.
Мастерская Фернана Леже. 1920 годы
В поиске универсального современного языка, доступного широкой публике, Леже обратился к киноискусству. Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье. В 1924 году в Вене Леже продемонстрировал свою собственную кинокартину — «Механический балет», заявленную как «первый фильм без сценария» и построенную на динамичной смене комбинаций абстрактных форм, бытовых предметов и человеческих фигур. Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923). Впоследствии художник активно сотрудничал с Сергеем Эйзенштейном, Леонидом Мясиным и Сержем Лифарем.
В 1924 году Леже стал директором основанной им вместе с Отоном Фриезом и Амеде Озанфаном Академии современного искусства, к преподаванию в которой со временем привлек Мари Лорансен и Александру Экстер. В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства, исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. Позднее, в 1937 году, Леже расписал павильоны для еще одной парижской выставки — Международной выставки искусства и техники.
В 1930-е годы в живописи Леже усилилось реалистическое направление. Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932–1948).
С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи. Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры».
Фернан Леже
Строители (Строители с алоэ)
1951
Холст, масло. 160×200 см
ГМИИ им. А.С. Пушкина
В 1945 году Леже вернулся в Париж и вступил в коммунистическую партию. Он возобновил работу своей академии, которую возглавила Надежда Ходасевич, впоследствии ставшая женой художника (1952). Леже обучал рабочих с завода Рено и устраивал показы своих картин в заводских помещениях. Важнейшие произведения этого периода — серия «Строители» (1951) и монументальное полотно «Большой парад», раскрывающее тему цирка в образе народного гулянья и единства (1954, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк).
1 / 2
Фернан Леже. Мозаика на фасаде церкви Богоматери всех благодатей на Плато Асси, Франция
Фернан Леже. Мозаика на фасаде Музея Фернана Леже в Биоте, Франция
Мастер оставил глубокий след в декоративно-монументальном искусстве, работая над оформлением церкви Нотр-Дам в Асси, Верхняя Савойя (1946–1949). В 1954 году он выполнил керамический декор здания Газ де Франс в Альфортвилле, также им были созданы витражи церквей в Оденкуре (1951) и Курфэвре (1954, Швейцария).
Продолжая работу в театре, Леже в 1950 году изготовил декорации и костюмы к опере Дариуса Мийо «Боливар».
Ретроспективу Фернана Леже собрали в Тейт Ливерпуль • ARTANDHOUSES
В галерее Тейт Ливерпуль открывается выставка «Фернан Леже. Новые времена, новые удовольствия». Живопись, рисунки, монументальные панно, фильмы, графику и текстиль французского художника привезли из музеев Европы, в том числе и те работы, которые никогда не показывали в Великобритании ранее.
Фернан Леже начинал с кубизма. Молодой художник, приехавший из Аржантана, поселился в знаменитом «Улье», попав в эпицентр французского авангарда. Однако, участвуя в Салоне независимых вместе с кубистами, Леже довольно быстро начал от направления дистанцироваться: он мечтает «шагать в ногу с эпохой», восхищается новым временем, машинами, механизмами, новыми скоростями и пытается изобразить эту динамику в своих картинах. Авиационные моторы и винты, трамваи, светофоры, реклама превращаются на его полотнах в абстрактные, но узнаваемые символы.
Леже переосмысливает понятие красоты и пишет о том, что прекрасное в наше время встречается повсюду — в предмете-машине, механизированной архитектуре, а «картина по красоте должна быть равна и даже превосходить красивый предмет промышленного производства».
В 1930-е годы Леже увлекается монументальным искусством, для которого очень подходит его декоративный стиль. В 1935 году ему заказывают монументальное панно для Всемирной выставки в Брюсселе для павильона физической культуры. С этого момента он много занимается оформлением массовых представлений и общественных зданий.
Годы войны художник проводит в США, где его искусство пользуется большой популярностью. Музеи борются за право устроить его выставки. В его творчестве появляется новая тема — человек в пространстве: он изображает строителей, акробатов, циркачей. В своих записках Леже пишет, что «хотел выразить контраст между человеком и его творениями, между рабочим и всей этой металлической архитектурой».
Последние годы жизни Леже интенсивно работает в монументальном жанре. Он украшает фасад церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас, делает витражи для церкви в Оденкуре, оформляет французский павильон на Триеннале в Милане, зал ООН в Нью-Йорке и выполняет множество других как частных, так и государственных заказов.
Несмотря на международное признание, творчество Леже не у всех вызывало восторг, чему виной были его политические взгляды. Он был членом коммунистической партии Франции, куда вступил, правда, только после войны, и никогда не скрывал своих политических симпатий. Его искусство также было обращено к «производственным темам» и рабочему классу. И, возможно, именно сейчас, когда левые идеи вновь обретают популярность, наследие Леже будет увидено в новом ракурсе.
Fernand Léger
«The Disc»
1918
Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Fernand Léger, George Antheil, and Dudley Murphy
«Mechanical Ballet»
1923-1924
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / image Centre Pompidou, MNAM-CCI
Fernand Léger
«ABC»
1927
Tate
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Fernand Léger
«Leaves and Shell»
1927
Tate
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Fernand Léger
«Trois femmes sur fond rouge»
1927
Musée d’art moderne et contemporain de Saint-Étienne Métropole. Achat, 1983
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Image courtesy Cyrille Cauvet/Musée d’art moderne et contemporain de Saint-Étienne Métropole
Fernand Léger
«The Acrobat and his Partner»
1948
Tate
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Fernand Léger
Study for «The Constructors: The Team at Rest»
1950
Scottish National Gallery of Modern Art, Edinburgh. Purchased 1984
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Photo: Antonia Reeve
Fernand Léger
«Two Women Holding Flowers»
1954
Tate
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Fernand Léger
«Young Girl Holding a Flower»
1954
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
© The Fitzwilliam Museum, Cambridge
Fernand Léger and Charlotte Perriand
«Essential Happiness, New Pleasures»
Pavilion of Agriculture, Paris, International Exhibition
1937–2011
Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Madrid
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Photographic Archives Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia
Художник Леже Надя
Ноябрь 1904 (деревня Осетищи Витебской губернии) — 8 ноября 1982 (Франция)
Живописец, график, мозаичист
Родилась в многодетной крестьянской семье. Детские годы провела в деревне Осетищи Витебской губернии и Белеве Тульской губернии, куда семья переехала во время Первой Мировой войны. После революции 1917 занималась рисованием и балетом в местном Дворце искусств. В 1919 переехала в Смоленск, где поступила в Государственные высшие художественные мастерские. Занималась у В. М. Стрижеминского и его жены Е. Н. Кобро, которые возглавляли группу УНОВИС (Утвердители нового искусства) в Смоленске. Познакомилась с лидером группы К. С. Малевичем во время его визитов в Смоленск, беседы с ним оказали сильное воздействие на мировоззрение молодой художницы. В конце 1910-х — начале 1920-х создавала как работы в реалистическом ключе, так и абстрактные супрематические композиции: «Пресс-папье» (1918), «Начало движения. Взлет I» (1922) и другие.
В 1922 переехала в Варшаву, используя право беженцев из Западной Белоруссии возвратиться в деревни, отошедшие Польше. Некоторое время работала прислугой и модисткой в шляпных мастерских. Параллельно продолжала свое образование в Варшавской Академии художеств, изучала музейные собрания. В 1924 вышла замуж за С. Грабовского, с которым познакомилась в Академии художеств. Вместе с ним переехала в Париж, где поступила в Академию современного искусства, которой руководили Ф. Леже и А. Озанфан.
В 1927 родила дочь Ванду. Вскоре рассталась с мужем и сблизилась с Ф. Леже. В 1920-х — 1930-х помогала ему в монументальных и декорационных работах, ассистировала в его Академии. В 1930-х организовала в Париже издание журнала L`Art Contemporain («Современное искусство»), который печатался на французском и польском языках.
В начале Второй мировой войны вступила в Общество помощи фронту. Во время оккупации Франции работала в подполье, в частности распространяла партизанские листовки. В 1944 стала членом Союза советских патриотов и Союза помощи бывшим военнопленным. Организовала выставку художников — участников Сопротивления и аукцион картин, все средства от которого пошли в пользу Красного Креста и Союза советских патриотов.
В 1952 вышла замуж за Фернана Леже, поселилась с ним в Жифсюр-Ивет близ Парижа. После смерти мужа в 1955 создала его музей в Бьоте. В 1950-х — 1970-х писала портреты и натюрморты, близкие примитиву и отмеченные влиянием творчества Леже. Создавала портреты деятелей французской и русской культуры, в частности Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского, В. В. Маяковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и других. Выполнила портреты лидеров международного коммунистического движения, героев Сопротивления. Работала также в области монументального искусства, плаката, в 1960-х — 1970-х обратилась к технике мозаики. В 1971 в Международном художественном центре в Париже прошла персональная выставка художницы, на которой она показала ряд работ в духе супрематизма, помеченных двойной датой — 1920/1968, стремясь таким образом связать свое имя с «кругом Малевича».
Подробнее
В последние годы жизни часто бывала в СССР, исполнила ряд картин по впечатлениям от пребывания в Советском союзе («Колхозница», «Таджикские музыканты» и другие). Подарила музеям СССР несколько картин Леже, а также ряд собственных картин и мозаик. В 1972 была награждена орденом Трудового Красного Знамени за вклад в развитие франко-советской дружбы.
Роль Н. П. Леже в культуре ХХ столетия определяется в большей степени ее общественной деятельностью, близостью к Ф. Леже и ведущим мастерам европейского искусства, нежели непосредственно ее творчеством. Вместе с тем работы художницы представляют собой достаточно значительное явление в искусстве. В ранний период Леже находилась под влиянием идей Малевича и, хотя непосредственно не входила в его окружение, ее картины конца 1910-х — начала 1920-х неразрывно связаны с историей русского авангарда. На позднее творчество значительное влияние оказало искусство Ф. Леже. Произведения художницы находятся в ряде музейных и частных собраний, в частности в Национальном художественном музее республики Беларусь в Минске.
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Фернан Леже — 446 произведений
Фернан Леже был французским художником, скульптором и режиссером, который работал в своей собственной форме кубизма, преобразованной в образный стиль, и считался предшественником нового стиля поп-арта. Первоначально он учился на архитектора, а в 1900 году работал чертежником в Париже. К 1903 году, после непродолжительной военной службы в Версале, Леже поступил в Школу декоративных искусств в Париже, а затем подал заявление в Школу изящных искусств. Искусство, где его отвергли.Тем не менее, он посещал художественные классы как незарегистрированный ученик и начал серьезно работать художником в возрасте 25 лет.
В 1909 году он переехал на Монпарнас, Франция, и встретился с такими лидерами авангардного движения, как Липшиц и Шагал, а позже сформировал Section D’Or, группу художников-авангардистов, которые в конечном итоге создали Salon des Независимые. В начале Первой мировой войны Леже был мобилизован как подразделение французской армии, отправился в Аргонн и подвергся атаке горчичного газа на линии фронта, которая чуть не убила его.Во время своего пребывания в армии он создал множество эскизов артиллерии, сослуживцев и самолетов, что привело к его более позднему «механическому периоду», когда он писал трубчатые и машиноподобные формы.
Как любитель кино, Леже подумывал оставить живопись, чтобы заняться кинопроизводством. Наряду с различными декорациями для съемок фильмов, в 1924 году он снял и спродюсировал независимый фильм «Ballet Mecanique». В том же году он основал бесплатную художественную школу, где обучал многих известных артистов.Не только художник, но и его плодотворные работы включают декорации, книжные иллюстрации, фрески, витражи, мозаики и керамические скульптуры. В 1931 году его пригласили в США для украшения квартиры Нельсона Рокфеллера в Нью-Йорке, где он влюбился в суровый городской пейзаж. Он жил в Соединенных Штатах во время Второй мировой войны, вернулся во Францию после войны в 1945 году и присоединился к коммунистической партии. Он умер десять лет спустя.
Первый художник, который сделал товары эпохи потребителя определяющим влиянием на свои картины, он считается отцом современного поп-арта, и его картины были проданы за 22 миллиона долларов.
Более …
Жозеф Фернан Анри Леже (французский: [leʒe]; 4 февраля 1881 — 17 августа 1955) был французским художником, скульптором и кинорежиссером. В своих ранних работах он создал личную форму кубизма, которую постепенно преобразовал в более образный, популистский стиль. Его смело упрощенный подход к современной тематике заставил его считаться предшественником поп-арта.
Леже родился в Аржентане, Орн, Нижняя Нормандия, где его отец разводил крупный рогатый скот.Фернан Леже изначально учился на архитектора с 1897 по 1899 год, а затем переехал в 1900 году в Париж, где он поддерживал себя как архитектурный чертежник. После военной службы в Версале, Ивелин, в 1902–1903 годах он поступил в Школу декоративных искусств после того, как его заявление в Школу изящных искусств было отклонено. Тем не менее, он посещал Beaux-Arts как незарегистрированный студент, проводя то, что он описал как «три пустых и бесполезных года», обучаясь с Жеромом и другими, одновременно обучаясь в Académie Julian.Он начал серьезно заниматься живописью только в возрасте 25 лет. К этому моменту в его работах проявилось влияние импрессионизма, как это видно на «Сад матери» 1905 года, одной из немногих картин этого периода. что он потом не уничтожил. Новый акцент на рисунке и геометрии появился в работах Леже после того, как он увидел ретроспективу Сезанна в Осеннем салоне в 1907 году.
В 1909 году он переехал на Монпарнас и встретил Александра Архипенко, Жака Липшица, Марка Шагала, Жозефа Чаки и Робера Делоне.
В 1910 году он выставлялся в Осеннем салоне в том же зале (зал VIII), что и Жан Метцингер и Анри Ле Фоконье. В своей главной картине этого периода «Обнаженные в лесу» Леже демонстрирует личную форму кубизма, которую его критики назвали «тубизмом» за акцент на цилиндрических формах.
В 1911 году комитет по подвешиванию Салона независимых объединил художников, отнесенных к категории «кубистов». Метцингер, Альбер Глез, Ле Фоконье, Делоне и Леже были ответственны за то, чтобы впервые раскрыть кубизм широкой публике как организованная группа.
В следующем году он снова выставлялся в Осеннем салоне и Независимых с кубистами и присоединился к нескольким художникам, включая Ле Фоконье, Метцингера, Глейза, Франсиса Пикабиа и братьев Дюшанов, Жака Вийона, Раймона Дюшана-Вийона и Марселя. Дюшан, чтобы сформировать Puteaux Group, также называемую Section d’Or (Золотое сечение).
Картины Леже с тех пор до 1914 года становились все более абстрактными. Их трубчатые, конические и кубические формы лаконично переданы грубыми пятнами основных цветов плюс зеленый, черный и белый, как это видно в серии картин под названием «Контрастные формы».Леже не использовал технику коллажа, изобретенную Браком и Пикассо.
Опыт Леже во время Первой мировой войны оказал значительное влияние на его работу. Мобилизованный в августе 1914 года для службы во французской армии, он два года провел на фронте в Аргонне. Он сделал множество эскизов артиллерийских орудий, самолетов и сослуживцев в окопах, а также написал «Солдат с трубкой» (1916) в отпуске. В сентябре 1916 года он чуть не умер после атаки иприта немецких войск в Вердене.В период выздоровления в Вильпенте он написал «Игроков в карты» (1917), полотно, чьи роботоподобные чудовищные фигуры отражают двойственность его опыта войны. Как он пояснил:
Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с непортированной лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →
Подробнее…
Пять вещей, которые нужно знать о Фернане Леже — Список
Фернан Леже и Шарлотта Перриан
Основное счастье, новые удовольствия. Павильон сельского хозяйства, Париж, Международная выставка 1937–2011
Национальный музей искусства королевы Софии
© ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2018.Фотоархив Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia
Взглянем широко раскрытыми глазами на современную жизнь, которая катится, движется и перетекает рядом с нами
Фернан Леже
Фернан Леже был французским художником, работавшим во многих средах, включая кино и графику.Однако больше всего он известен своими крупномасштабными картинами и фресками. Часто окрашенные в блочные цвета со смелыми графическими линиями, они свидетельствуют о его убеждении, что «цвет … так же необходим для жизни, как вода или огонь».
Подход Леже к современным предметам намного опередил свое время, проложив путь современному искусству. Самым новаторским было то, как он придавал одинаковую ценность объектам и живым существам, качество, которое в конечном итоге характеризует движение поп-арта.
Фернан Леже: Новые времена, новые удовольствия в галерее Тейт Ливерпуль 23 ноября 2018 — 17 марта 2019
Забронировать
1. Он был предшественником поп-арта.
[Леже] человек настолько погружен в окружающий его мир, что его искусство невозможно отделить от современного видения
Кэтрин Кух, МоМ, 1953
Фернан Леже
Две женщины с цветами в руках 1954
Тейт
© ADAGP, Париж и DACS, Лондон 2018
Леже — один из первых художников, который начал использовать тему общества потребления в своей работе.Его картины изображают сплющенных людей, катающихся на велосипедах, машинах, комнатных растениях, стульях и бутылках вина, выделенных жирным шрифтом. Эти работы вытесняют стиль, который позже будет использоваться многими поп-артистами. Это подчеркивается его графическим использованием линий, увлечением машинами и плоскими невыразительными фигурами.
Леже был впечатлен современным городом с его рекламой, искусственным освещением и транспортными средствами. Он исследует это в своем эссе 1924 года «Зрелище», в котором обсуждаются его взгляды на современность.
Ритм [современного мира] настолько динамичен, что «кусочек жизни», увиденный с террасы кафе, становится зрелищем… На бульваре двое мужчин несут в тележке огромные позолоченные буквы; эффект настолько неожиданный, что все останавливаются и смотрят.
Поиск новых способов передать динамичный ритм современной жизни стал страстью, которую можно увидеть во многих его работах.
2. Любил цирк
Сходи в цирк… Это так по-человечески — прорваться сквозь ограничения, раскинуться, вырасти к свободе … Выбраться из земли, покинуть ее, как можно меньше касаться кончика, самого дальнего кончика
Отрывок из введения «Цирк», его литографический лист 1950 года
Цирк служил Леже бесконечным источником вдохновения и радости на протяжении всей его жизни.В детстве цирк проезжал через его родной город во французской деревне. За этим последовало посещение Цирка Медрано на Монмартре во время его пребывания в Париже, а затем цирков Ringling Bros. и Barnum & Bailey в Соединенных Штатах. Богатство цвета и движения, которое предлагало каждое выступление, было идеальным предметом для человека, столь увлеченного темпами и яркостью современного мира.
Когда я теряюсь на этой удивительной металлической планете с ее ослепительными прожекторами и крошечным акробатом, который каждую ночь рискует своей жизнью, я отвлекаюсь.
Его картина « Акробат и его партнер » является примером этого. Вихревое движение акробата соседствует с неподвижностью его партнера, который внимательно держит лестницу. Это баланс между тем, что он называл «динамикой и статикой».
3. Война изменила его искусство
Мой опыт работы на фронте и ежедневный контакт с машинами привели к изменениям, которые отметили мою картину
Фернан Леже
Солдаты Игральные карты 1917
Музей Креллер-Мюллер
С 1914 по 1917 год Леже воевал на передовой у Аргонна и Вердена.Потом он размышлял о своем опыте:
… Я был ошеломлен при виде казенной части 75 миллиметра на солнце. Это была магия света на белом металле … Грубость, разнообразие, юмор и откровенное совершенство некоторых людей вокруг меня, их точное чувство утилитарной реальности и ее применение в разгар драмы жизни и смерти, которую мы были в … заставили меня рисовать на сленге со всей его красочностью и подвижностью.
Это ознаменовало значительные изменения в его работе.От абстрактных и кубистических работ он перешел к так называемому «механическому периоду». Промышленные и машинные объекты вышли на первый план в его творчестве.
Мне нужна была яркость и интенсивность, поэтому я использовал машину, как другие используют обнаженную натуру или натюрморт.
4. Он изобрел тубизм
Фернан Леже
Trois femmes sur fond rouge 1927
Musée d’art modern et contemporain de Saint-Étienne Métropole
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018.Изображение предоставлено Сириллом Кове / Musée d’art modern et contemporain de Saint-Étienne Métropole
Fernand Léger
Elément mécanique 1924
Центр Помпиду — Национальный музей современного искусства — Центр творчества
Industrielle
© ADAGP, Париж
Леже изолировал элементы изображения и фрагментировал их, чтобы показать разные точки зрения.Это очень характерно для кубизма. Однако его подход к этой технике был настолько уникальным, что многие посчитали, что ему нужно другое название. Смелые, простые формы, которые он использовал, напоминали индустриальный мир и часто не отображали четкий предмет, как это делали многие кубистские картины.
Поскольку его работы имели цилиндрические формы, искусствовед Луи Воксель придумал для описания этого термин «тубизм». Этот стиль живописи, возможно, свидетельствует о его структурном взгляде на мир. Вид, вдохновленный механическими орудиями войны и его архитектурным образованием.
5. Он считал, что искусство для всех
Фернан Леже
Этюд «Конструкторы»: команда на отдыхе 1950
Шотландская национальная галерея современного искусства
© ADAGP, Париж и DACS, Лондон 2018. Фото: Антония Рив
Леже был социалистом.Он считал, что основная цель создания искусства — обогатить жизнь каждого члена общества. Чтобы привнести искусство в повседневную жизнь людей, он работал над плакатами и фресками, а также над мольбертом. На его картинах изображены строители и люди, увлекающиеся досугом. Эти повседневные сцены возвращаются к нам в новом свете, а персонажам придается достоинство в их нормальности.
Леже пронес этот взгляд на жизнь в своем учении. Он преподавал на протяжении всей своей жизни, и многие из его учеников произвели фурор в мире искусства.Такие люди, как Салоуа Рауда Шукар, Луиза Буржуа, Уильям Кляйн, Тарсила До Амарал и Марлоу Мосс, все закончили его классы.
Фернан Леже: Новые времена, новые удовольствия в галерее Тейт Ливерпуль 23 ноября 2018 — 17 марта 2019
Забронировать сейчас
Франция | История, карта, флаг, столица и факты
Франция , официально Французская Республика , Франция Франция или République Française , страна северо-западной Европы.В историческом и культурном плане Франция входит в число наиболее важных стран западного мира, а также играет очень важную роль в международных делах, имея бывшие колонии во всех уголках земного шара. Ограниченная Атлантическим океаном и Средиземным морем, Альпами и Пиренеями, Франция долгое время служила географическим, экономическим и лингвистическим мостом, соединяющим северную и южную Европу. Это крупнейший в Европе производитель сельскохозяйственной продукции и одна из ведущих промышленных держав мира.
Британская викторина
Паспорт в Европу
Можете назвать цвета французского флага? Где самая высокая гора в Европе? Достаньте свой паспорт и отправляйтесь в путешествие по Европе в этой викторине, в которой вам предстоит путешествовать по континенту.
Франция — одна из старейших наций земного шара, продукт союза герцогств и княжеств под одним правителем в средние века.Сегодня, как и в ту эпоху, центральная власть принадлежит государству, хотя в последние десятилетия регионам страны была предоставлена определенная автономия. Французы смотрят на государство как на главного стража свободы, а государство, в свою очередь, предоставляет своим гражданам щедрую программу удобств, от бесплатного образования до здравоохранения и пенсионных планов. Даже в этом случае эта централистская тенденция часто противоречит другой давней теме французской нации: настойчивости на превосходстве личности.По этому поводу историк Жюль Мишле заметил: «Англия — это империя, Германия — это нация, раса, Франция — это личность». Государственный деятель Шарль де Голль тоже жаловался: «Только опасность может сплотить французов. Нельзя внезапно навязать единство стране, имеющей 265 видов сыра ».
France Encyclopædia Britannica, Inc.
Эта тенденция к индивидуализму сочетается с плюралистическим мировоззрением и большим интересом к большему миру. Несмотря на то, что его империалистическая стадия была вызвана импульсом к цивилизации этого мира в соответствии с французскими стандартами ( la mission civilisatrice ), французы до сих пор одобрительно отмечают слова писателя Гюстава Флобера:
Я не более современен, чем я древний не больше французского, чем китайского; и идея la patrie , отечества, то есть обязанность жить на клочке земли, окрашенном в красный или синий цвет на карте, и ненавидеть другие части, окрашенные в зеленый или черный цвет, всегда казалась мне узкой, ограниченный и безумно глупый.
Одновременно универсальная и особенная, французская культура широко распространилась и оказала большое влияние на развитие искусства и науки, особенно антропологии, философии и социологии.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Франция также оказала влияние в правительственных и гражданских делах, дав миру важные демократические идеалы в эпоху Просвещения и Французской революции и вдохновляя рост реформистских и даже революционных движений на протяжении поколений.Однако нынешняя Пятая республика обладает заметной стабильностью с момента ее провозглашения 28 сентября 1958 года, отмеченного колоссальным ростом частной инициативы и подъемом центристской политики. Хотя Франция была вовлечена в давние споры с другими европейскими державами (и, время от времени, с Соединенными Штатами, их давним союзником), она стала ведущим членом Европейского Союза (ЕС) и его предшественников. С 1966 по 1995 год Франция не участвовала в интегрированной военной структуре Организации Североатлантического договора (НАТО), сохраняя полный контроль над собственными воздушными, наземными и военно-морскими силами; Однако начиная с 1995 года Франция была представлена в Военном комитете НАТО, а в 2009 году президент Франции Николя Саркози объявил, что страна вновь присоединится к военному командованию организации.Как один из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН — вместе с Соединенными Штатами, Россией, Соединенным Королевством и Китаем — Франция имеет право наложить вето на решения Совета.
Столица и самый важный город Франции — Париж, один из выдающихся мировых культурных и коммерческих центров. Величественный город, известный как ville lumière , или «город света», Париж часто переделывали, особенно в середине XIX века под командованием Жоржа-Эжена, барона Османа, который был приверженцем видения Наполеона III. современного города, свободного от холерических болот и переполненных старых переулков, с широкими проспектами и правильной планировкой.Сейчас Париж превратился в огромный мегаполис, один из крупнейших мегаполисов Европы, но его историческое сердце все еще можно пройти за вечернюю прогулку. Уверенные в том, что их город стоит в самом центре мира, парижане когда-то привыкли называть свою страну двумя частями: Парижем и le désert , пустошью за его пределами. Метрополитен Париж теперь распространился далеко за пределы своих древних пригородов в сельскую местность, и почти каждый французский город и деревня теперь насчитывает одного или двух пенсионеров, вынужденных покинуть город из-за высокой стоимости жизни, так что, в некотором смысле, Париж пришел к нам. Обнять пустыню и пустынный Париж.
Париж на фоне заката.
© Digital Vision / Getty Images
Среди других крупных городов Франции — Лион, расположенный вдоль древнего торгового пути в долине Роны, соединяющего Северное море и Средиземное море; Марсель, многонациональный порт на Средиземном море, основанный как перевалочная база для греческих и карфагенских торговцев в VI веке до нашей эры; Нант, промышленный центр и глубоководная гавань на побережье Атлантического океана; и Бордо, расположенный на юго-западе Франции вдоль реки Гаронна.
Фернан Леже, Между абстракцией и кубизмом
Блог Домой
7 марта 2017 г.
Из-за ярких плоских картин повседневных предметов, которые он рисовал с 1930-х годов, Фернан Леже считается одним из предков Поп-арт. Но Леже впервые стал известен благодаря созданной им уникальной вариации кубизма, получившей название тубизм за использование цилиндрических форм. Когда Пабло Пикассо и Жорж Брак впервые разработали кубизм, они искали способы показать повышенную реальность своего предмета.Они разделили свои предметы на геометрические плоскости, изображающие несколько одновременных перспектив, подразумевая движение и течение времени. Но Леже увидел в визуальном языке кубизма скрытый потенциал другого типа. Вместо того, чтобы ценить его за академический подход к предмету, он ценил его способность объективировать искусство и сводить его к формальным пластическим элементам. В руках Леже эстетика кубизма стала демократизирующей силой, которая позволила художникам исследовать цвет, форму и композицию новыми, несентиментальными способами.Он считал, что это совершенно современно. Используя этот подход в качестве отправной точки, Леже расширил возможности абстрактного искусства, перенаправив фокус с субъекта на объект и пластифицировав элементы эстетики, которые заложили основы для многих важных направлений в искусстве.
Создание зрелища
Волнение имело для Фернана Леже огромное значение. Он родился в явно неинтересной семье фермеров в сельской Нормандии в 1881 году. Рано осознав, что фермерская жизнь не для него, он изучил архитектурный рисунок и переехал в Париж в возрасте 19 лет.Там он нашел работу рисовальщиком, а также посещал любые уроки рисования, какие только мог найти. Но он не находил вдохновения ни в работе, ни в школе. Он был полон энергии и беспокойства, как и многие представители его поколения, которые усиливались, наблюдая, как ткань общества быстро меняется благодаря очкам индустриальной эпохи.
В своем эссе The Spectacle, он подробно остановился на влиянии, которое, по его мнению, современный индустриальный мир начала 20 века оказал на человеческий глаз. Описывая бесконечный парад визуальных стимулов, созданных современным обществом для восхищения глаз, Леже писал: « художников, которые хотят отвлечь толпу, должны постоянно обновляться.Это тяжелая профессия, самая тяжелая профессия. ”Существенным вопросом для молодого Леже на рубеже веков в Париже было то, как именно повлиять на такие впечатляющие эстетические явления, чтобы он мог конкурировать с визуальной бомбардировкой своего времени.
Фернан Леже — Механические композиции, 1918-1923 (слева) и машинный элемент, первое состояние, 1924 (справа), © Поместье Фернана Леже
Открытие цвета
Путь вперед начал открываться Леже, когда он увидел ретроспективную выставку работ Сезанна в Париже в Осеннем салоне 1907 года.Леже понял, что Сезанн использовал цвет иначе, чем другие художники. Вместо того, чтобы использовать его для своих картин, Сезанн, казалось, делал картины на службе цвета. Это был прорыв для Леже. Это открыло для него возможность того, что отдельные эстетические компоненты искусства, такие как цвет или форма, могут быть достойны исследования сами по себе, без необходимости иметь какое-либо отношение к предмету. Это было началом его идеи, что искусство может быть объективным и чисто абстрактным и может отмечать свои собственные существенные элементы.
Французская публика в то время сопротивлялась идее тотальной абстракции. Большинство критиков, галеристов, академиков и даже художников считали предметную область жизненно важной для изобразительного искусства. Пикассо и Брак добились прогресса в изменении взглядов со своим кубистским стилем, но многие зрители презирали их за это, и, несмотря на то, что их изображения по-прежнему сильно зависели от предмета. Выделив геометрическую редукцию кубизма, Леже упростил и абстрагировал механизированные формы индустриального мира.Он сочетал эти абстрактные геометрические формы с яркими цветами, создавая абстрактные композиции, которые напоминали сочетание природы и машин. Получившаяся цилиндрическая эстетика, которая принесла его стилю название «тубизм», сопротивлялась различимому сюжету повествования, создавая визуальное утверждение, которое было объективным, современным и, что самое главное, захватывающим.
Фернан Леже — Танец, 1942 (Слева) и Плунджерс II, 1941-1942 (Справа), © Поместье Фернана Леже
Стоическая пластичность
Когда Фернан Леже стал известен своими захватывающий новый стиль, Франция вступила в Первую мировую войну.Леже два года служил во французской армии на передовой. Из истории, которую он позже вспоминал о своем военном опыте, очевидно, что Леже обладал уникальной способностью взаимодействовать с миром на эмоционально отстраненном, чисто объективном уровне, дар, который помог ему сделать важное модернистское открытие. История гласит, что в разгар определенного сражения Леже заметил эффектное отражение солнца в металлическом стволе расположенного поблизости механизированного ружья. Несмотря на насилие, угрожавшее его жизни в тот момент, он заметил только формальную эстетическую красоту этого изображения солнечного света, отражающегося от индустриального металла.Он был очарован цветами, формами и светом. Он оторвал свой разум от повествования об окружающем и реагировал только на объекты в поле своего зрения. Он наслаждался их эстетикой без багажа сентиментальных привязанностей.
Конечно, к тому времени Леже уже установил свою способность подходить к искусству с несентиментальной, объективной точки зрения. Но его опыт войны был определяющим в том, как он заставил его осознать, как обычная жизнь взаимосвязана с искусством.Это показало ему пластичность объективного, обычного мира. Позже он подробно писал на эту тему. В эссе под названием The Street: Objects, Spectacles он написал о « дне, когда женская голова считалась овальным объектом », и описал « как прямое придание предмету декоративной ценности ». Он увидел, что, просто прогуливаясь по средней улице, можно встретить бесконечные эстетические композиции, равные изобразительному искусству, просто любуясь выставленными объектами и сводя людей, животных, природу и промышленные объекты к их формальным эстетическим компонентам.Он выступал за то, чтобы каждую видимую вещь можно было свести к объекту и впоследствии прославить в чисто пластических, эстетических терминах. В этом он был пионером.
Фернан Леже — Ветви (бревна), 1955, фото предоставлены Национальным музеем Фернана Леже, Биот Франция, © Поместье Фернана Леже
Featured image: Fernand Leger — The Great Tug, 1923 , фото предоставлены Национальным музеем Фернана Леже, Биот Франция, © Поместье Фернана Леже
Все изображения используются только в иллюстративных целях
Филип Барсио
Фернан Леже — Opera Gallery
Жизненно важная фигура в развитии кубизма, Фернан Леже родился в 1881 году в небольшом городке в Нормандии, Франция.Он поступил в ученики к архитектору в своем родном городе и переехал в Париж в 1900 году, где изучал живопись в Школе декоративных искусств и Юлианской академии. Он прожил большую часть своей жизни в Париже, проведя несколько лет в Соединенных Штатах во время Второй мировой войны. Ушел из жизни в 1955 году.
Хотя Фернан Леже заработал себе репутацию кубиста, его стиль значительно варьировался от десятилетия к десятилетию, колеблясь от фигурации до абстракции и проявляя влияние из самых разных источников.Тем не менее, его работы были неизменно графичными, отдавая предпочтение основным цветам, узорам и смелым формам. Он принял кубистскую идею дробления объектов на геометрические формы, но сохранил интерес к изображению иллюзии трехмерности. Уникальный бренд кубизма Леже (часто называемый «тубизмом») также отличался его акцентом на цилиндрическую форму и использованием человеческих фигур, похожих на роботов, которые выражали гармонию между людьми и машинами. Он стремился выразить шум, динамизм и скорость новых технологий и машин, часто создавая ощущение движения в его картинах, запечатлевших хаос городских пространств.Леже работал в различных средах, включая краски, керамику, кино, театральные и танцевальные декорации, стекло, печать и книжное искусство.
Он получил международное признание в 1930-х годах, а в 1935 году Музей современного искусства в Нью-Йорке представил выставку его работ. Он работал над несколькими крупными заказами, среди которых была пара монументальных фресок, установленных в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1952 году. Через несколько лет после его смерти, в 1960 году, был открыт Музей Фернана Леже, посвященный его искусству. в Био, Приморские Альпы, Франция.Его работы были предметом нескольких ретроспективных выставок, особенно в 1998 году в MoMA, Нью-Йорк, США; в 2014 году в Художественном музее Филадельфии, США; в 2017 году в Центре Помпиду — Мец, Франция; в 2018 году в галерее Тейт Ливерпуль, Великобритания. Крупная выставка запланирована на 2021 год в Musée Soulages, Родез, Франция. Его работы являются частью крупных частных и государственных коллекций, таких как MoMA, Музей искусств Метрополитен и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, США; Музей изящных искусств Сан-Франциско, США; Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия.C., США; Музей Орсе в Париже, Франция; Центр Помпиду в Париже, Франция; Художественный музей Базеля, Швейцария; Национальный музей западного искусства в Токио, Япония, и галерея Тейт, Лондон, Великобритания, и это лишь некоторые из них.
Жизнь и искусство Фернана Леже
Знакомство с меняющимися стилями французского художника-новатора — работы, которые в настоящее время выставлены на частную продажу.
- 1
- Фернан Леже, исповедующий различные художественные стили, стал одним из важнейших приверженцев модернизма.
Фернан Леже родился в 1881 году в семье скотоводов в Нормандии и стал одним из самых выдающихся художников начала 20 века.Он был связан с множеством авангардных стилей — от кубизма и футуризма до пуризма и де Стиджа — но никогда не слишком тесно, всегда сохраняя свою художественную индивидуальность.
Такие картины, как The Card Players (1917), The City (1919) и Le grand déjeuner 1921 года, теперь повсеместно считаются шедеврами модернизма.
- 2
- Леже перешел от кубизма к «тубисту»…
Среди своих сверстников только Пабло Пикассо мог сравниться с Леже по универсальности, любопытству и прямому отказу стоять на месте.Переехав в Париж на рубеже веков, он разработал своеобразную форму кубизма, объединив аналитическое расчленение форм этого движения со словарем изогнутых форм, таких как цилиндры, сферы и конусы. Искусствовед Луи Воксель назвал это произведение «тубистом»; это был первый зрелый стиль Леже.
- 3
- …и дальше к абстракции
В годы, непосредственно предшествующие Первой мировой войне, практика Леже все больше приближалась к абстракции.Некоторые считают, что его работа в этом стиле достигла своего пика в 1913 году с Contraste de Formes. Описанная Конором Джорданом, заместителем председателя Christie’s по импрессионистам и современному искусству «ударом по солнечному сплетению», эта работа стала мировым аукционным рекордом художника, когда она была продана на Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 2017 года за 70 062 500 долларов.
- 4
- Опыт Леже во время войны повлиял на развитие «механической» эстетики.
Во время Первой мировой войны Леже служил сапером в инженерном корпусе и был отправлен в Аргонн и Верден.Он утверждал, что «совершенно ослеплен казенной частью 75-миллиметрового орудия», а также танками, самолетами и другими технологическими новинками, с которыми он столкнулся.
Со временем искусство Леже будет отражать это влияние, приобретая все более машинную эстетику (промышленные и механические формы в городских условиях были частыми темами в то время). По словам искусствоведа Джона Рассела, Леже «вполне может быть единственным художником, который создал большое искусство (в отличие от иллюстраций) из Первой мировой войны».
Фернан Леже (1881-1955), Nature morte , 1927. Холст, масло 25½ x 19 дюймов (64,9 x 49,8 см). Цена по запросу. Эта и другие работы выставлены на частную продажу на Christie’s
.
- 5
- В конце концов, однако, Леже вернулся к своей фигуре.
Перенесемся в 1920-е годы, и Леже начал восстанавливать фигуры в своих образах, делая сцены немного мягче и милее.Он часто предпочитал сосредотачиваться на женщинах и семьях в домашних условиях — ярким примером являются три полулежащих обнаженных, пьющих чай или кофе в фильме Le grand déjeuner, 1921 года. (типичный для Леже в этот период) восходит к неоклассицизму.
Картина является последней из трех предварительных версий, созданных Леже для шедевра, также называемого Three Women (Le grand déjeuner) , который сегодня входит в число жемчужин Музея современного искусства в Нью-Йорке.15 мая 2018 года работа была продана за 19 437 500 долларов на Вечерней распродаже импрессионистов и современного искусства на Christie’s в Нью-Йорке.
К концу десятилетия Леже начал отходить от жесткой механической эстетики, которая доминировала в его творчестве с конца войны, и вместо этого начал изображать более свободное и игривое видение мира вокруг него. Он обратился к миру природы за вдохновением, наслаждаясь этим новым царством визуальных источников: «Есть микробы, рыбы, подводные лодки, астрономия… Когда я думаю, что в мире нет двух одинаковых ушей».
Благодаря сочетанию органических и геометрических форм, модель Nature morte 1927 года (проиллюстрирована выше и теперь доступна для частной продажи) воплощает это драматическое новое художественное направление. Странные и неожиданные комбинации ярко окрашенных объектов, как абстрактных, так и узнаваемых, плавают в кажущейся бесконечной черной картинной плоскости в этом новом сюрреалистическом натюрморте.
- 6
- Леже сохранил свою современную эстетику, даже если черпал из художественно-исторического канона.
Редко можно продать один шедевр 1920-х годов за сезон, но в 2018 году мы предложили два, включая L es trois femmes au Bouquet (1922), еще одно классическое изображение женщин в домашнем интерьере, которое видел Леже. выбирая соединение традиций с современностью.
- 7
- 1930-е годы были для Леже одновременно экспериментальным и чрезвычайно продуктивным десятилетием.
В 1931 году Леже совершил первую из трех поездок в Соединенные Штаты, получив задание украсить нью-йоркскую квартиру Нельсона Рокфеллера.Он вернулся в 1935 и 1938 годах, чтобы завершить аналогичный проект консолидированного здания Эдисона Уоллеса К. Харрисона на Всемирной выставке 1939-40 годов.
В 1932 году он возобновил преподавание в Académie Moderne, бесплатной школе, которую он основал вместе с Амеде Озенфант в 1924 году. В 1935 году, всего через четыре года после его первого визита, ему была устроена крупная выставка в Музее современного искусства Нью-Йорка.
Во второй половине десятилетия были завершены монументальные фрески Адам и Ева и «Композиция aux deux perroquets », работа, которую он считал одной из своих самых важных.Он также создал фрески для выставок в Брюсселе и Париже, а также эскизы декораций и костюмов для Парижской оперы.
- 8
- Фернан Леже был художником с определенной социальной повесткой дня.
Фрески Леже конца 1930-х годов были вдохновлены его верой в то, что современное искусство может быть движущей силой перемен, средством передачи оптимистического видения перспективного социалистического общества.
В 1935 году коалиция левых и центристских партий, профсоюзов и интеллигенции сформировала Народный фронт во Франции. Леже считал, что это начало нового и потенциально трансформирующего общественного сознания — именно возможность, которая позволит ему вынести современное искусство из студии в повседневную восприимчивость публики.
Он провел войну в Америке, где создал серию картин, вдохновленных неоновыми огнями Нью-Йорка.Он вернулся во Францию в декабре 1945 года и, как и Пикассо, вступил во Французскую коммунистическую партию. Оптимизм, который Леже испытывал по возвращении на родину, нашел отражение в его картинах — в поздних работах художника есть легкая жизнерадостность и спортивная физика.
Леже считал, что важной частью реконструкции мирного времени было привнести чувство удовольствия в жизнь граждан из всех слоев общества, и для него цирк представлял собой публичное зрелище. par excellence — — настоящее искусство народа. .Его последний шедевр, La Grande parade, état définitif (1954) завершил длинную цепочку цирковых сцен, которые он исполнял на протяжении всей своей карьеры.
- 9
- Особенно востребовано искусство двух периодов его карьеры.
По словам Джессики Фертиг, старшего вице-президента по импрессионистам и современному искусству Christie’s в Нью-Йорке, интерес к творчеству Леже «сейчас очень велик».Особенно велик спрос на произведения, выполненные в течение двух периодов его карьеры: «Незадолго до Первой мировой войны и работы с женскими фигурами начала 1920-х годов».
«Работы довоенного периода — как кубистические, так и выходящие за рамки кубизма — всегда хорошо продавались на аукционах», — говорит Фертиг. «Интересно то, что произведения начала 1920-х годов теперь широко считаются в одном ряду».
- 10
- Léger будет широко представлен на выставках в 2018 году.
Помимо аукционного зала, уникальный стиль Леже был показан на нескольких недавних музейных выставках: в Брюсселе в 2018 году ретроспектива его работ была выставлена в BOZAR, а вторая ретроспектива была представлена в галерее Tate Liverpool в ноябре того же года. .
Фернан Леже (Музей Гетти)
Фернан Леже уловил пульс и динамизм повседневной жизни: от шумного города, изобилующего рекламой и вывесками, до механических чудес, созданных героическими рабочими. Чтобы передать эту современную энергию, Леже разработал убедительный визуальный язык формы, цвета и линий. Стремясь совместить искусство и социальную ответственность, он применил свой уникальный визуальный язык к целому ряду средств массовой информации — от живописи до скульптуры и кино — в поисках широкой аудитории.
Выросший на севере Франции, Леже начал серьезно заниматься живописью после переезда в Париж в 1903 году. Он исследовал множество стилей, прежде чем остановился на кубистском подходе, отмеченном простыми геометрическими формами. Леже считал, что ускоренный темп современной жизни требует искусства резких контрастов. Он подчеркнул фрагментированные плоскости и резкие сопоставления по форме и цвету.
Начало Первой мировой войны прервало продвижение Леже, но его служба во французской армии изменила его.Его восхищение своими однополчанами убедило его создавать искусство, доступное широкой аудитории. После войны он начал использовать более яркую палитру для представления механических форм, отчасти вдохновленных пушками, самолетами и боевыми машинами, которые он имел опыт на поле боя. Он начал работать в различных средах: создавать гравюры и книжные иллюстрации, декорации и фрески, а также ряд знаменитых фильмов. Он будет продолжать это исследование на протяжении всей своей карьеры; В 1940-х и 1950-х годах он работал с витражами, гобеленами и керамикой.Во время Второй мировой войны Леже жил в Америке. Вернувшись во Францию, он вступил в Коммунистическую партию. В постоянных попытках достучаться до публики, его работа стала более упорядоченной и сосредоточенной на человеческой форме. Опытный писатель и теоретик, Леже утверждал, что искусство должно учиться у средств массовой информации, таких как кино и реклама, для общения с публикой.